К вопросу организации результатов оценки социальных ролей
Ю.Ф. Гущин
Результаты тестирования по тестам оценки социальных ролей предлагается обрабатывать и интерпретировать на основе представленной ниже типологической схемы. Заметим сразу, что речь здесь будет идти не о схеме социализированности, которая должна строиться на основе учета всей совокупности показателей, предусмотренных задачами оценки, а только о классификации данных, полученных в результате тестирования по тестам социальных ролей. И здесь дело в том, что положительные или отрицательные результаты, полученные учащимся в рамках тестирования по какому-то одному направлению, могут не совпадать с результатами тестирования по другим направлениям, а также итоговыми результатами оценки социализированности в целом.
Для тестирования социальных ролей были выделены следующие группы заданий:
1)задания, предназначенные для оценки знаний - терминов, понятий, социальных норм и образцов (моделей) поведения;
2)задания, предназначенные для оценки умений, связанных с выполнением социальных ролей (умений, связанных с анализом, оценкой и рефлексией);
3)задания, предназначенные для оценки знания учащимся последствий выполнения или не выполнения социальных ролей;
4)задания, связанные с оценкой мотивов поведения, указывающим на отношение учащихся к оцениваемым объектам и ситуациям;
5)задания, направленные на оценку ценностей, определяющих выбор учащимся тех или иных моделей поведения.
Таким образом, уже на предварительном этапе разработки тестов закладывалась определенная схема обработки данных тестирования. Следующая задача состояла в том, чтобы организовать порядок обработки и анализа результатов тестирования. Была разработана схема, определяющая порядок рассмотрения и анализа результатов тестирования.
На первом уровне (уровень знаний) анализируются данные, связанные с оценкой знаний. Данные на этом уровне организуются (группируются) в зависимости от того, знают или не знают учащиеся термины, понятия, социальные нормы и модели поведения. Оценка знаний определяет, фактически, уровень грамотности учащегося применительно к данной оцениваемой области.
На втором уровне (уровень умений) результаты тестирования организуются в зависимости от того, обладают или нет учащиеся определенными рефлексивно-аналитическими навыками и умениям – умениями анализировать, рефлектировать и оценивать социальные ситуации и поведение людей и определять на этой основе модели своего поведения.
На третьем уровне к показателям первых двух уровней добавляются показатели психологического характера. Они позволяют выявить предпочтения и установки учащегося в отношении усваиваемых ролей. Это в итоге позволяет о степени готовности учащегося к выполнению социальных ролей.
Данные тестирования можно последовательно рассматривать и анализировать в соответствии с показателями каждого из этих уровней. Этими показателями являются:
1.знание социальных ролей;
2.наличие или отсутствие у учащегося рефлексивно-аналитических умений;
3.понимание последствий, связанных с выполнением или не выполнением социальных ролей;
4.мотивы ролевого поведения;
5.ценности и установки, определяющие выбор учащимся вариантов поведения в различных значимых ситуациях.
Мотивы ролевого поведения (группа 4), ценности и установки (группа 5), служат, в основном, для выявления индивидуальных предпочтений учащегося в отношении тех или иных моделей поведения, определяемых ситуацией и/или социальной ролью. Понимание-непонимание последствий выполнения социальной роли (группа 3) характеризует способность индивида рефлексивно оценивать ситуацию и действовать в соответствии с усвоенными ценностями.
Анализ данных следует проводить последовательно двигаясь от уровня к уровню, включая в анализ все новые и новые группы показателей. Следует при этом иметь в виду, что неправильно делить учащихся на две противоположные группы, например, знающих социальные нормы и не знающих эти нормы, обладающих рефлексивно-аналитическими умениями и не обладающих ими, и т.д. На самом деле существует ряд промежуточных значений, которые также необходимо учитывать и особым образом интерпретировать. Кроме этого, мы имеем дело в данном случае а не с одним, а с группой показателем на каждом уровне. Например, группа «Знания» включает знание терминов и понятий, знание социальных норм (правил, законов) и знание образцов или моделей поведения. Приведем примеры того, как могут быть дифференцированы результаты тестирования, соответствующие уровню «Знания» (первый уровень анализа).
На этом уровне можно различить группы и подгруппы учащихся по следующим признакам:
1.1.учащиеся, демонстрирующие хорошее знание терминов, понятий, социальных нормы и модели поведения;
1.2.учащиеся не знающие или слабо знающие все перечисленное;
Промежуточной подгруппой здесь может быть усвоение понятий, терминов, социальных норм и моделей поведения на среднем (по статистическим показателям) уровне;
1.3.учащиеся хорошо усвоившие термины и понятия, относящиеся к оцениваемой области, но не знающие (не усвоившие) социальные нормы и моделей поведения. Эту группу, в свою очередь, можно разделить на три подгруппы в зависимости от уровня усвоения терминов и понятий. Основанием для выделения этой группы служит то обстоятельство, что учащиеся в рамках изучения соответствующих учебных дисциплин могут хорошо знать термины и понятия, но не знать социальных норм и моделей поведения;
Промежуточной подгруппой здесь может быть усвоение понятий, терминов, социальных норм и моделей поведения на среднем (по статистическим показателям) уровне;
1.3.учащиеся хорошо усвоившие термины и понятия, относящиеся к оцениваемой области, но не знающие (не усвоившие) социальные нормы и моделей поведения. Эту группу, в свою очередь, можно разделить на три подгруппы в зависимости от уровня усвоения терминов и понятий. Основанием для выделения этой группы служит то обстоятельство, что учащиеся в рамках изучения соответствующих учебных дисциплин могут хорошо знать термины и понятия, но не знать социальных норм и моделей поведения;
1.4.учащиеся, хорошо усвоившие термины, понятия, законы, правила, относящиеся к социальной роли, но не усвоившие образцы (модели) социального поведения (или не желающие вести себя с соответствии с этими образцами).
До сих пор говорилось о том, как дифференцировать различные факторы, характеризующие уровень усвоения социальных ролей. При этом остается вопрос, как обобщить разные показатели, т.е. сводить разные показатели к некоторым обобщенным, интегральным показателям. Одним из таких показателей является «грамотность». Этот показатель объединяет результаты, связанные с оценкой знаний, умений, связанных с выполнением социальной роли и социальных ценностей, относящихся к оцениваемой области. Уровень грамотности позволяет судить об уровне усвоения самых различных знаний, относящихся к социальной роли.
Другим обобщенным показателем уровня усвоения социальной роли может быть «психологическая готовность». По этому показателю объединяются результаты тестирования, полученные при оценке ценностей, мотивов поведения и установок учащегося.
Наконец, еще одним интегральным показателем может быть показатель «готовность к выполнению социальной роли» объединяющий результаты оценки уровня грамотности и психологическую готовность. В этом случае можно ввести специальный термин - «индекс готовности», характеризующий обобщенные результаты оценки социальной роли.