Психология и методология образования

Психологические особенности тестовой формы контроля результатов обучения

Ю.Ф. Гущин

Использование педагогических тестов для контроля знаний школьников - достаточно новая для многих школ (и школьников) форма контроля знаний. Считается, что надежность и объективность контроля при педагогическом тестировании является одним из главных его преимуществ. Однако необычность и непривычность этой формы контроля для учителей и учащихся может приводить к отрицательным влияниям на результаты тестирования. Причины и обстоятельства такого влияния могут быть самыми разными. Для организаторов тестирования, методистов и учителей важно, поэтому, знать и предвидеть такого рода влияния и уметь их компенсировать с помощью специальных мероприятий.

Традиционно в рамках тестирования выделяют два основных этапа: подготовку и собственно тестирование. Подготовка включает знакомство учащихся с тестовой формой контроля, правилами проведения тестирования, правильного заполнения бланка ответов и т.д. Для младших школьников учителям рекомендуется, кроме того, проводить пробное, предварительное тестирование, используя для этого специально подготовленные для этой цели тестовые задания. Следует согласиться с тем, что получение предварительных знаний и опыта в тестировании позволяет в ряде случаев снять проблемы, связанные с непривычной обстановкой и другими обстоятельствами, отрицательно влияющими на проведение и результаты тестирования. Но это не всегда удается, а, кроме того, эффективность указанных мероприятий значительно возрастает, если известны причины, могущие вызывать трудности у учащихся в процессе тестирования. Кроме того, знание причин позволяет более целенаправленно готовить мероприятия по их устранению или компенсации и, тем самым, добиваться большей объективности и надежности контроля знаний с помощью тестов. Ниже будут рассмотрены и проанализированы некоторые из таких причин.

Введение в контекст обучения новой формы контроля -тестирования, приводит к изменению ситуаций контроля в школе.

Реально меняются не только средства и формы контроля; меняется вся обстановка, в том числе психологическая ситуация, связанная с восприятием новых средств, формированием у школьников отношения к ним, принятием (одобрением) или непринятием (отторжением) тестов как формы контроля. Для многих школьников тестирование - это, прежде всего новые и непривычные для них условия и ситуации деятельности. Если учесть, что уже сам по себе контроль и оценка у многих их них вызывает состояние психологического дискомфорта, то следует предположить, что новая непривычная ситуация только усилит этот дискомфорт, что, в свою очередь, будет отрицательно сказываться на результатах деятельности. Отрицательное отношение к тестированию может возникать, кроме того, под влиянием различного рода организационных ошибок - неточностей, накладок и т.д. Проблема, таким образом, в том, что тестирование - по крайней мере, на начальных этапах - может создавать трудности у школьников. Они могут быть связанны с привыканием к новым обстоятельствам и ситуациям деятельности, ожиданием отрицательных результатов, ошибками и т.д. Это может приводить к формированию отрицательной мотивации, а в дальнейшем - к устойчивому отрицательному отношению школьников к тестированию. Чтобы этого не происходило, нужно специально готовить школьников к тестированию, причем не только в информационном плане, сообщая им разнообразную информацию о тестах и тестировании, но и психологическом, путем создания положительной мотивации у них. Другими словами, необходимы специальные мероприятия и действия, направленные на формирование психологической готовности школьников к предстоящей деятельности и обеспечивающие создание положительной мотивации к тестированию.

При подготовке к тестированию обычно проводится ряд организационно-методических мероприятий, включающих инструктаж и методические занятия с методистами и учителями школ, пробное тестирование и др. Наряду с этим целесообразно проведение еще и психологической подготовки, причем, не обязательно эту подготовку выделять  в  специальный  этап  и  проводить ее  отдельно  от других подготовительных мероприятий. Достаточно, чтобы она правильно осознавалась теми, кто ее организует и проводит. "Правильно" в данном случае означает - в соответствии с пониманием психологических проблем и задач, входящих в психологическую подготовку, и адекватными средствами.

Среди разнообразных причин, оказывающих влияние на тестирование, наибольшее значение, на наш взгляд, имеют мотивация и готовность к деятельности.

Мотивация определяет личностное отношение индивида к деятельности или отдельным ее компонентам - целям, содержанию, процедурам, средствам. Это отношение может изменяться от "очень положительного" до "резко отрицательного". Известно, что при положительном отношении к тому, что еще предстоит делать, у индивида есть соответствующий настрой и желание, он легко включается в деятельность и ожидает от нее положительных результатов. Трудности, возникающие в этом случае, воспринимаются нормально; они не разрушают деятельности, а, напротив, даже стимулируют ее. При исходно отрицательном отношении к предстоящей деятельности вхождение в деятельность сопровождается, как правило, отрицательными эмоциями, повышенной тревожностью, избеганием (уклонением от деятельности под различными предлогами) и т. д.

Среди разнообразных причин, оказывающих влияние на тестирование, наибольшее значение, на наш взгляд, имеют мотивация и готовность к деятельности.

Мотивация определяет личностное отношение индивида к деятельности или отдельным ее компонентам - целям, содержанию, процедурам, средствам. Это отношение может изменяться от "очень положительного" до "резко отрицательного". Известно, что при положительном отношении к тому, что еще предстоит делать, у индивида есть соответствующий настрой и желание, он легко включается в деятельность и ожидает от нее положительных результатов. Трудности, возникающие в этом случае, воспринимаются нормально; они не разрушают деятельности, а, напротив, даже стимулируют ее. При исходно отрицательном отношении к предстоящей деятельности вхождение в деятельность сопровождается, как правило, отрицательными эмоциями, повышенной тревожностью, избеганием (уклонением от деятельности под различными предлогами) и т. д.

Характер мотивации зависит от многих причин, но есть ситуации и виды деятельности, которые очень многими воспринимаются как угрожающие или несущими в себе "отрицательный заряд". По отношению к ним исходно формируется отрицательное отношение. К таковым можно отнести контроль и оценку индивида и, следовательно, тестирование. До сих пор в педагогике идет спор относительно полезности и продуктивности оценок и отметок в обучении, причем, противники контроля в качестве основного аргумента приводят как раз соображения о том, что оценки (и отметки) создают отрицательную мотивацию у школьников к обучению[1].

Проблема, таким образом, в том, что у многих людей существует отрицательная мотивация в отношении контроля и оценки. Это необходимо учитывать в тестировании. Психологи и педагоги гуманистического направления говорят о том, что для того, чтобы преодолеть этот "недуг", нужно по другому строить контроль и оценку, а также целенаправленно формировать положительную мотивацию в отношении оценок. В частности, ребенок должен научиться правильно контролировать и оценивать себя[2].

Другим фактором, значимо влияющим на отношение школьников к тестированию, является готовность к деятельности. Она характеризуется как мобилизация внутренних резервов личности и как определенный внутренний настрой на выполнение деятельности. В психологической литературе, в частности, в эргономике и инженерной психологии есть достаточно убедительные и красноречивые описания того, как неготовность оператора к деятельности приводит часто к ошибкам и происшествиям.[3] Отрицательные эффекты неготовности в полной мере относятся и к контрольно-оценочной деятельности. Здесь также могут появляться ошибки, сбои в работе, растерянность, отрицательно влияющие на результаты в тестировании.

К факторам, влияющим на мотивацию и готовность к деятельности в условиях тестирования можно отнести:

а) конкретную информацию (знания) школьников о тестах и тестировании, их особенностях, преимуществах и недостатках, положительных и отрицательных моментах;

б)  опыт деятельности, определяющий уровень освоенности и практической компетенции в плане работы с тестами; здесь будет иметь значение делает ли школьник ошибки при работе с тестами или нет, какие это ошибки, как он их осознает, имеют ли они отрицательные последствия для него и т.д.;

в) результаты тестирования; в частности, их соответствие или несоответствие ожиданиям школьника;.

г) обученность или уровень учебной подготовки школьника;

 отношение к тестам и тестированию учителей и родителей школьника;

д) индивидуально-психологические особенности и качества личности школьника;

е) качество самих тестов и др.

Характер влияния этих факторов во многом зависит от того, как формируется мотивация и готовность - стихийно или целенаправленно. В первом случае результат не предопределен и зависит во многом от того, как сложатся конкретные обстоятельства деятельности; во втором -они (факторы) являются объектами целенаправленного воздействия и контроля, а поэтому вероятность того, что их отрицательное влияние может быть компенсировано или снято, гораздо больше. Из этого следует, что для того, чтобы создать у учащихся положительную мотивацию и сформировать готовность, необходимо, прежде всего, понимать саму эту задачу, ее значение в контексте тестирования и иметь соответствующие средства (знания) для ее реализации. При этом нужно иметь в виду, что отношение формируется, с одной стороны, неосознанно, под влиянием опыта, знаний, слухов и т.д., с другой -целенаправленно, в процессе специальных мероприятий. В первом случае большое значение имеет качество тестологической и методической работы на этапе подготовки к тестированию. Любые ошибки и просчеты в этой деятельности будут отрицательно влиять на конечный результат. Например, если учитель сам отрицательно относится к тестам, но действует, тем не менее "по инструкции", то и у школьников (по крайней мере, у части из них) будет формироваться отрицательное отношение к тестированию. Если учитель чрезмерно нагнетает обстановку, говорит об отрицательных последствиях тестирования для тех, кто не справится с заданиями или будет отклоняться от предложенных правил и требований, то это также будет отрицательно сказываться на результатах тестирования. Для создания положительной мотивации к тестированию необходима постоянная систематическая воспитательная работа с учащимися. К средствам решения этой задачи относится:

  • конкретная, объективная информация о тестах, их назначении, содержании, структуре, информация об опыте и результатах тестирования, а также о том, как и для чего, создаются тесты, как происходит их разработка и т.д.;
  • обучение работе с тестами в рамках предварительного пробного тестирования;

-   обсуждение с учащимися результатов тестирования, и, в
контексте этого, обсуждение его ( тестирования ) преимуществ и
недостатков.

  • конкретная, объективная информация о тестах, их назначении, содержании, структуре, информация об опыте и результатах тестирования, а также о том, как и для чего, создаются тесты, как происходит их разработка и т.д.;
  • обучение работе с тестами в рамках предварительного пробного тестирования;

-   обсуждение с учащимися результатов тестирования, и, в
контексте этого, обсуждение его ( тестирования ) преимуществ и
недостатков.

В контексте сказанного выше необходимо еще раз подчеркнуть, что переход к массовому тестированию в школах, среди прочего, достаточно удобный момент для изменения отношения школьников к оценкам и контролю, в частности, смены отрицательной мотивации к ним на положительную. Реализация такой установки во многом зависит от педагогической общественности (учителей, педагогов, методистов, участвующих в тестировании), тестологов и других организаторов тестирования.

Еще одним способом решения компенсации отрицательных влияний оценки в рамках тестирования может служить индивидуально-личностный подход, который может быть реализован при работе учителя с отдельными учащимися.[4] Этот подход необходим, когда в классе есть ученики отрицательно воспринимающие любого рода оценки и оценочную деятельность. Отрицательное отношение к оценкам у этих школьников связано, как правило, с повышенной тревожностью, обусловленной разными причинами. Эта тревожность в ситуациях тестирования (как, впрочем, любой другой оценки) может перерастать в стресс. Для них любая ситуация, связанная с контролем и оценкой их работы вызывает дискомфорт, поскольку воспринимается как угроза. Если к этим условиям добавляется еще что-то новое и непривычное, неизвестное по своим результатам, то тревожность и напряжение, как правило, возрастают. В этом случае самый лучший способ борьбы с такого рода явлением - это дать возможность привыкнуть (адаптироваться) к ситуации. Для этого для таких учащихся нужно увеличить время тренировочных, пробных серий. Другим эффективным средством может быть ненавязчивый и доброжелательный контроль со стороны учителя. Таких детей не нужно постоянно "дергать" и сильно и настойчиво опекать.

Для формирования готовности к тестированию, помимо уже перечисленных действий, необходимо заблаговременно (за несколько дней до тестирования) создавать установку на конкретную деятельность. Для этого достаточно конкретно и, по возможности, подробно информировать учащихся о предстоящем тестировании. Такая информация должна включать: сообщение о времени проведения тестирования, его целях, перечне тем и вопросов, которые выносятся для контроля, общих требованиях к учащимся во время тестирования ( что разрешается, что запрещается ) и о том, как будет организовано тестирование; если есть возможность, то нужно информировать также о том, когда будут получены результаты, будут или нет, они комментироваться и обсуждаться и как они будут учитываться или влиять на итоговые оценки.

Для формирования положительного отношения к тестам и тестированию необходима, прежде всего, конкретная информация для учащихся, разъясняющая им перспективность и преимущества метода тестов. Эта информация должна быть направлена на:

- нейтрализацию отрицательного отношения учащихся к контролю и оценке; разъяснению того, что тестирование позволяет снять проблему зависимости оценки от отношения учителя к ученику;

разрушить его деятельность. Оптимальной для него будет   обстановка, в которой он работает самостоятельно и не подвергается постоянно внешнему контролю.

-        снятие тревожности, напряженности, стресса, обусловленного
ожиданием отрицательных последствий контроля;

-   подчеркивание объективности контроля и справедливости
оценок, полученных в результате тестирования.

Необходимо, кроме того, систематически и постепенно формировать у учащихся способность к самоконтролю и самоанализу. Возможности тестирования в этом случае - в плане предоставления разнообразной информации - в настоящее время практически не используются.

На этапе проведения тестирования необходимо требовать от учащихся строгого соблюдения инструкций и правил. Если подготовка проведена правильно, то на этом этапе не должно возникать особых проблем. Если же подготовка была неполной, недостаточной или неадекватной, то возможны отклонения, которые требуют вмешательства учителя ( или другого лица, проводящего тестирование ). Наиболее типичное из них - это ошибки при заполнении бланка и перенесении номеров ответов в соответствующие ячейки в строке ответов бланка тестирования или в таблицу ответов в самом тесте. Ошибки могут возникать не только из-за плохого внимания, но и потому, что школьники могут не придавать большого значения качеству заполнения бланка ( т.е. по причине ослабления внимания к этому вопросу ). В то же время для тестирования - это один из ключевых технологических моментов, связанных с обработкой выполненных контрольных работ.

Для борьбы с ошибками можно использовать различные средства. Непосредственно во время тестирования основным является контроль за правильностью заполнения бланков со стороны учителя. Но учитель то же может ошибиться ( или проигнорировать требование, содержащееся в инструкции учителю ). Надежнее и правильнее -научить самих учащихся контролировать заполнение бланка. Для этого не обязательно проводить специальные занятия. Достаточно регулярно проводить разбор этих ошибок на уроке - во время сообщения и обсуждения результатов тестирования. Этого может оказаться недостаточным для тех учащихся, которые имеют определенные недостатки в развитии внимания. Для этой категории учащихся необходимы занятия по специальной программе.

Для борьбы с ошибками можно использовать различные средства. Непосредственно во время тестирования основным является контроль за правильностью заполнения бланков со стороны учителя. Но учитель то же может ошибиться ( или проигнорировать требование, содержащееся в инструкции учителю ). Надежнее и правильнее -научить самих учащихся контролировать заполнение бланка. Для этого не обязательно проводить специальные занятия. Достаточно регулярно проводить разбор этих ошибок на уроке - во время сообщения и обсуждения результатов тестирования. Этого может оказаться недостаточным для тех учащихся, которые имеют определенные недостатки в развитии внимания. Для этой категории учащихся необходимы занятия по специальной программе.

Таким образом, учитель, проводящий тестирование, должен требовать от учащихся соблюдения инструкций и правил, определяющих проведение тестирования. Необходимо при этом подчеркивать, что эти правила и требования обусловлены технологией тестирования, а не желаниями учителя или администрации.

Еще один важный этап в тестировании связан с обсуждением полученных результатов оценки с классом или отдельными учениками. Его смысл состоит, во-первых, в том, чтобы довести до каждого учащегося достоверную информацию о реальных его достижениях за определенный период. Другая задача состоит в том, чтобы объяснить учащемуся, какие ошибки и просчеты он допустил и почему он заслуживает именно ту оценку, которую получил. И, наконец, сообщение результатов, и их анализ позволяют учителю спланировать деятельность по исправлению ошибок и пробелов, т.е. скорректировать деятельность. Эти задачи могут решаться как индивидуально, так и в комплексе в зависимости от конкретных обстоятельств и возможностей контроля.

Если тестирование завершается только сообщением результатов контроля, то его влияние на обучение, рост и развитие школьников минимально. В этом случае тестирование в большей степени работает на органы управления образованием. Вместе с тем и при таком варианте у учителя есть возможности для психологического подхода к оценке и дифференцированного ее влияния на обучение и развитие школьника[5]. Ананьев Б.Г. и другие психологи, в частности, отмечают, что оценка достижений школьника может быть разной в зависимости от выбранного критерия оценка[6].Критерий по типу может быть нормативный, когда результат контроля сравнивается с некоторой установленной нормой (образцом) или индивидуально-личностный, когда полученный результат сравнивается с предыдущим или прошлыми достижениями того же ученика. Например, учитель говорит ученику: " Сегодняшний твой результат лучше ( или хуже ), чем в прошлый раз. И хотя у тебя есть ошибки, в целом ты поработал хорошо. Молодец ". В этом случае, кроме сообщения объективного результата, учитель фиксирует внимание на динамике обучения. Кроме того, оценка выполняет и стимулирующую функцию.

Значительно больший эффект оценки будут иметь в том случае, если ученик будет получать наглядное представление о своих достижениях ( прошлых и настоящих). Каковы возможности для этого? Формируемая в лаборатории аттестационных технологий МИПКРО компьютерная база банных о тестировании позволяет давать школам качественную и количественную информацию о достижениях, как отдельных учеников, так и какого-то класса или школы в целом; как по отдельным, так и по нескольким или всем предметам, по которым проводилось тестирование. При этом могут меняться как форма, так и контекст представления результатов. Например, информация может быть представлена в виде таблиц, графиков, гистограмм и т.д. На них могут быть отражены (представлены) а) результаты тестирования ( отдельных учеников, класса или школы) в сравнении с результатами, полученными раньше, в прошлых тестированиях; это позволяет выявить динамику изменений (тенденции) обучении, б) результаты (достижения) ученика в сравнении с достижениями других учеников в классе, в школе, округе, городе; в) результаты по отдельному предмету на фоне достижений по другим предметам и т.д. В принципе тестовая технология позволяет фиксировать самые разные достижения в обучении и развитии учащихся и подавать их в разной форме. Реально это позволяет существенным образом изменить саму практику контрольно-оценочной деятельности в школах.

В меньшей степени тестирование позволяет получать информацию об ошибках учащихся и их причинах, хотя и в этом аспекте

у метода тестов есть определенные перспективы. В настоящее время тестирование позволяет определять, какие из пройденных школьниками тем не усвоены, или усвоены плохо. Это определяется по количеству невыполненных заданий по разделу или теме. Кроме того, в принципе есть возможность получать дополнительную информацию о характере ошибок и просчетов на основе анализа процентного распределения ответов на дистракторы (в том случае, конечно, если дистракторы учитывают характер возможных ошибок учащихся).

В заключении в контексте сказанного выше необходимо еще раз подчеркнуть, что переход к массовому тестированию в школах, среди прочего, достаточно удобный момент для изменения отношения школьников к оценкам и контролю. Реализация такой установки во многом зависит от педагогической общественности (учителей, педагогов, методистов, участвующих в тестировании), тестологов и других организаторов тестирования.


[1] См., напр.: Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. - М., 1984 — 169с. Полонский В.М. Оценка знаний школьников. - М. Знание, сер." Педагогика и психология", 1981 - 96 с.


[1] См., напр.: Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. - М., 1984 — 169с. Полонский В.М. Оценка знаний школьников. - М. Знание, сер." Педагогика и психология", 1981 - 96 с.

[2] См.: А.  Г.  Маслоу.  Психология бытия.  - М.,   1997 - 302 с.  и Дальние пределы
человеческой психики. - М., -1997 - 430 с

[3] См.: В. И. Лебедев. Личность в экстремальных условиях. — М., 1989.

[4] Например, люди с сильной нервной системой ( сангвиники ) обладают большой выносливостью в отношении сресс-факторов, работоспособны, любят соревноваться, но быстро теряют интерес даже к новому. Для создания оптимальной работоспособности и готовности к деятельности таких людей их необходимо постоянно держать в определенном возбуждении и время от времени немного "встряхивать". Напротив, если поступить так по отношению к меланхолику, имеющему слабую нервную систему, это может привести к стрессу, усилению тревожности или даже полностью.

[5] Фридман  Л.М. Педагогический  опыт глазами  психолога: Кн.  для  учителя.  -  М., Просвещение, 1987.

[6] Б.Г. Ананьев.   Психология педагогической оценки. - Ананьев   Б.Г.   Избранные психологические труды, - В 2-х томах - М., Просвещение, 1980, - т.2 , с. 142-162.