Психология и методология образования

Определение характеристик социальной адаптации

Осницкий А.К.

История развития личности проходит тернистый путь. Вначале, чем и славно детство в жизни человека, он принимает жизнь такой, какова она есть. Это пора безграничного доверия к опыту и знанию взрослых. Но проходит время, ребенок обретает свой опыт успехов и поражений, свой опыт преобладающих ценностей, свой опыт постижения не только ранее известного всем, но и нового, подчас доселе неизвестного никому, свой опыт установления взаимоотношений с окружающими. С приходом в школу, с переходом от принятых на веру знаний, к освоению научно доказательных, с переходом доверия от ограниченного круга авторитетов к полисемантическому знанию ребенок проходит период освоения "культуры сомнения" (у подростка она начинается с недоверия) и переживает "кризис оценивания", период выработки собственной системы оценок, который, по нашему мнению, наиболее точно отражает психологическую специфику вступления в подростковый возраст [9].

Именно с этим периодом связаны первые попытки упорядочить собственную систему ценностей, систему взаимоотношений с другими людьми, обрести умелость, проявить собственную активность. До сих пор он овладевал пространством от "не понимаю", "не знаю", через "что-то кажется понятным" к "теперь все, вроде бы, понял", "теперь знаю". На новом этапе новое знание рождается уже из перепроверки, испытания полученного знания — оно приближается к научному знанию, при добывании которого формулируется проблема и соответствующие предположения, затем предпринимаются попытки проверить эти предположения и найти более правильное решение.

Наибольшим достижением этого периода является бурное развитие рефлексии — осознания себя и возможных преобразований в окружении в самом себе. Именно благодаря ее интенсивному развитию оказывается возможным освоить и совершенствовать механизмы осознанной саморегуляции деятельности. Благодаря развивающейся рефлексии закрепляются и совершенствуются осознаваемые установки личности, обретающие мотивирующую силу в организации и самоорганизации поведения подростка.

По мере все большей представленности установок личности и исповедуемых ею ценностей в рефлексивном опыте, растет значение влияния собственно личностных движущих сил развития таких как самооценивание, самоприятие, приятие других, социальная направленность личности, стремление к доминированию, выраженность интернальности в решениях и действиях и др. Ряд перечисленных факторов личностного развития мы можем выяснить, применяя опросник социально-психологической адаптированности (шкала СПА), разработанный в 1954 году К. Роджерсом и Р. Даймондом [13].

Русифицированный вариант этого опросника опробован на разных выборках учащихся в отечественных школах и студентах вузов. Использовался он при изучении эмоционально-поведенческих нарушений у "трудных детей" в массовой школе [5]; при изучении трудностей перехода от младшего школьного к среднему обучению, как показатель школьной адаптации-дезадаптации [10]; при изучении адаптации к новым, более сложным условиям обучения в специализированной школе [12]; при изучении индивидуальных особенностей адаптации к условиям обучения в СПТУ и вузе [6, 7, 8, 9]. (стр.54)

"Как измерительный инструмент шкала СПА обнаружила высокую дифференцирующую способность в диагностике не только состояний школьной адаптации-дезадаптации, но и особенностей представления о себе, его перестройки в возрастные критические периоды развития и в критических ситуациях, побуждающих школьника к переоценке себя и своих возможностей" [12; с.91].

Вместе с тем следует отметить недостаточную нормированность показателей, получаемых с помощью этой методики в отечественных вариантах, и не всегда достаточную однозначность связи суждений в используемом опроснике с теми шкалами, с которыми они соотносятся. В качестве примера достаточно ознакомиться с вариантом опросника, опубликованным в 1987 году [12]. Это обстоятельство и побудило нас провести дополнительную работу с данным опросником по его редакции и адаптации к отечественным условиям. В процессе этой работы были предприняты меры по нормированию показателей, сведению их исчисления к процентной шкале, по определению тех границ, в рамках которых возможен надежный диагноз адаптированности или дезадаптированное обследуемых.

В таблице-ключе нами адаптированного опросника приведены установленные границы определения адаптации или дезадаптации, приятия себя или неприятия и т.д. для подростков (выборка около 600 человек), у которых отмечается более широкая зона неопределенности при интерпретации результатов, и для студентов (выборка из 280 человек). Границы определения этих показателей на выборке взрослых (110 человек) практически не отличались от тех, что установлены на выборке студентов.

 

ОПРОСНИК СПА

Инструкция: В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни.

 

ОПРОСНИК СПА

Инструкция: В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни.

Прочитав (или прослушав) очередное высказывание опросника, примерьте его к своим привычкам, своему образу жизни.

Чтобы указать, в какой мере это высказывание Вы можете отнести к себе. В бланке для ответов выберите один (наиболее подходящий, по вашему мнению) из семи вариантов оценки, пронумерованных цифрами от "О" до "6":

"О" — "это ко мне совершенно не относится"; . •

"1" — "это на меня непохоже";

"2" — "сомневаюсь, что это можно отнести ко мне";

"3" — "не решаюсь отнести это к себе";

"4" — "это похоже на меня, но нет уверенности";

"5" — "это на меня похоже";

"6" — "это точно про меня".

Выбранный Вами вариант ответа отметьте в Бланке для ответов в ячейке, соответствующей порядковому номеру высказывания.

ОПРОСНИК

1. Испытывает неловкость, когда вступает с кем-нибудь в разговор.

2. Нет желания раскрываться перед другими.

3. Во всем любит состязание, соревнование, борьбу.

4. Предъявляет к себе высокие требования.

5. Часто ругает себя за сделанное.

6. Часто чувствует себя униженным.

7. Сомневается, что может нравиться кому-нибудь из лиц противоположного пола.

8. Свои обещания выполняет всегда.

9. Теплые, добрые отношения с окружающими.

10. Человек сдержанный, замкнутый; держится ото всех чуть в стороне.

11. В своих неудачах винит себя.

12. Человек ответственный; на него можно положиться.

13. Чувствует, что не в силах, хоть что-нибудь изменить, все усилия напрасны.

14. На многое смотрит глазами сверстников.

15. Принимает в целом те правила и требования, которым надлежит следовать.

16. Собственных убеждений и правил не хватает.

17. Любит мечтать — иногда прямо среди бела дня. С трудом возвращается от мечты к действительности.

18. Всегда готов к защите и даже нападению; "застревает" на переживаниях обид, мысленно перебирая способы мщения.

19. Умеет управлять собой и собственными поступками, заставлять себя, разрешать себе; самоконтроль для него — не проблем.

20. Часто портится настроение: накатывает уныние, хандра.

21. Все, что касается других, не волнует; сосредоточен на себе; занят собой.

22. Люди, как правило, ему нравятся.

23. Не стесняется своих чувств, открыто их выражает.

24. Среди большого стечения народа бывает немножко одиноко.

25. Сейчас очень не по себе. Хочется все бросить, куда-нибудь спрятаться

26. С окружающими обычно ладит.

27. Всего труднее бороться с самим собой.

28. Настораживает незаслуженное доброжелательное отношение окружающих.

29. В душе — оптимист, верит в лучшее.

30. Человек неподатливый, упрямый; таких называют трудными.

31. К людям критичен и судит их, если считает, что они этого заслуживают.

32. Обычно чувствует себя не ведущим, а ведомым: ему не всегда удается мыслить и действовать самостоятельно.

33. Большинство из тех, кто его знает, хорошо к нему относится, любит его.

34. Иногда бывают такие мысли, которыми не хотелось бы ни с кем делиться.

35. Человек с привлекательной внешностью.

36. Чувствует себя беспомощным, нуждается в ком-то, кто был бы рядом.

37. Приняв решение, следует ему.

38. Принимает, казалось бы, самостоятельные решения, не может освободиться от влияния других людей.

39. Испытывает чувство вины, даже когда винить себя как будто не в чем.

40. Чувствует неприязнь к тому, что его окружает.

41. Всем доволен.

42. Выбит из колеи: не может собраться, взять себя в руки, организовать себя.

43. Чувствует вялость; все, что раньше волновало, стало вдруг безразличным.

44. Уравновешен, спокоен.

45. Разозлившись, нередко выходит из себя.

46. Часто чувствует себя обиженным.

47. Человек порывистый, нетерпеливый, горячий; не хватает сдержанности.

48. Бывает, что сплетничает.

49. Не очень доверяет своим чувствам: они иногда подводят его.

50. Довольно трудно быть самим собой.

51. На первом месте рассудок, а не чувство: прежде чем что-либо сделать, подумает.

52. Происходящее с ним толкует на свой лад, способен напридумывать лишнего... Словом — не от мира сего.

53. Человек терпимый к людям и принимает каждого таким, каков он есть.

54. Старается не думать о своих проблемах.

55. Считает себя интересным человеком — привлекательным как личность, заметным.

56. Человек стеснительный, легко тушуется.

57. Обязательно нужно напоминать, подталкивать, чтобы довел дело до конца.

58. В душе чувствует превосходство над другими.

59. Нет ничего, в чем бы выразил себя, проявил свою индивидуальность, свое Я.

60. Боится того, что подумают о нем другие.

61. Честолюбив, неравнодушен к успеху, похвале; в том, что для него существенно, старается быть среди лучших.

62. Человек, у которого в настоящий момент многое достойно презрения.

63. Человек деятельный, энергичный, полон инициатив.

64. Пасует перед трудностями и ситуациями, которые грозят осложнениями.

62. Человек, у которого в настоящий момент многое достойно презрения.

63. Человек деятельный, энергичный, полон инициатив.

64. Пасует перед трудностями и ситуациями, которые грозят осложнениями.

65. Себя просто недостаточно ценит.

66. По натуре вожак и умеет влиять на других.

67. Относится к себе в целом хорошо.

68. Человек настойчивый, напористый; ему всегда важно настоять на своем.

69. Не любит, когда с кем-нибудь портятся отношения, особенно — если разногласия грозят стать явными.

70. Подолгу не может принять решение, а потом сомневается в его правильности.

71. Пребывает в растерянности, все спуталось, все смешалось у него.

72. Доволен собой.

73. Невезучий.

74. Человек приятный, располагающий к себе.

75. Лицом, может, и не очень пригож, но может нравиться как человек, как личность.

76. Презирает лиц противоположного пола и не связывается с ними.

77. Когда нужно что-то сделать, охватывает страх: а вдруг — не справлюсь, а вдруг — не получится.

78. Легко, спокойно на душе, нет ничего, что сильно бы тревожило.

79. Умеет упорно работать.

80. Чувствует, что растет, взрослеет: меняется сам и отношение к окружающему миру.

81. Случается, что говорит о том, в чем совсем не разбирается.

82. Всегда говорит только правду.

83. Встревожен, обеспокоен, напряжен.

84. Чтобы заставить хоть что-то сделать, нужно как следует настоять, и тогда он уступит.

85. Чувствует неуверенность в себе.

86. Обстоятельства часто вынуждают защищать себя, оправдываться и обосновывать свои поступки.

87. Человек уступчивый, податливый, мягкий в отношениях с другими.

88. Человек толковый, любит размышлять

89. Иной раз любит прихвастнуть.

90. Принимает решения и тут же их меняет; презирает себя за безволие, а сделать с собой ничего не может.

91. Старается полагаться на свои силы, не рассчитывает на чью-то помощь.

92. Никогда не опаздывает.

93. Испытывает ощущение скованности, внутренней несвободы.

94. Выделяется среди других.

95. Не очень надежный товарищ, не во всем можно положиться.

96. В себе все ясно; себя хорошо понимает.

97. Общительный, открытый человек; легко сходится с людьми.

98. Силы и способности вполне соответствуют тем задачам, которые приходится решать; со всем может справиться.

99. Себя не ценит: никто его всерьез не воспринимает; в лучшем случае к нему снисходительны, просто терпят.

100. Беспокоится, что лица противоположного пола слишком занимают мысли.

101. Все свои привычки считает хорошими.

Результаты заполнения приводимого ниже "бланка для ответов" соотносятся со шкалами бланка-ключа. Подсчет производится простым суммированием тех баллов, которые испытуемый отмечал в бланке при ответе.

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

101

ФИО

 

 

 

 

 

 

Возраст

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

101

ФИО

 

 

 

 

 

 

Возраст

 

 

ПОКАЗАТЕЛИ И КЛЮЧИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

№№

Показатели

Номера высказываний

Нормы

1

а)

Адаптивность

4,5,9, 12, 15, 19,22,23,26,27,29,33, 35,37,41,44,47,51,53,55,61,63,67, 72, 74, 75, 78, 80, 88, 91, 94, 96, 97, 98

(68-170)68-136

 

б)

Дезадаптивность

2,6,7, 13, 16, 18,25,28,32,36,38,40, 42, 43, 49, 50, 54, 56, 59, 60, 62, 64, 69, 71, 73, 76, 77, 83, 84, 86, 90, 95, 99, 100

(68-170)68-136

2

а)

Лживость

34,45,48,81,89,

(18-45) 18-36

 

б)

 

8,82,92, 101

 

3

а)

Приятие себя

33, 35, 55, 67, 72, 74, 75, 80, 88, 94, 96

(22-52) 22-42

 

б)

Неприятие себя

7, 59, 62, 65, 90, 95, 99

(14-35)14-28

4

а)

Приятие других

9, 14,22,26,53,97

12-30) 12-24

 

б)

Неприятие других

2, 10,21,28,40,60,76

(14-35) 14-28

5

а)

Эмоциональный комфорт

23,29,30,41,44,47,78

(14-35) 14-28

 

б)

Эмоциональный дискомфорт

6, 42, 43, 49, 50, 83, 85

(14-35) 14-28

6

а)

Внутренний контроль

4,5, 11, 12, 13, 19,27,37,51,63,68, 79,91,98

(26-65) 26-52

 

б)

Внешний контроль

25,36,52,57,70,71,73,77

(18-45) 18-36

7

а)

Доминирование

58,61,66

(6-15) 6-12

 

б)

Ведомость

16,32,38,69,84,87

(12-30) 12-24

8

 

Эскапизм (уход от проблем)

17, 18,54,64,86

(10-25) 10-20

Зона неопределенности в интерпретации результатов по каждой шкале для подростков приводится в скобках, для взрослых — без скобок. Результаты "до" зоны неопределенности интерпретируются как чрезвычайно низкие, а "после" самого высокого показателя в зоне неопределенности — как высокие.

В представленной форме Опросник СПА использовался нами неоднократно при обследовании учащихся средних и старших классов, учащихся СПТУ, гимназий, колледжей и т.п. С его помощью и помощью других методик мы выявляли круг проблем подростка и связи переживаемых трудностей с наиболее важными изменениями и психологическими новоприобретениями этого возраста [3,11].

Опросник Роджерса-Даймонда, выявляет степень адаптированности-дезадаптированности в системе межличностных отношений и в качестве оснований для дезадаптации предполагает ряд разнообразных обстоятельств: низкий уровень самоприятия, низкий уровень приятия других, то есть конфронтация с ними, эмоциональный дискомфорт, который может быть весьма различным по природе, сильную зависимость от других, то есть экстернальность, стремление к доминированию. Как показывает практика, причины трудностей подростка, которые, по мнению многих авторов можно связать с трудностями освоения новых отношений, нового периода в жизни ребенка, множественны и могут быть представлены комплексами в самых разных сочетаниях.

Это и трудно складывающиеся отношения с родителями и сверстниками, и трудно осваиваемый процесс учения в школе, который трудно отдифференцировать от межличностных отношений со сверстниками, родителями и учителями, и трудности формирования жизненных планов и личностных позиций. В то же время обнаруживаемые трудности не отражают целиком и полностью позиций и поступков подростка, к ним не могут быть сведены все устремления и проявления его активности. Без сомнения остается достаточно большая область позитивных проявлений, которые и могут стать "опорной площадкой" в коррекционной работе с подростком и в его собственном самодвижении, саморазвитии.

Важным компонентом оформляющегося самосознания у подростка является самоуважение. Человек, который способен принять себя таким, каков он есть, верит в себя и считает, что он не хуже других, отчетливее видит перспективы своего роста и совершенствования, "Если человек не осознает свою идентичность на основе любви и самоуважения, то у него остаются по существу лишь два пути — конфронтация с обществом, выражающаяся зачастую в преступности, либо уход в себя... Иными словами, лишь тот осознает себя полноценной личностью, кто нашел свой путь к любви и самоуважению" [2; с.27-28].

Важным компонентом оформляющегося самосознания у подростка является самоуважение. Человек, который способен принять себя таким, каков он есть, верит в себя и считает, что он не хуже других, отчетливее видит перспективы своего роста и совершенствования, "Если человек не осознает свою идентичность на основе любви и самоуважения, то у него остаются по существу лишь два пути — конфронтация с обществом, выражающаяся зачастую в преступности, либо уход в себя... Иными словами, лишь тот осознает себя полноценной личностью, кто нашел свой путь к любви и самоуважению" [2; с.27-28].

Но самоуважение предполагает и самоутверждение в чем бы то ни было: в совместных играх, основном виде деятельности — учебе, хобби, во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Мы обозначаем период подростниче-ства, как кризис системы оценок всего того, что происходит вокруг подростка, и объявляем психологическим критерием вступления в подростковый период первые обстоятельные и последовательные сомнения в истинности оценок, которыми руководствуются взрослые и, мало того, пытаются передать их "по эстафете" подрастающим детям. Не столько стремлением к действенной самостоятельности, сколько к самостоятельности в оценивании стремится подросток, отсюда тянутся корни и негативизма, и многих других конфронтации. Да и конфликты взрослых с подростками в большинстве случаев, вызваны стремлением отстоять свои нормы оценивания.

Особо значимым в этот период является оформление целостной системы осознанного саморегулирования деятельности и поведения (также связанное с развитием рефлексии). Именно поэтому в первую очередь нас интересовало, в какой мере переживаемые подростком трудности связаны с формированием механизмов осознанной саморегуляции деятельности [4, 6, 14] и формированием компонентов регуляторного (субъектного) опыта [9].

В связи с этим специально оговоримся, что термин "адаптация" нами употребляется лишь как дань привычному его использованию. Отдавая себе полный отчет в том, что адаптивные механизмы составляют необходимую, но не единственную часть психической активности человека (вспомним, что НА. Бернштейн постоянно подчеркивал неадапатнвность поведения человека: "упражнение без повторения", не адаптацию к ситуации, а ее преодоление [1]), мы большое внимание в своих исследованиях отводим изучению механизмов, способствующих оформлению и развитию собственно субъектной — авторско-режиссерской активности человека. Именно эта активность делает человека способным быть относительно независимым и от ограничений природной обусловленности поведения, и от социального давления, а, следовательно, и относительно независимым от всякой ситуации, в которой ему приходится решать свои очередные задачи [9].

Ниже в качестве иллюстрации к применению опросника сравниваются результаты проведенного под нашим руководством обследования учащихся школы рабочей молодежи и учащихся 9 класса из гимназии гуманитарного профиля г. Ижевска — Таблица 1. Результаты свидетельствуют о том, что и у тех и других учащихся достаточно высокие показатели социальной адаптированности, самоприятия и принятия других. В Таблицах 2 и 3 показано, что у учащихся школы рабочей молодежи высокие показатели социальной адаптированности достигаются преимущественно за счет ставшей привычной опоры на агрессивные формы поведения (Таблица 2), а в гимназии — за счет более высокого (могло быть и лучше!) — развития системы осознанной саморегуляции (Таблица 3) и, в свою очередь, более высокого уровня развития рефлексии (Таблица 4). Все значения в таблицах приводятся в процентах. Результаты получены Пономаревой Л.Е. и Илларионовой В.В.

Таблица 1

Шкалы социальной адаптации
(К. Роджерс и Р. Даймонд)

УРОВНИ адаптированности

высокий ШРМ-Гим

средний ШРМ-Гим

низкий ШРМ-Гим

Адаптированность

22

78

57

43

 

Самоприятие

43

57

64

32

4

Приятие других

65

35

68

28

4

Эмоциональная комфортность

35

50

15

36

57

7

Интернальность

14

86

54

39

7

Стремление к доминированию

14

72

14

21

61

18

Условные обозначения:

Высокий уровень — значения адаптированности выше 60%.

Средний уровень — значения адаптированности от 40% до 60%.

Низкий уровень — значения адаптированности ниже 40%.

ШРМ — ученики школы рабочей молодежи — 9 кл.

Гим — ученики из 9 кл. гимназии.

Таблица 2.

Показатели агрессивности и ее причин у учащихся ШРМ: (Басс-Дарки)

Уровни проявления

высокий

средний

низкий

Физическая агрессия

86

14

Вербальная агрессия

86

14

Косвенная агрессия

21

35

44

Негативизм

72

28

Раздражительность

14

65

21

Подозрительность

35

50

15

Чувство обиды

57

14

29

Чувство вины

43

14

43

Показатели агрессивности и ее причин у учащихся ШРМ: (Басс-Дарки)

Уровни проявления

высокий

средний

низкий

Физическая агрессия

86

14

Вербальная агрессия

86

14

Косвенная агрессия

21

35

44

Негативизм

72

28

Раздражительность

14

65

21

Подозрительность

35

50

15

Чувство обиды

57

14

29

Чувство вины

43

14

43

 

Таблица 3. Связь показателей социальной адаптированности учащихся гимназии
с показателями сформированности осознанной саморегуляции

Шкалы
социальной адаптации

Уровни
проявления

Осознанная саморегуляция

достаточная

недостаточная

Адаптированность

высокий

46

 

 

11

 

 

средний

 

 

 

43

 

низкий

 

 

 

 

Самоприятие

высокий

39

 

 

25

 

 

средний

 

7

 

 

25

 

низкий

 

 

 

 

4

Приятие других

высокий

42

 

 

25

 

 

средний

 

4

 

 

25

 

низкий

 

 

 

 

4

Эмоциональная
комфортность

высокий

25

 

 

11

 

 

средний

 

21

 

 

36

 

низкий

 

 

 

 

7

Интернальность

высокий

36

 

 

18

 

 

средний

 

11

 

 

28

 

низкий

 

 

 

 

7

Стремление
к доминированию

высокий

11

 

 

11

 

 

средний

 

28

 

 

32

 

низкий

 

 

7

 

 

11

 

Таблица 4. Соотношение сформированное осознанной саморегуляции

Сформированность
саморегуляции

Уровни развития рефлексии

высокий

средний

низкий

достаточная (47%)

30

16

4

недостаточная (53%)

10

20

20

У учащихся с достаточно сформированной системой саморегуляции деятельности в 92% случаев мы имеем дело с высоким или средним уровнем развития рефлексии. При недостаточном уровне сформированности саморегуляции деятельности число таких случаев сокращается до 60%.

Общий уровень развития рефлексии — 76% высокого и среднего уровня развития — характеризует не только особенности данного возрастного периода, но и более высокие показатели развитости рефлексии у учащихся гимназии.

В целом методика СПА в данном варианте исполнения вполне пригодна для выявления ряда трудностей, испытываемых подростком, и в сочетании с другими методиками может быть надежным подспорьем психолога в коррекционной работе.

В целом методика СПА в данном варианте исполнения вполне пригодна для выявления ряда трудностей, испытываемых подростком, и в сочетании с другими методиками может быть надежным подспорьем психолога в коррекционной работе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. — М., 1966.

2. Глассер У. Школы без неудачников. М., 1991.

3. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации. // Вопросы психологии. 1984, № 4.

4. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М, 1980.

5. Мурзенко В.А. Диагностика и структура эмоционально-поведенческих нарушений у так называемых "трудных" детей в условиях массовой школы // Эмоциональный стресс и пограничные нервно-психические расстройства. Л., 1977.

6. Осницкий А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активности личности. М: Знание, 1986.

7. Осницкий А.К. Умения саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся. // Вопросы психологии, 1992. №№ 1, 2.

8. Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся. // Вопросы психологии, 1994, № 3.

9. Осницкий А.К. Психология самостоятельности. Москва-Нальчик, 1996.

10. Прихожан A.M. Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков: Дисс... канд. психол. наук. М., 1977.

11. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1984.

12. Снегирева Т.В. Методика изучения особенностей личностной саморегуляции // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. М., 1987.

13. Dymond R. Adjustment changes over Therapy Self-sorte. // Psychotherapy and Personality Changes. / Ed. by Rogers and R. Dymond. Chicago, 1954.

14. Kopp C.B. The Growth of Self-Regulation Caregivers and Children // N. Gisentag (ed.) Contemporary Topics in Developmental Psychology. N.Y. 1987.

 

( Журнал практического психолога. 1998. №1. С.54 64).