Психология и методология образования

Классификационные схемы как средство организации результатов оценки социализации учащихся

Ю.Ф. Гущин

Одним из показателей при оценке социализации является уровень усвоения человеком социальных и культурных норм и образцов поведения. Подход к оценке результатов социализации с учетом этого показателя был рассмотрен в одном из текстов, посвященных оценке социализации учащихся (см. [1]). При этом мы исходим из того, что знание или незнание социальных и культурных норм и образцов поведения может быть причиной (одной из причин) социально одобряемого или отклоняющегося поведения. Однако, очевидно, что само по себе знание социальных норм не гарантирует того, что реальное поведение будет соответствовать усвоенным социальным нормам. Другим значимым фактором, определяющим  социальное поведение индивида, является его отношение к усваиваемым нормам – внутреннее согласие или несогласие с этими нормами, их «принятие» или неприятие (отклонение).

   Термин «усвоение», является педагогическим и относится к сфере образования, тогда как «принятие» является психологическим понятием, характеризующим результат психологической и личностной оценки усвоенного. Таким образом, если рассматривать все это в контексте оценки результатов социализации, то можно выделить две пары показателей оценки, связанных с усвоением социальных норм и ролей: 1) знание – незнание норм и 2) их принятие или отклонение индивидом. Сочетание этих пар понятий позволяет выделить следующие виды социализации:

1. Индивид знает социальные нормы и внутренне согласен с ними (принимает их) Этот тип может быть охарактеризован как успешная социализация (адаптированный тип).

2. Индивид знает социальные нормы, но не согласен с ними. Этот вид условно можно назвать скрытой конфликтной социализацией. Хотя в своем реальном поведении человек может следовать усвоенным нормам (например, из-за страха наказания или неодобрения со стороны окружающих), внутренне (психологически) он с ними не согласен (не принимает их)

3. Социальные нормы, как знания, у человека отсутствуют, но он стихийно принимает и следует тем образцам поведения, которые наблюдает в повседневной жизни. Этот тип условно можно назвать «стихийной социализацией».

4. Наконец еще один тип, это когда человек отвергает те нормы и формы поведения, которые знает и наблюдает в повседневной жизни, и ведет себя вопреки этим нормам Этот тип связан с социальной дезадаптацией индивида и может быть назван  социально конфликтной социализацией.

Эта типология не учитывает многих факторов, влияющих на выбор конкретного поведения и результаты социализации в целом. Например, первый тип «Индивид знает социальные нормы и внутренне согласен с ними (принимает их)» может быть по разному интерпретирован в зависимости от того, что представляют собой усваиваемые нормы  точки зрения нравственных и гуманитарных ценностей и осознанно или неосознанно индивид принимает их. Если индивид принимает и усваивает нормы и образцы поведения неосознанно, то с социальной точки зрения это можно это можно назвать успешной социализацией, но с психологической – это конформистская социализация. Если индивид осознанно принимает номы и образцы поведения, которые ему транслируются, то здесь также могут быть разные варианты. Например, осознанное принятие норм, которые, как знает индивид, не соответствуют общечеловеческим гуманистическим ценностям, говорит о его приспособленчивости (из каких-то, например, корыстных соображений). Такое поведение можно назвать успешным с точки зрения индивидуальных корыстных мотивов поведения,  но вряд ли это можно назвать успешной социализацией. Успешной может быть названа социализация (с учетом выделенных признаков), когда индивид осознанно принимает усваиваемые социальные нормы и образцы поведения, которые соответствуют нравственным установкам и ценностям, и он знает об этом, т.е. имеет устойчивые этические представления о ценностях и опирается на них в своем поведении. 

 Таким образом, анализ показывает, что принятие и отклонение социальных норм  связано с таким качеством, как осознанность. Иначе говоря, принятие, как и непринятие (отклонение) может иметь основанием осознанность или неосознанность усваиваемых социальных норм. При этом, однако, остается вопрос: что понимать под осознанностью и чем она определяется?

Под осознанностью в данном случае мы понимаем осознание (рефлексию) индивидом собственной деятельности, поведения и личности. Осознанность в этом смысле зависит не только от уровня развития рефлексии и критического мышления, но и от этической составляющей поведения.

Сочетание пар понятий «принятие – отклонение» социальных норм и их осознанность-неосознанность позволяет дополнить предыдущую типологию (см. таблицу 1).

Типы социализации учащихся

При наличии способности к обособлению

При отсутствии способности к обособлению

Осознанное

Неосознанное

Осознанное

Неосознанное

Принятие учащимся усваиваемых социальных норм, образцов поведения и ценностей

1. Успешная социализация

2. Просоциальная социализация

3. Защитная социализация

4. Конформистская социализация

Отклонение учащимся социальных норм, образцов поведения и ценностей

5. Протестная социализация

6. Конфликтная социализация1

(социальный конфликт)

7. Конфликтная социализация 2

(психологический конфликт)

8. Конформистская социали

зация

При наличии способности к обособлению

При отсутствии способности к обособлению

Осознанное

Неосознанное

Осознанное

Неосознанное

Принятие учащимся усваиваемых социальных норм, образцов поведения и ценностей

1. Успешная социализация

2. Просоциальная социализация

3. Защитная социализация

4. Конформистская социализация

Отклонение учащимся социальных норм, образцов поведения и ценностей

5. Протестная социализация

6. Конфликтная социализация1

(социальный конфликт)

7. Конфликтная социализация 2

(психологический конфликт)

8. Конформистская социали

зация

Тип 1 - Успешная социализация. Данный тип социализации следует считать успешным на том основании, что он характеризуется осознанным принятием усваиваемых социальных норм при наличии обособления, т.е. совпадения усваиваемых норм с внутренними (психологическими) установками и ценностями личности.

Тип 2 – Просоциальная социализация. Общая характеристика типа: неосознанное принятие усваиваемых социальных норм при наличии способности к обособлению, т.е. внутренне человек независим и имеет свою позицию в жизни). Этот тип характеризует человека, который просоциально ориентирован и не способен критически относиться к усваиваемым социальным нормам (основной недостаток – отсутствие рефлексивной оценки усваиваемого и критичности).  

Тип 3 – «Защитная» социализация – характеризуется осознанным принятием социальных норм при отсутствии личностной автономии (обособления). Для этого типа характерно, что человек внешне демонстрирует своему социальному окружению принятие групповых норм, но в то же время во внутренне (психологически) не согласен с ними. Такая форма социального поведения обусловлена тем, что человек по разным причинам боится продемонстрировать свое несогласие с группой. По своей сути - это конформистская позиция.

Типы 4 и 8 относятся к  конформистской социализации.

Тип 4  характеризуется неосознанным принятием социальных норм при отсутствии личностной автономности (обособления). Отсутствие личностной автономии и рефлексии закономерно приводит в итоге к проявлениям конформизма в социальном поведении.

Тип 8 характеризуется неосознанным отклонением социальных норм при отсутствии обособления (личностной автономии). Другими словами, человек идентифицирует себя с группой и при этом не критически принимает групповые нормы.

Тип 5 – «Протестная» социализация. Общая характеристика типа - осознанное отклонение социальных норм при наличии обособления (личностной автономии). Человек этого типа критически (осознанно) относится к существующим социальным нормам, отвергая их на том основании, что они не соответствуют его внутренним целям, ценностям и установкам.

Типы 6 и 7 относятся к конфликтной социализации.

Общая характеристика типа 6: социальные нормы отклоняются человеком, при этом он обладает личностной автономией. Основанием для отклонения служит то, что  социальные (например, групповые) нормы не совпадают с внутренними для личности целями, установками и ценностями. Налицо конфликт внешних, социальных и внутренних, личностных норм и ценностей. Внутренние убеждения при этом обладают приоритетом перед внешними (групповыми) ценностями и нормами.

Общая характеристика типа 7. Социальные нормы отклоняются, причем осознанно, т.е. человек осознает для себя противоречие между своими внутренними убеждениями и внешними (групповыми) нормами. Но при отсутствии личностной автономии это противоречие остается внутренней проблемой для человека, поскольку он не может (не способен) противостоять в своем внешнем поведении группе и ее ценностям, так как не обладает в полной мере самостоятельностью и независимостью.

Таким образом, на самом деле «чистых» типов социализации не восемь, а меньше (4), поскольку типы 3, 4 и 8 представляют собой разновидности (подтипы) конформистской социализации, а типы 5, 6 и 7 – разновидности (подтипы) конфликтной социализации.