2. Затруднения и недостатки традиционного и принципы программированного обучения
1. Задачи изучения программированного обучения в курсе психологии
2. Затруднения и недостатки традиционного и принципы программированного обучения
3. Концепция линейного программирования обучения. Организация линейных обучающих программ
4. Концепция разветвленного программирования и организация разветвленных обучающих программ
5. Адаптивные обучающие программы и их место в системе обучения
6. Итоги и перспективы в развитии программированного обучения
ЛИТЕРАТУРА
При изучении темы «Программированное обучение» в курсе психологии нужно прежде всего понять и усвоить те предпосылки, из которых возникает этот вид обучения. В качестве таковых выступают затруднения современной практики обучения. Через анализ и осознание недостатков этой практики и вводится в педагогике представление о программированном обучении, его роли и значении в современном обучении.
К числу первых публикаций в области программированного обучения относится статья Б. Ф. Скиннера «Наука об учении и искусство обучения» [7]. В ней содержится не только изложение новых принципов обучения, предлагаемых автором, но перечисляются и анализируются недостатки традиционной практики обучения. Эти недостатки выступают фактически как обоснование нового метода обучения и служат одновременно критериями для его оценки. Скиннер останавливается подробно на трех главных недостатках традиционной практики обучения: 1) плохой организации процесса обучения, в частности, отсутствии достаточно продуманной программы усвоения; 2) неадекватности форм контроля за процессом обучения; 3) отсутствии достаточного количества подкреплений, их неадекватности и отсроченности во времени, что ведет, по мнению автора, к ослаблению эффекта усвоения. Б.Ф. Скиннер следующим образом описывает состояние современной практики обучения: «Ученик за партой выполняет какое-то задание, поступает так прежде всего потому, что стремится избежать ряда неприятностей: выговора учителя, критики или насмешки своих одноклассников, проявления неумения перед другими учениками, получения плохих отметок, вызова к директору для «серьезного разговора», сообщения родителям, которые, чего доброго, могут и наказать. В этом хаосе отрицательных воздействие—говорит Скиннер, — правильный ответ становится сам по себе незначительным событием, и эффект его теряется среди волнений, скуки, нарушений дисциплины, которые являются неизбежными следствиями такого негативного контроля Можно только удивляться, — восклицает он,— что такая система обучения все же дает какой-то положительный эффект» [7].
Опираясь на анализ недостатков традиционного обучения и результаты собственных исследований по проблеме научения, Б. Ф. Скиннер вводит представление о том, как должен быть организован процесс обучения в соответствии с новыми фактами, полученными в исследованиях (подробнее об этом пойдет речь ниже).
В других работах по программированному обучению список недостатков традиционного обучения был расширен. В настоящее время можно говорить о некотором стандартном списке этих недостатков, на которые указывают практически все авторы работ по программированному обучению. В общем случае они сводятся к следующему:
1) Недостаточный учет индивидуальных возможностей обучающихся.
Этот недостаток связан с массовым характером традиционного обучения. В силу необходимости традиционное обучение ориентируется на некоторого «среднего ученика». Реально же это означает, что ни на кого конкретно. Вместе с тем хорошо известно, что обучение дает хорошие результаты тогда, когда учитываются индивидуальные возможности и особенности развития учащихся. Это позволяет определять такие важные параметры обучения, как трудность и сложность индивидуальных заданий, темп усвоения, характер корректирующих воздействий и т. д.
2) Недостаточна рациональная организация процесса обучения, затрудняющая управление им. Здесь, как правило, указывается на неопределенность и неконкретность целей обучения, отсутствие четкой логической последовательности шагов в обучении, отсутствие своевременных корректирующих воздействий и т. д.
3) Отсутствие в обучении достаточного количества подкреплений, неадекватный их характер и отсроченность во времени контроля и оценки результатов обучения.
4) Пассивный характер деятельности учащихся в процессе усвоения знаний. В традиционном обучении по-настоящему активен лишь преподаватель, а учащиеся, как .правило, пассивны. Как отмечается в одной из работ «Учиться — это не то же самое, что «быть обучаемым» [6]. Несмотря; на справедливость и очевидность этого утверждения, в традиционном обучении наблюдается тенденция .к совершенствованию преподавателей в ущерб естественным возможностям учеников к самообучению.
3) Отсутствие в обучении достаточного количества подкреплений, неадекватный их характер и отсроченность во времени контроля и оценки результатов обучения.
4) Пассивный характер деятельности учащихся в процессе усвоения знаний. В традиционном обучении по-настоящему активен лишь преподаватель, а учащиеся, как .правило, пассивны. Как отмечается в одной из работ «Учиться — это не то же самое, что «быть обучаемым» [6]. Несмотря; на справедливость и очевидность этого утверждения, в традиционном обучении наблюдается тенденция .к совершенствованию преподавателей в ущерб естественным возможностям учеников к самообучению.
5) Относительно низкий уровень мотивации учения.
Отмеченные недостатки традиционного обучения косвенно указывают на характер проблем, находящихся в фокусе программированного обучения. Их осознание приводит к формулировке ряда принципов обучения, которые и пытаются осознанно реализовать авторы и последователи метода программированного обучения. Наиболее четко эти принципы описал один из основоположников программированного обучения У. Дж. Карр.. Они сводятся к следующему:
1. «Обучение идет быстрее, если учащийся проявляет активный интерес к изучаемому предмету». Он проявляет интерес к обучению, если заинтересован в в его результатах и при этом осознает это. [7].
2. Обучение является более эффективным, если формы приобретения навыков и знаний таковы, что без труда могут быть перенесены в условия реальной жизни, для чего они и предназначены. «...учащемуся важнее научиться находить правильные ответы на вопросы, чем просто узнавать их » «Что бы ни изучал учащийся, он должен учиться сам — никто не может сделать это за него» ([7], с. 69).
3. Следующий принцип гласит: «Обучение идет быстрее, если учащийся узнает результат каждого своего ответа немедленно». Или в другом варианте: «Учащийся учится большему, если каждый шаг сразу же подкрепляется» [6, с. 2,5].
Комментируя этот принцип, У. Дж. Карр пишет: «Если ответ правилен, то учащийся должен тотчас получить подтверждение этого. Если ответ неправильный — он столь же быстро должен узнать об этом. Даже незначительная .задержка резко тормозит обучение. В настоящее время наши учащиеся вынуждены часто подолгу ждать, прежде чем узнают результат своего ответа» ([7], с. 69).
4. Обучение идет быстрее, если .программа по предмету построена по .принципу последовательного усложнения материала.
Замнтим, что этот принцип не является новым для обучения. Можно даже сказать, что это один из самых старых принципов в обучения, сформулированных еще Я. А. Коменским.
5. «Знание учащимся в каждый момент результатов своей работы стимулирует выполнение очередного задания». В другом варианте этот принцип звучит так: «Когда ответственность за усвоение возлагается на самого учащегося, его стремление к учебе усиливается за счет мотивации. Он учит и запоминает больше материала» ([6], с. 25).
Комментируя этот принцип, Карр пишет: «Трудности, которые учащемуся необходимо .преодолеть, должны возникать перед ним последовательно одна за другой, а успешное их преодоление развивает высокий уровень активности. B условиях обычной школы,—добавляет он, — учащийся занимается, зная, что зачеты или экзамены, к kоторым он должен подготовиться, будут еще не скоро. Поэтому учитель вынужден значительную часть времени тратить на различные искусственные ухищрения с целью «поддержать у учащихся интерес с занятиям».
6. Поскольку обучение само по себе индивидуально, процесс обучения следует организовывать так, чтобы каждый ученик мог проходить программу соответственно своим индивидуальным возможностям и психологическим особенностям.
«Перечисленные выше принципы, — заключает У. Дж. Карр,— не являются ни новыми, ни исчерпывающими проблему обучения. Хорошие учителя давно их знают и по возможности стремятся применять эти принципы независимо от того, как поставлено современное обучение» |[7, с. 70]. Тот факт, что проблемное обучение фиксирует свое внимание именно на них, указывает лишь на то, что эти принципы) являются определяющими для данного вида обучения. Программированное обучение направлено на реализацию этих принципов.