Психология и методология образования
  • Главная
  • 1. Задачи изучения программированного обучения в курсе психологии

1. Задачи изучения программированного обучения в курсе психологии

1. Задачи изучения программированного обучения в курсе психологии
2. Затруднения и недостатки традиционного и принципы программированного обучения
3. Концепция линейного программирования обучения. Организация линейных обучающих программ
4. Концепция разветвленного программирования и организация разветвленных обучающих программ
5. Адаптивные обучающие программы и их место в системе обучения
6. Итоги и перспективы в развитии программированного обучения
ЛИТЕРАТУРА

Одна из главных задач изучения темы «Программированное обучение» в курсе психологии для студентов специальности 0316 состоит в том, чтобы дать студентам' знания психологических основ .программированного обучения. Эти знания необходимы им прежде всего для правильной ориентировки в вопросах, связанных с выборам и использованием средств обучающих и .контролирующих программ, обучающих машин, других программированных материалов. Не менее важной задачей мы считаем формирование у студентов правильного подхода к оценке их роли и места в современном обучении.

Необходимым условием для этого является рассмотрение программированного обучения в контексте более широком, чем сам этот подход. Таким контекстом является представление о деятельности обучения и ее проблемах. Именно в таком контексте можно объективно судить о достоинствах и недостатках этого метода, а также о его роли и значении в системе обучения.

Современный преподаватель должен прежде всего иметь .представление о проблемах и затруднениям существующей практики обучения. Это по существу исходный, отправной момент в подготовке к использованию новых средств и методов обучения. Если преподаватель не ориентируется в этих проблемах, не знает и не понимает их, то можно быть почти уверенным в том, что новые средства и методы он будет использовать чисто формально и механически, а следовательно, не сможет квалифицированно решить те задачи, которые стоят перед ним.

Следующая задача в плане формирования профессионального мышления будущих педагогов состоит в том, чтобы показать им, что любые самые совершенные средства и методы, включая обучающие машины и автоматизированные системы обучения (АОС), используются в обучении не «вмес Следующая задача в плане формирования профессио­нального мышления будущих педагогов состоит в том, чтобы показать им, что любые самые совершенные средства и ме­тоды), включая обучающие машины и автоматизированные системы обучения) (АОС), используются в обучении не «вместо (преподавателе», а для расширения и усиления его воз­можностей, т. е. они всегда есть и остаются средствами его деятельности.

Эта проблема возникает в свжзи с тем, что в практике обучения наблюдаются случаи, когда преподаватели, исполь­зующие в обучении обучающие .программы (ОП), считают, что им нечего делать, когда учащиеся работают с ОП. Это глубоко неверный, ошибочный .подход, и с точки зрения науч­ной (объективной), и с тачки зрения этической. Такой пре­подаватель снимает с себя ответственность за результаты обучения: если результат положительный — хорошо, если от­рицательный— «виновата» машина или программа. Это не­верное представление, и стоит не только объяснить, но и обосновать неверность такого подхода. Здесь уместно заме­чание П. Комоски: «Всякий преподаватель, который считает, что может быть заменен, заслуживает того, чтобы его заме­нили».

Не только анализ, но и практика обучения показывают, что для использования ОПО на достаточно хорошем уровне важно не только знать их дидактические и технические ха­рактеристики, но и то, «что они представляют собой с теоре­тической точки зрения. Для многих преподавателей програм­мированное обучение связывается1 с машинными способами обучения и машинными ((техническими) средствами. Специ­фика этих средств (в отличие, например, от традиционных— схем, плакатов, наглядных моделей) состоит в том, что они направлены на организацию' и контроль за деятельностью учащихся. Но чем» отличаются друг от друга различные ва­рианты! такой организации? Прежде всего теоретическими основаниями. Эта «основа» во многом и определяет эффек­тивность различных вариантов организации деятельности. То же можно сказать и о СПО. Их эффективность также зависит прежде всего от «мощности» и эффективности тео­ретических представлений, на основе которых они строятся. Эти представления нужно знать, чтобы уметь правильно ориентироваться в том, что касается оценки и выбора соот­ветствующих ОПО для обучения.

Не только анализ, но и практика обучения показывают, что для использования ОПО на достаточно хорошем уровне важно не только знать их дидактические и технические ха­рактеристики, но и то, «что они представляют собой с теоре­тической точки зрения. Для многих преподавателей програм­мированное обучение связывается1 с машинными способами обучения и машинными ((техническими) средствами. Специ­фика этих средств (в отличие, например, от традиционных— схем, плакатов, наглядных моделей) состоит в том, что они направлены на организацию' и контроль за деятельностью учащихся. Но чем» отличаются друг от друга различные ва­рианты! такой организации? Прежде всего теоретическими основаниями. Эта «основа» во многом и определяет эффек­тивность различных вариантов организации деятельности. То же можно сказать и о СПО. Их эффективность также зависит прежде всего от «мощности» и эффективности тео­ретических представлений, на основе которых они строятся. Эти представления нужно знать, чтобы уметь правильно ориентироваться в том, что касается оценки и выбора соот­ветствующих ОПО для обучения.

И наконец, последняя проблема. Она состоит в том, что многие преподаватели сейчас довольно некритически отно­сятся к различным программированным материалам1 и тех­ническим средствам обучения. Есть определенная «мода» на использование таких средств: если машина, да еще если она снабжена вычислительным комплексом, то это воспри­нимается часто как символ прогресса и развитая в обучении. Это, к сожалению, не всегда верно. Анализ показывает, что /многие АОС и обучающие комплексы скорее являются демонстрацией совершенств в области техники, чем, разви­тием обучения. Это связано главным образом с тем, что при разработке этих средств часто используются* довольно при­митивные научные концепции, в частности, психологические, не отвечающие современному уровню достижений в этой об­ласти. Таким образом, одна из задач подготовки студентов состоит в том, чтобы научить их критически мыслить и глу­боко анализировать вопросы), связанные с разработкой и ис­пользованием технических средств обучения.

 

 

-