1. Задачи изучения программированного обучения в курсе психологии
1. Задачи изучения программированного обучения в курсе психологии
2. Затруднения и недостатки традиционного и принципы программированного обучения
3. Концепция линейного программирования обучения. Организация линейных обучающих программ
4. Концепция разветвленного программирования и организация разветвленных обучающих программ
5. Адаптивные обучающие программы и их место в системе обучения
6. Итоги и перспективы в развитии программированного обучения
ЛИТЕРАТУРА
Одна из главных задач изучения темы «Программированное обучение» в курсе психологии для студентов специальности 0316 состоит в том, чтобы дать студентам' знания психологических основ .программированного обучения. Эти знания необходимы им прежде всего для правильной ориентировки в вопросах, связанных с выборам и использованием средств обучающих и .контролирующих программ, обучающих машин, других программированных материалов. Не менее важной задачей мы считаем формирование у студентов правильного подхода к оценке их роли и места в современном обучении.
Необходимым условием для этого является рассмотрение программированного обучения в контексте более широком, чем сам этот подход. Таким контекстом является представление о деятельности обучения и ее проблемах. Именно в таком контексте можно объективно судить о достоинствах и недостатках этого метода, а также о его роли и значении в системе обучения.
Современный преподаватель должен прежде всего иметь .представление о проблемах и затруднениям существующей практики обучения. Это по существу исходный, отправной момент в подготовке к использованию новых средств и методов обучения. Если преподаватель не ориентируется в этих проблемах, не знает и не понимает их, то можно быть почти уверенным в том, что новые средства и методы он будет использовать чисто формально и механически, а следовательно, не сможет квалифицированно решить те задачи, которые стоят перед ним.
Следующая задача в плане формирования профессионального мышления будущих педагогов состоит в том, чтобы показать им, что любые самые совершенные средства и методы, включая обучающие машины и автоматизированные системы обучения (АОС), используются в обучении не «вмес Следующая задача в плане формирования профессионального мышления будущих педагогов состоит в том, чтобы показать им, что любые самые совершенные средства и методы), включая обучающие машины и автоматизированные системы обучения) (АОС), используются в обучении не «вместо (преподавателе», а для расширения и усиления его возможностей, т. е. они всегда есть и остаются средствами его деятельности.
Эта проблема возникает в свжзи с тем, что в практике обучения наблюдаются случаи, когда преподаватели, использующие в обучении обучающие .программы (ОП), считают, что им нечего делать, когда учащиеся работают с ОП. Это глубоко неверный, ошибочный .подход, и с точки зрения научной (объективной), и с тачки зрения этической. Такой преподаватель снимает с себя ответственность за результаты обучения: если результат положительный — хорошо, если отрицательный— «виновата» машина или программа. Это неверное представление, и стоит не только объяснить, но и обосновать неверность такого подхода. Здесь уместно замечание П. Комоски: «Всякий преподаватель, который считает, что может быть заменен, заслуживает того, чтобы его заменили».
Не только анализ, но и практика обучения показывают, что для использования ОПО на достаточно хорошем уровне важно не только знать их дидактические и технические характеристики, но и то, «что они представляют собой с теоретической точки зрения. Для многих преподавателей программированное обучение связывается1 с машинными способами обучения и машинными ((техническими) средствами. Специфика этих средств (в отличие, например, от традиционных— схем, плакатов, наглядных моделей) состоит в том, что они направлены на организацию' и контроль за деятельностью учащихся. Но чем» отличаются друг от друга различные варианты! такой организации? Прежде всего теоретическими основаниями. Эта «основа» во многом и определяет эффективность различных вариантов организации деятельности. То же можно сказать и о СПО. Их эффективность также зависит прежде всего от «мощности» и эффективности теоретических представлений, на основе которых они строятся. Эти представления нужно знать, чтобы уметь правильно ориентироваться в том, что касается оценки и выбора соответствующих ОПО для обучения.
Не только анализ, но и практика обучения показывают, что для использования ОПО на достаточно хорошем уровне важно не только знать их дидактические и технические характеристики, но и то, «что они представляют собой с теоретической точки зрения. Для многих преподавателей программированное обучение связывается1 с машинными способами обучения и машинными ((техническими) средствами. Специфика этих средств (в отличие, например, от традиционных— схем, плакатов, наглядных моделей) состоит в том, что они направлены на организацию' и контроль за деятельностью учащихся. Но чем» отличаются друг от друга различные варианты! такой организации? Прежде всего теоретическими основаниями. Эта «основа» во многом и определяет эффективность различных вариантов организации деятельности. То же можно сказать и о СПО. Их эффективность также зависит прежде всего от «мощности» и эффективности теоретических представлений, на основе которых они строятся. Эти представления нужно знать, чтобы уметь правильно ориентироваться в том, что касается оценки и выбора соответствующих ОПО для обучения.
И наконец, последняя проблема. Она состоит в том, что многие преподаватели сейчас довольно некритически относятся к различным программированным материалам1 и техническим средствам обучения. Есть определенная «мода» на использование таких средств: если машина, да еще если она снабжена вычислительным комплексом, то это воспринимается часто как символ прогресса и развитая в обучении. Это, к сожалению, не всегда верно. Анализ показывает, что /многие АОС и обучающие комплексы скорее являются демонстрацией совершенств в области техники, чем, развитием обучения. Это связано главным образом с тем, что при разработке этих средств часто используются* довольно примитивные научные концепции, в частности, психологические, не отвечающие современному уровню достижений в этой области. Таким образом, одна из задач подготовки студентов состоит в том, чтобы научить их критически мыслить и глубоко анализировать вопросы), связанные с разработкой и использованием технических средств обучения.
-