Оценка социализированности учащихся в практике работы школы
Смирнова Н.В., Анненкова М.М., Филатова Н.Е.
Школа № 236 работает по направлению «Оценка социализации учащихся» уже третий год. За этот период в школе было апробированы методики, перечисленные в таблице 1.
Таблица 1.
Учебный год | Апробируемая методика | Классы |
2009-2010 | Методика опросник Индекс толерантности | 7, 10 класс |
Тест Кеттелла-Ясюковой, 16 шкал | 7, 10 класс | |
Тест-опросник «Оценка социализированности учащихся» | 7, 10 класс | |
Тест «Ценностные ориентации» | 7, 10 класс | |
Шкала Социально-психологической адаптированности (СПА) | 7, 10 класс | |
Шкала базовых убеждений | 7, 10 класс | |
Опросник Ценностные отношения | 7, 10 класс | |
Методика оценки семейной социализации | 7, 10 класс | |
Методика «Моя семья» | 7, 10 класс | |
Методика оценки социально-бытовых ролей | 7, 10 класс | |
Сокращенный вариант методики Кеттелла-Ясюковой, 9 шкал | 7, 10 класс | |
Методика оценки экономической социализации | 7, 10 класс | |
2010-2011 | Методика оценки тревожности Филлипса | 7, 9 класс |
Ценностные ориентации | 7, 9 класс | |
Сокращенный вариант методики Кеттелла-Ясюковой, 9 шкал | 7, 9 класс | |
Методика «Взаимное оценивание» | 8 класс | |
2011-2012 | Методика оценки тревожности МОДТ | 6, 9 класс |
Тест социальной перцепции Фидлера-Ясюковой | 9 класс | |
Методика оценки уровня сформированности критического мышления. | 7, 9 классы |
Анализ содержания этих методик и полученные результаты тестирования позволили нам отобрать методики для проведения мониторинговых исследований по программе оценки уровня социализации учащихся. В этот блок методик вошли:
- сокращенный вариант методики Кеттелла-Ясюковой;
- методика оценки школьной тревожности Филлипса;
- методика «Ценностные ориентации».
Эти методики постоянно применяются в нашей школе в совместной работе психолога с педагогическим коллективом. В качестве дополнительных методик используются: Опросник «Индекс толерантности» и тест-опросник «Оценка социализированности учащихся», разработанная проф. М.И. Рожковым.
Эти методики были отобраны нами в связи с тем, что, по нашему мнению, именно они позволяют оценить требования к личностным результатам обучающихся по новым ФГОС (см. табл.2).
Таблица 2.
Требования к личностным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. | Методики |
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. | Сокращенный вариант методики Кеттелла-Ясюковой, 9 шкал Тест-опросник «Оценка социализированности учащихся» (социальная активность) |
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. | Опросник «Индекс толерантности» Опросник Ценностные ориентации школьников (отношение к человеку как таковому, как Другому, как Иному). |
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. | Опросник Ценностные ориентации школьников, Тест-опросник «Оценка социализированности учащихся» (шкала нравственность) |
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. | Сокращенный вариант методики Кеттелла-Ясюковой, 9 шкал (потребность в общении, дипломатичность) |
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях. | Опросник Ценностные ориентации школьников |
Требования к личностным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. | Методики |
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. | Сокращенный вариант методики Кеттелла-Ясюковой, 9 шкал Тест-опросник «Оценка социализированности учащихся» (социальная активность) |
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. | Опросник «Индекс толерантности» Опросник Ценностные ориентации школьников (отношение к человеку как таковому, как Другому, как Иному). |
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. | Опросник Ценностные ориентации школьников, Тест-опросник «Оценка социализированности учащихся» (шкала нравственность) |
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. | Сокращенный вариант методики Кеттелла-Ясюковой, 9 шкал (потребность в общении, дипломатичность) |
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях. | Опросник Ценностные ориентации школьников |
В результате апробации этих методик в течении трех лет и регулярных обсуждений результатов тестирования на педагогических советах школы, заседаниях МО классных руководителей, совещаниях при завуче и бесед с родителями школьников у нас сложилась определенная система работы, которую можно представить в виде циклограммы (см. рис. Циклограмма оценки социализации учащихся ГБОУ СОШ № 236).
Циклограмма оценки социализации учащихся в ГБОУ СОШ № 236.
Методика | Классы | Ответственные за проведение | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март |
«Оценка социализированности учащихся» | 5, 6 классы | Психолог, педагог-организатор ГЭП, классные руководители | 5 кл. | Педагогический совет | 6 кл. | Педагогический совет | |||
Методика оценки тревожности Филлипса | 5, 7 классы | Психолог, педагог-организатор ГЭП | 5 кл. | Совещание учителей, работающих в 5 кл. | 7 кл. | ||||
Методика Кеттелла-Ясюковой | 7, 9 классы | Психолог, педагог-организатор ГЭП | 9 кл. | 7 кл. | |||||
Опросник «Ценностные ориентации школьников» | 5,6,7,8,9 классы (1 раз в 2 года) | ЗВР, педагог-организатор, классные руководители | 7,8,9 классы. | 5,6 классы. | Педсовет | ||||
Опросник «Индекс толерантности» | 8 классы | ЗВР, педагог-организатор, классные руководители | 8 кл. | МО классных руководит. |
Примечание: 1. Данные методики могут использоваться и в других классах по индивидуальному запросу родителей, классных руководителей, в ходе проведения консультаций с учащимися по их запросам, однако фронтальный мониторинг проводиться по данному плану.
2. Апрель-май не отражены в плане, так как фронтальные диагностики в данный период не проводятся, ведется индивидуальная и групповая работа с учащимися (консультации, тренинги, классные часы).
Пояснения к циклограмме.
Прежде всего, заметим, что при разработке данной циклограммы учитывались особенности кадрового состава нашей школы. В школе работает один психолог и педагог-организатор ГЭП (с психолого-педагогическим образованием). Ведется тесное сотрудничество с заместителем директора по воспитательной работе, которому также помогает педагог-организатор. Этим обусловлен выбор ответственных за проведение перечисленных методик.
1. Оценка социализированности учащихся с использованием
методики М.И. Рожкова.
Цель: выявить уровень социальной адаптированности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.
1. Оценка социализированности учащихся с использованием
методики М.И. Рожкова.
Цель: выявить уровень социальной адаптированности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.
Методика была выбрана нами, не в последнюю очередь, в связи с тем, что обладает простотой проведения и обработки результатов (включает 20 вопросов и 4 шкалы) и наличием унифицированной шкалы оценки полученных результатов. Оценка проводится по трем уровням (высокий, средний и низкий) и четырем шкалам (социальная адаптированность, автономность, социальная активность и нравственность). По этой методике проводится тестирование в 5 классе в начале учебного года. Ее может проводить классный руководитель с целью знакомства с социально-психологическими особенностями детей. По результатам оценки психологическая служба школы совместно с классным руководителем подбирает соответствующие методики групповых занятий, направленных на устранение выявленных в классе проблем. Например, при низком уровне по шкале нравственности проводятся занятия, включающие следующие задания:
- Задание «Моральные дилеммы»
- Задание «Моральный смысл»
- Задание «Социальная реклама»
- Задание «Кодекс моральных норм»
Тестирование по этой методике проводиться повторно в 6-ом классе (в середине учебного года), с целью диагностики эффективности проведенных мероприятий.
2. Оценка толерантности учащихся с использованием опросника «Индекс толерантности».
Данный опросник используется при проведении тестирования в 8-х классах. Он, на наш взгляд, достаточно прост в использовании и при обработке результатов (опросник включает 22 вопроса). Нами были выбраны для более глубокого изучения следующие шкалы: «этническая толерантность», «социальная толерантность», толерантность как черта личности. При этом учитывалось соотношение результатов по этим шкалам с результатами оценки по шкале «Отношение к человеку как к иному» методики «Ценностные ориентации». В октябре месяце результаты тестирования по этой методике обсуждаются на заседании МО классных руководителей, с заместителем директора по воспитательной работе и с психологом. C учетом этих обсуждений разрабатывается план воспитательной работы в классе на текущий год. В него вносятся соответствующие изменения в классные часы, тренинги и другие мероприятия. Например, в план включается проведение занятия по теме «Я не такой, как все, и все мы разные», игра «Волшебный магазин», игра «Путешествие по странам» и др.
3. Проведение тестирования с использованием методики оценки школьной тревожности Филлипса.
Цель: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей среднего школьного возраста.
Тестирование по данной методике в 7-ом классе обусловлено тем, что, как правило, именно к концу учебного года наиболее часто проявляются поведенческие проблемы у семиклассников.
В качестве фронтальной диагностики обязательно включается в программу психологического сопровождения пятиклассников в адаптационный период (при переходе из начальной школы в 5-ый класс). Данная методика позволяет изучить многие индивидуальные особенности учащихся, относящиеся к адаптации в школе, а именно:
- отношения учащихся с учителями,
- сплоченность нового коллектива,
- уровень психологической комфортности каждого ребенка в классе. Это позволяет планировать и проводить соответствующую психолого-педагогическую работу с классом. План работы формируется после обсуждения сначала общих результатов тестирования на педагогическом совете школы (в ноябре м-це), а при наличии проблем в адаптации - на круглом столе учителей, работающих в 5-ом классе.
В начале учебного года тестирование по методике Филипса было проведено в 5-х классах (в конце октября м-ца) в рамках исследования процесса адаптации пятиклассников к средней школе. В 5 «Б» (гимназическом) классе большинство учащихся показали нормальный уровень тревожности, за исключением нескольких учащихся по отдельным шкалам.
Результаты 5 «А» класса (общеобразовательного), представленны на диаграмме 1.
Диаграмма 1.
Методика Филипса позволяет выявить как группы детей, у которых адаптация протекает нормально, так и тех, которые нуждаются в психологическом сопровождении. В 5-ом «А» классе к первой группе относятся 40% учащихся. У 60% учащихся наблюдался высокий или повышенный уровень тревожности.
Результаты учащихся, показавших повышенный уровень тревожности, были проанализированы по всем показателям, а также индивидуально, с построением индивидуальных профилей.
Следует заметить, что наиболее выраженными показателями отличаются шкалы с социальной направленностью, характеризующие отношение учащихся с значимым окружением (дети и взрослые). Стрессовыми являются ситуации, в которых ребенок может быть недооценен в своем стремлении к самоутверждению. Данного рода проявления тревожности закономерно и характерно для детей этого возраста, так как у них в этом возрасте формируется «картина мира» и выявляется собственная роль в ней, включая отношение со стороны значимых людей (сверстников и взрослых).
Результаты учащихся, показавших повышенный уровень тревожности, были проанализированы по всем показателям, а также индивидуально, с построением индивидуальных профилей.
Следует заметить, что наиболее выраженными показателями отличаются шкалы с социальной направленностью, характеризующие отношение учащихся с значимым окружением (дети и взрослые). Стрессовыми являются ситуации, в которых ребенок может быть недооценен в своем стремлении к самоутверждению. Данного рода проявления тревожности закономерно и характерно для детей этого возраста, так как у них в этом возрасте формируется «картина мира» и выявляется собственная роль в ней, включая отношение со стороны значимых людей (сверстников и взрослых).
В группе учащихся с повышенной тревожностью среди всех 8-ми показателей наиболее высокими являются общая тревожность (82%) и страх самовыражения (75%), что представлено на диаграмме 2. Высокие показатели по шкале «Страх самовыражения» отчасти объясняются более сложно протекающим процессом адаптации в связи с тем, что при переходе на следующую ступень обучения в класс пришло много новых учащихся из разных школ.
Диаграмма 2.
С учетом результатов тестирования и их обсуждения были проведены тренинги, направленные на развитие сплоченности коллектива, навыков взаимодействия и умения сотрудничать (упражнение «Сильные стороны», игра «Королевство», «Принятие решений», «Ниточка и иголочка»). Кроме того были даны рекомендации для классного руководителя (по воспитательной работе в классе), для родителей (на родительском собрании). При общей тревожности необходимо участие родителей, которое будет заключаться в поддержке, похвале, позитивных оценках действий ребенка. Так, например, при наличии страха самовыражения родителям рекомендуется научить ребенка выражать собственные мысли и чувства, позволить ему принимать решения самостоятельно, объяснять ребенку, что каждая точка зрения имеет право на существование и что никто не будет его ругать, если он проявит себя тем или иным способом. Учителям, в свою очередь, следует проявить терпение, не торопить такого ребенка при ответе на вопросы, создавать ситуации успешности, хвалить за достижения.
4. Проведение тестирования школьников с использованием методики Кеттелла-Ясюковой.
Данная методика позволяет получить представление о развитии ряда психологических характеристиках, характеризующих воспитанность и социализированность учащихся. В исследованиях использовался сокращенный вариант методики, включающий 9 шкал: исполнительность, самоконтроль, честолюбие, независимость, прагматизм, дипломатичность, конформизм, радикализм.
Группой педагогов и психологов школы были разработаны рекомендации по использованию результатов тестирования по методике Кеттелла-Ясюковой. Были разработаны кекомендации отдельно для учащихся, для классных руководителей и родителей). Они успешно применяются в нашей школе. Примеры рекомендаций для родителей, классных руководителей и учащихся приведены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1. Пример рекомендаций для родителей и классных руководителей.
Слабая зона (1) | Средняя зона (2) | Высокая зона (4) | |
Самостоятельность | Для развития самостоятельности, умения брать на себя ответственность за свои поступки и решения, используя умения ребенка слушать и слышать взрослого, следует в совместной с ним деятельности научить его планированию (от простого к сложному). Родителям нужно объяснить особенности восприятия ребенка и пагубность постоянного принятия решения за него. Необходимо проводить беседы с обязательным анализом различных ситуаций, предполагающих негативное влияние чужого (неверного) мнения. | Опираясь на способность ребенка к сотрудничеству и позитивному восприятию рекомендаций, следует проработать схему самостоятельного принятия решений в ответственные моменты в деловых играх-реконструкциях каких-либо событий. Родителям посоветовать чаще выслушивать мнение ребенка по тому или иному поводу, привлекать его к принятию совместных решений (в бытовых и др. ситуаций) и разработки тактики воплощения их в жизнь. | Использовать для коррекции сверхмерного стремления к лидерству, отсутствия пластичности в отношениях и категоричности суждений приемы групповых занятий тренингов, способствующих развитию навыков командного взаимодействия (умения слышать чужое мнение, договариваться в интересах общего дела и т.д.) с анализом результатов (успехов и ошибок). |
Таблица 2. Пример рекомендаций для учащихся
Слабая зона (1) | Средняя зона (2) | Высокая зона (4) | |
Самостоятельность | Обычно ты выполняешь то, что тебе говорят. С одной стороны, это хорошо, так как это воспитывает ответственность, исполнительность, что может пригодиться в учебе, работе. Но можешь поддаться влиянию сверстников, а они не всегда могут быть правы. Постарайся осознанно выбирать, за кем нужно следовать, а за кем далеко не всегда. А также подумай о том, что сам скоро станешь взрослым, а это подразумевает принятие самостоятельных решений, ответственность за себя и близких, а этому тоже еще нужно научиться. Попробуй начать решать самостоятельно для начала не очень значимые проблемы, постепенно переходя на более важные. | Ты можешь самостоятельно принимать решения в игровых и бытовых ситуациях, но теряешься в ответственные моменты, избегая самостоятельного принятия решений. Возможно, это из-за того, что ты боишься ошибиться. Подумай о том, что не пробуя, не ошибаясь – не научишься, и даже ошибки – не смертельны. | Ты стремишься всегда и во всем быть лидером, главенствовать над сверстниками и не всегда слушаешь старших. А ведь другие могут тоже предложить что-то интересное, о чем ты не подумал. И если всегда отвергать их идеи, навязывать только свои, друзья могут отвернуться от тебя. Постарайся также прислушиваться к мнению взрослых, так как в некоторых вопросах у них больше опыта и знаний, которые могут тебе пригодиться. Хорошо, что ты имеешь свое мнение по многим вопросам, но у других тоже есть своя точка зрения, учитывая которую ты сможешь лучше разобраться в ситуации. |
Слабая зона (1) | Средняя зона (2) | Высокая зона (4) | |
Самостоятельность | Обычно ты выполняешь то, что тебе говорят. С одной стороны, это хорошо, так как это воспитывает ответственность, исполнительность, что может пригодиться в учебе, работе. Но можешь поддаться влиянию сверстников, а они не всегда могут быть правы. Постарайся осознанно выбирать, за кем нужно следовать, а за кем далеко не всегда. А также подумай о том, что сам скоро станешь взрослым, а это подразумевает принятие самостоятельных решений, ответственность за себя и близких, а этому тоже еще нужно научиться. Попробуй начать решать самостоятельно для начала не очень значимые проблемы, постепенно переходя на более важные. | Ты можешь самостоятельно принимать решения в игровых и бытовых ситуациях, но теряешься в ответственные моменты, избегая самостоятельного принятия решений. Возможно, это из-за того, что ты боишься ошибиться. Подумай о том, что не пробуя, не ошибаясь – не научишься, и даже ошибки – не смертельны. | Ты стремишься всегда и во всем быть лидером, главенствовать над сверстниками и не всегда слушаешь старших. А ведь другие могут тоже предложить что-то интересное, о чем ты не подумал. И если всегда отвергать их идеи, навязывать только свои, друзья могут отвернуться от тебя. Постарайся также прислушиваться к мнению взрослых, так как в некоторых вопросах у них больше опыта и знаний, которые могут тебе пригодиться. Хорошо, что ты имеешь свое мнение по многим вопросам, но у других тоже есть своя точка зрения, учитывая которую ты сможешь лучше разобраться в ситуации. |
Эти рекомендации используются психологом при проведении бесед с родителями (при индивидуальном запросе), при консультировании классных руководителей и учителей-предметников, а также в индивидуальной работе с самими учащимися.
Полученные результаты тестирования по каждому классу обсуждаются на педагогический советах школы.
Полученные при проведении диагностики результаты позволяют выстроить индивидуальный профиль качеств личности каждого учащегося и класса в целом, сравнивать классы одной параллели. Эти данные позволяют видеть динамику достижений в развитии школьников.
Для иллюстрации остановимся на общем анализе результатов класса, которые могут быть полезны классным руководителям. Рассмотрим для примера несколько шкал.
На диаграмме результатов класса по методике Кеттелла-Ясюковой (см. диаграмму 3) видно, что волевой самоконтроль в целом по классу сформирован недостаточно. У 31% учащихся уровень самоконтроля низкий. Эти данные согласуются с результатами по шкале самостоятельности.
Диаграмма 3.
Для классного руководителя это может быть полезной информацией, позволяющей выявить детей, имеющих проблемы с организацией деятельности, которые могут действительно забывать домашние задания или другие порученные дела, которым необходимо уделять больше внимания и контролировать их.
Классному руководителю может быть рекомендовано установить контроль над записью домашних заданий, напоминать о порученных классу делах (дежурство, выпуск газет, участие в школьных мероприятиях и подготовка к ним). Родителям нужно посоветовать помогать учиться организовывать свою деятельность, планировать время - сначала совместно, но постепенно приучая к самостоятельности. Возможна также организация групповых занятий для учащихся, например, проведение занятий по теме «Общее планирование времени», «Планируем свой день» (составление хронокарты»), «Планируем неделю», «Еженедельник».
Классному руководителю также могут помочь результаты по шкале дипломатичности (стиль и манера общения). Если у большинства класса слабый или средний уровень дипломатичности, как в приведенном примере, то в первую очередь необходимо уделить больше внимания проведению воспитательных бесед на классных часах. Если этого недостаточно, то следует поговорить с родителями, чтобы выявить стиль общения с детьми дома, в семье, что позволит лучше понять причины сложившейся ситуации. Наконец, классный руководитель может обратиться к психологу с просьбой провести тренинг с классом или группой учащихся с целью формирования навыков адекватного общения в разных ситуациях. В этом случае используются тренинги: «Кто прав?», «Общее мнение», «Дискуссия»; упражнения «Список качеств, необходимых для общения», «Хвалить или ругать?», «Пирог с начинкой» (просьба, отказ); игра «Ситуации».
Приведем пример использования результатов данной диагностики для индивидуальной работы с учащимся (см. диаграмму 4).
Диаграмма 4.
Как видно из диаграммы учащийся имеет высокий уровень конформизма, слабый радикализм и слабое честолюбие. Остальные показатели находятся на среднем или хорошем уровне. Этот учащийся придерживается мнения большинства, не умеет отстаивать свою точку зрения, а нередко не имеет и собственного мнения (как правило, такие учащиеся имеют слабую или среднюю самостоятельность, что мы и видим на данном примере). Обычно, классный руководитель в целом ориентирован в особенностях своих учащихся, связанных с его поведением, отношением с одноклассниками и учителями, отношением к учебе и школьным делам. Но не всегда он может определить степень выраженности наблюдаемых качеств и особенностей, понять, необходима ли его помощь и как ее осуществить. Поэтому диагностика необходима, в том числе для того, чтобы получить рекомендации психолога по работе с учащимися. Например, в случае нежелания ребенка участвовать и добиваться результатов в деятельности школы и класса (слабый уровень развития честолюбия) психолог может, с учетом результатов диагностики, провести беседу, выявить интересы и склонности ребенка, найти интересное и перспективное занятие. В свою очередь, классный руководитель, получив рекомендации психолога, планирует и проводит конкретные мероприятия с учащимися.
В данном случае рекомендации, согласно индивидуальному профилю учащегося, могут выглядеть следующим образом:
Рекомендации для учащегося.
Шкалы | Уровень | Рекомендации |
Исполнительность | Хороший | - |
Самоконтроль | Средний | Ты умеешь заранее подготовиться к какой-то работе, причем без напоминания со стороны взрослых, но, к сожалению, так происходит пока не всегда. Постарайся заранее продумывать свои действия, планировать их, придерживаться определенного распорядка, и тогда сможешь больше достичь. |
Честолюбие | Слабый | Ты умеешь заранее подготовиться к какой-то работе, причем без напоминания со стороны взрослых, но, к сожалению, так происходит пока не всегда. Постарайся заранее продумывать свои действия, планировать их, придерживаться определенного распорядка, и тогда сможешь больше достичь. |
Самостоятельность | Средний | Ты можешь самостоятельно принимать решения в игровых и бытовых ситуациях, но теряешься в ответственные моменты, избегая самостоятельного принятия решений. Возможно, это из-за того, что ты боишься ошибиться. Подумай о том, что не пробуя, не ошибаясь – не научишься, и даже ошибки – не смертельны. |
Прагматизм (реализм) | Хороший | - |
Дипломатичность | Средний | Ты умеешь общаться с разными людьми, учитывая их особенности, саму ситуацию общения, оставаясь самим собой. Постарайся сохранить и развить эту свою способность, тогда тебе будет по-прежнему легко и интересно общаться с разными людьми, узнавать что-то новое от них. |
Конформизм | Высокий | Тебе неуютно в одиночестве, нужно одобрение компании, ты хочешь быть похожим на лидера компании. Но у каждого человека есть свои особенности, индивидуальность, которую не следует терять, полностью сливаясь с группой, даже очень хороших людей. И не жди полного одобрения своих поступков всегда и ото всех, так как люди разные, и мнение у каждого свое. |
Радикализм | Слабый | Ты всегда и во всем следуешь правилам, к которым привык с детства. Но жизнь не стоит на месте, обстоятельства меняются, и иногда нужно уметь к ним приспосабливаться, меняя привычные формы поведения в соответствии с изменением ситуации. |
Шкалы | Уровень | Рекомендации |
Исполнительность | Хороший | - |
Самоконтроль | Средний | Ты умеешь заранее подготовиться к какой-то работе, причем без напоминания со стороны взрослых, но, к сожалению, так происходит пока не всегда. Постарайся заранее продумывать свои действия, планировать их, придерживаться определенного распорядка, и тогда сможешь больше достичь. |
Честолюбие | Слабый | Ты умеешь заранее подготовиться к какой-то работе, причем без напоминания со стороны взрослых, но, к сожалению, так происходит пока не всегда. Постарайся заранее продумывать свои действия, планировать их, придерживаться определенного распорядка, и тогда сможешь больше достичь. |
Самостоятельность | Средний | Ты можешь самостоятельно принимать решения в игровых и бытовых ситуациях, но теряешься в ответственные моменты, избегая самостоятельного принятия решений. Возможно, это из-за того, что ты боишься ошибиться. Подумай о том, что не пробуя, не ошибаясь – не научишься, и даже ошибки – не смертельны. |
Прагматизм (реализм) | Хороший | - |
Дипломатичность | Средний | Ты умеешь общаться с разными людьми, учитывая их особенности, саму ситуацию общения, оставаясь самим собой. Постарайся сохранить и развить эту свою способность, тогда тебе будет по-прежнему легко и интересно общаться с разными людьми, узнавать что-то новое от них. |
Конформизм | Высокий | Тебе неуютно в одиночестве, нужно одобрение компании, ты хочешь быть похожим на лидера компании. Но у каждого человека есть свои особенности, индивидуальность, которую не следует терять, полностью сливаясь с группой, даже очень хороших людей. И не жди полного одобрения своих поступков всегда и ото всех, так как люди разные, и мнение у каждого свое. |
Радикализм | Слабый | Ты всегда и во всем следуешь правилам, к которым привык с детства. Но жизнь не стоит на месте, обстоятельства меняются, и иногда нужно уметь к ним приспосабливаться, меняя привычные формы поведения в соответствии с изменением ситуации. |
Рекомендации для родителей.
Шкалы | Уровень | Рекомендации |
Исполнительность | Хороший | - |
Самоконтроль | Средний | Для формирования навыков самоконтроля посоветовать родителям помогать ребенку заранее продумывать и планировать все, что ему необходимо сделать (составляя распорядок дня, записывая напоминания о важных делах) |
Честолюбие | Слабый | Помочь ребенку путем бесед с ним, с родителями и проведением диагностических методик выявить его склонности, интересы и способности. На основе чего порекомендовать перспективные для него занятия. |
Самостоятельность | Средний | Опираясь на способность ребенка к сотрудничеству и позитивному восприятию рекомендаций, следует проработать схему самостоятельного принятия решений в ответственные моменты в деловых играх-реконструкциях каких-либо событий. Родителям посоветовать чаще выслушивать мнение ребенка по тому или иному поводу, привлекать его к принятию совместных решений (в бытовых и др. ситуаций) и разработки тактики воплощения их в жизнь. |
Прагматизм (реализм) | Хороший | - |
Дипломатичность | Средний | На пути к «здоровой социализации» |
Конформизм | Высокий | Работа направлена на повышение самооценки ребенка (опора на имеющиеся достоинства и достижения; от малого к большего; пробы принятия на себя роли ответственного за какую-либо коллективную деятельность). |
Радикализм | Слабый | Включить в программу групповых занятий (использовать и в классных часах) элементы метода дилемм. С помощью которого показать разнообразие жизненных ситуаций, благополучный исход которых зависит от верного выбора адекватной формы поведения в данный момент. |
5. Проведение тестирования с использованием опросника «Ценностные ориентации».
Цель: изучение личностного роста учащихся, развития гуманистических ценностных отношений личности к миру, к людям, к самому себе.
В наших исследованиях использовался сокращенный вариант методики «Личностный рост» (авторы: И.В.Кулешова, П.В.Степанов, Д.В.Григорьев). Тестирование проводилось в 5-9 классах. Сокращенный вариант содержит 42 вопроса, что значительно сократило время на обработку и анализ результатов.
Наш опыт показал, что данная методика может проводиться не чаще 1 раза в 2 года. В первый год диагностируются все классы, в дальнейшем 5-я, 7-я и 9-я параллели. Результаты тестирования по данной методике обсуждаются на педагогическом совете школы в феврале. В нашей школе этот педсовет ежегодно посвящен воспитательной работе. На основании полученных результатов классным руководителем составляется план воспитательной работы с классом.