Психология и методология образования
  • Главная
  • Прикладные и научно-методические вопросы психологии образования

Прикладные и научно-методические вопросы психологии образования

Внутренняя мотивация при решении творческих задач: возникновение и повышение уровня входе обучения эвристическим приемам

И. И. Ильясов, А. Ю. Седлов

В статье приводятся результаты исследования мотивационного компонента интеллектуальной активности студентов при решении творческих задач. Диаг­ностика проводилась с помощью методики «Креативное поле» Д. Б. Богоявлен­ской до и после обучения испытуемых эвристическим приемам мышления по методике И.И. Ильясова. Получены дополнительные данные о положительном влиянии внутренней (познавательной) мотивации на успешность решения творческих задач. Выявлена возможность порождения внутренней мотивации и повышения ее уровня посредством обучения эвристическим приемам.

Эмпирическое исследование образно-символического мышления педагогов

Л.Т. Потанина, И. И. Ильясов

В статье исследуется образно-символический язык как результат образно-символического мышле­ния, характеризуемый с позиций содержания личностно-смыслового пространства человека и его спо­собности самостоятельно порождать образы. Анализируется влияние на нравственное развитие лично­сти образно-символического языка, в качестве средств которого рассматриваются символ и такие близ­кие, но не тождественные ему художественные структуры, как метафора, аллегория, художественный образ. Представлены эмпирические результаты оценки уровней сформированности образно-символиче­ского мышления, оцениваемые параметрами широты, глубины, оригинальности образно-символическо­го языка и способностью репрезентации мира в эмоционально-образной форме у педагогов общеобразо­вательных школ в разных регионах России.

Особенности восприятия психологических характеристик человека по его лицу: дифференциальный подход

Артемцева Н.Г., Ильясов И.И.

Тематика восприятия человеческого лица достаточно глубоко проработана в исследованиях по общей психологии в рамках поиска механизма восприятия (У. Найссер, Дж. Гибсон, В. А. Барабанщиков, А. Д. Логвиненко и др.); выявления характерных особенностей распознания людей (В. А. Лабунская, Т. Нийт, В. Н. Панферов, Г. В. Курбатова, С.В. Кондратьева и др.); проблемы формирования первого впечатления и межличностной перцепции достаточно хорошо изучены в контексте восприятия человека человеком (А. А. Бодалев, Н. И. Бабич Г. В. Дьяконов, Л. Н. Иванская, И. Изард,, Е. Л. Петрова, P. Ekman, J. Shepherd , V. Bruce и др.); диагностика личностных характеристик по структуре лица широко представлена в исследованиях по физиогномике (Аристотель, И. Бурдон, Э. Ледо, Э. Кречмер и др.). Вопрос о том, какие объективные характеристики лица порождают эту вариативность, объясняет наметившийся в последнее время особый интерес к проблемам пространственной асимметрии лица (M. Skinner, Dr. Br.Mullen, L. Young, А. Ануашвили и др.). Как показывает анализ этих работ (см. Ильясов И.И., Нагибина Н.Л., Артемцева Н.Г., 2004), восприятие конкретного человеческого лица отличается большой вариативностью.

Развивающее обучение в становлении учебной самостоятельности

Ильясов И.И.

В настоящее время умение учиться значительно чаще, чем прежде рассматривается как очень важная и ценная способность личности, а ее формирование считается чуть ли не основной задачей обучения человека на всех уровнях системы образования. Авторы книги «Развитие учебной самостоятельности», на которую мы рекомендуем обратить внимание психологов образования, педагогов и всех читателей, интересующихся проблемами развития учащихся, давно работают по данной теме в рамках исследований, проводимых на основе концепции учебной деятельности и развития теоретического мышления в обучении по системе Эльконина–Давыдова.

Система учебных умений

Ильясов И.И.

Учебные умения здесь это способности учащегося осуществлять процесс учения со всеми его компонентами и составляющими их подкомпонентами. Процесс учения это приобретение новых для учеников знаний об объектах, процессах и действиях с ними. Приобретение знаний включает познавательный процесс их построения и мнемический процесс их закрепления в индивидуальном опыте обучаемых.

Анализ научно-методических разработок в области оценки образовательных достижений школьников

Ю.Ф. Гущин

Настоящий информационно-аналитический материал посвящен обзору и анализу отечественных научно-методических разработок в области оценки образовательных достижений. Если бы задача состояла только в том, чтобы сделать обзор публикаций в данной области, то ее выполнение не требовало бы никаких дополнительных разъяснений и не вызывало бы вопросов: нужно было бы отобрать соответствующий материал, распределить его по рубрикам и кратко охарактеризовать каждый из них. Однако ключевое здесь слово «анализ» и это требует уже иного подхода к материалу и некоторых пояснений.

Проблемы оценки качества образования в педагогической теории и практике

О.Б. Логинова

В настоящее время все больше осознается, что образовательную ценность представляет не столько присвоенная человеком система знаний, сколько освоение способов их получения, умение осознать потребность в новом знании, умение быстро и эффективно – самостоятельно или во взаимодействии с другими людьми – восполнить имеющиеся пробелы.

Российский опыт формирования и развития систем оценки качества образования в России

Ю.Ф. Гущин

Повышение качества российского образования требует, как показывает, анализ, реализации ряда новых проектов и исследовательских программ. Одним из таких проектов является создание общероссийской системы оценки качества образования. О необходимости создания такой системы говорится в том числе и в ряде нормативных документов, в том числе в Законе РФ “Об образовании” и «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».

Психолого-педагогическая модель выпускника, разработанная в целях успешности обучения и развития общеобразовательной школы

Осницкий А.К.

Указанная задача предваряет решение задач экспертизы результатов обучения, оптимизации социальной адаптации старшеклассников, реабилитации учащихся при установленных отклонениях от нормальной траектории обучения, воспитания и развития.

Школьные годы – годы организованного и целенаправленного овладения учащимися основами учебной деятельности и правил человеческого общежития – играют чрезвычайно важную роль в процессе социализации личности, в процессе формирования качеств, необходимых для эффективной жизнедеятельности в обществе.

Психологические факторы использования тестов оценки результатов обучения

Ю.Ф. Гущин

1. Факторы, определяющие понимание тестовых заданий

Тестовые задания можно рассматривать как разновидность сообщений или текстов, адресованных учащимся с определенной целью. Цель этих сообщений состоит в том, чтобы проверить и оценить их знания по соответствующим разделам учебного материала. Но вначале эти сообщения должны быть правильно (адекватно) поняты учащимся. Если этого нет, то трудно ожидать, что цели оценки будут реализованы и достигнуты.

Психологические особенности тестовой формы контроля результатов обучения

Ю.Ф. Гущин

Использование педагогических тестов для контроля знаний школьников - достаточно новая для многих школ (и школьников) форма контроля знаний. Считается, что надежность и объективность контроля при педагогическом тестировании является одним из главных его преимуществ. Однако необычность и непривычность этой формы контроля для учителей и учащихся может приводить к отрицательным влияниям на результаты тестирования. Причины и обстоятельства такого влияния могут быть самыми разными. Для организаторов тестирования, методистов и учителей важно, поэтому, знать и предвидеть такого рода влияния и уметь их компенсировать с помощью специальных мероприятий.

Организация контроля и оценки в рамках программированного обучения

Ю.Ф. Гущин

В 60-х-70-х годах широкое распространение в педагогике и практике обучения получило направление, получившее название программированного обучения. Для описания процессов обучения здесь используются не только психологические и педагогические понятия и представления, но некоторые идеи и представления, почерпнутые из  информатики и кибернетики.  Сторонники данного подхода считают, что вполне допустимо рассматривать обучение как частный случай информационно-управляющих систем и поэтому для его описания могут использоваться понятия и аппарат информационной теории.  

Анализ исследований по проблеме качества образования

Ю.Ф. Гущин

Проблема качества обучения на протяжении многих лет была и остается одной из центральных в образовании. Но особенно ее актуальность и заинтересованность в ее положительном решении проявляется в связи с разработкой таких масштабных образовательных проектов, как ЕГЭ и стандарты образования. В этой связи особый интерес представляют исследования, посвященные изучению этой проблемы. 

Психолого-педагогические основы программированного обучения

Ю.Ф. Гущин

Методические указания для студентов специальности «Инженер-педагог».

Методические указания содержат анализ основных направлений и концепций в области программированного обучения. Они являются дополнительным материалом при изучении темы «Программированное обучение» в курсе «Психология». Предназначены для знакомства студентов с классическими концепциями программированного обучения».

Этический выбор и самоопределение инженера

Ю.Ф. Гущин

В статье обсуждается  связь между этическими, профессиональными и личностными аспектами поведения специалиста. Известно, что в основе ситуаций, рассматриваемых в инженерной этике, лежит этический конфликт. Достаточно типичной для инженерной этики является ситуация, описываемая в статье Майкла Девиса “Думать как инженер “ ([1]).