6. Итоги и перспективы в развитии программированного обучения
1. Задачи изучения программированного обучения в курсе психологии
2. Затруднения и недостатки традиционного и принципы программированного обучения
3. Концепция линейного программирования обучения. Организация линейных обучающих программ
4. Концепция разветвленного программирования и организация разветвленных обучающих программ
5. Адаптивные обучающие программы и их место в системе обучения
6. Итоги и перспективы в развитии программированного обучения
ЛИТЕРАТУРА
Мы рассмотрели и проанализировали ряд направлений программированного обучения. Их объединяет то, что все они ставят своей задачей усовершенствование существующих традиционных систем обучения. Направления этого усовершенствования определяются тем, какие проблемы осознанно выделяются в практике обучения. Одна из .центральных проблем программированного обучения — «управление» деятельностью учащихся.
В каждом из рассмотренных направлений, как мы видели, есть своя специфика в подходе к рассмотрению и решению' этой проблемы. Разные направления в программированном обучении расходятся в вопросе о том, что является объектом управления в обучении и как это управление осуществляется
Автор линейных программ Б. Ф. Скиннер решает эту проблему, опираясь на представление об оперантном поведении и его подкреплении. Причины поведения лежат, по Скиннеру, в организации внешней среды и ее истории. Поэтому он и видит решение проблемы в том, чтобы через организацию внешней (по отношению к обучающемуся) среды целенаправленно воздействовать на поведение.
В рамках разветвленных программ Норманна Краудера используется несколько иной принцип, а именно, а л ь тернативньий выбор ответа обучающимся и направление его к той информации, которая необходима ему для полноценного усвоения предмета. В вопросе же о том, чем нужно управлять в обучении и что представляет собой поведение индивида, между Б.Ф. Скиннером' и Н. Краудером, нет принципиальных расхождений.
Особый тип программированного обучения представляют адаптивные обучающие программы. В подходе к вопросу об управлении обучением это направление исходит из понятий и представлений кибернетики. При этом деятельность учащегося рассматривается как разновидность информационной системы. Это направление, как и предыдущие, страдает упрощенческим подходом к рассмотрению объекта педагогики: деятельность человека не сводится, как известно, ни к условным реакциям, управляемым с помощью подкреплений. ни к информационным системам. Управление деятельностью человека осуществляется с помощью совсем других механизмов, в частности. сознанием и осознанием, рефлексией и др.
Каков же вклад этих методов и программ в усовершенствование обучения? Позитивная стороны кибернетического направления в программированном обучении состоит, в частности, в том, что это направление остро сформулировало проблему управления обучением. Эта проблема и раньше была известна, но кибернетики привнесли в нее строгий операциональный смъюл и тем способствовала продвижению в ее осмыслении и решении. Общие требования, которые кибернетика предъявляет .к любой управляющей системе, позволяют подойти .к решению проблемы управления с более жестких и строгих позиций, чем раньше.
Следует отметить еще один положительный факт в распространении данного метода: он заставляет самих преподавателей иначе взглянуть на свою деятельность, подойти к ней с позиции более строгих требований и рефлексивно. Так, например, отмечено, что преподаватели, которые прошли школу составления обучающих программ, более продуктивно работают, когда возвращаются к старым, традиционным методам преподавания. Это, как отмечают, связано с характером самой работы по составлению обучающих программ. Эта работа заставляет преподавателя тщательнее продумывать каждый шаг в обучении и каждую дозу учебного материала.
Слабая сторона всех рассмотренных выше программированных обучающих программ состоит в том, что теоретический их потенциал чрезвычайно ограничен. Ни одна из них не имеет в основе «сильной» теории обучения.
В заключение остановимся кратко на перспективах развития программированного обучения в его классическом варианте. Существует, по-видимому, два основных источника и направления в развитии этих методов: 1) развитие теории программированного обучения и 2) развитие его технических возможностей.
В заключение остановимся кратко на перспективах развития программированного обучения в его классическом варианте. Существует, по-видимому, два основных источника и направления в развитии этих методов: 1) развитие теории программированного обучения и 2) развитие его технических возможностей.
О теоретической базе обучающих программ достаточно говорилось выше. В настоящее время эта база достаточно слаба и не отвечает современным требованиям. Чем это обусловлено? Прежде всего тем, что идея программированного обучения была некритически воспринята у нас в стране и создаваемые обучающие программы фактически дублировали зарубежные программы. К сожалению, большинство этих программ страдает натурализмом в подходе к обучению, т. е. придерживается той точки зрения, что процесс обучения подчиняется природным законам и ничем принципиально не отличается от них.
Хорошие перспективы в плане обучения имеют, на наш взгляд, АОС, однако при том условии, что их разработка и использование будет правильно осмыслено. Что при этом имеется в виду? По-видимому, нельзя их рассматривать как автономные системы, как это делает Гордон Паск и другие, и строить под это специальную теорию. Автоматизированные системы есть и будут оставаться средствами человека в решении любых задач, в том числе задач обучения. Другими словами, их следует рассматривать (в том числе и в теоретическом плане) в контексте деятельности .людей. Эти средства должны быть органично включены и ассимилированы в деятельности.
Закончим наш анализ следующим предостережением: «Успех, достигнутый в программированном обучении, дает основание для оптимизма и воодушевления, однако для более полного понимания роли обучающих машин необходимо провести еще значительную теоретическую и практическую работу. Существует реальная опасность того, что идея применения обучающих машин и программированного обучения может быть извращена догматическим, формальным подходом и тем самым из нового направления превратиться в одну из многих педагогических причуд '[6], с. 5.