Психология и методология образования

Взаимосвязь уровня интеллектуального и психического развития учащихся с учебными достижениями по различным предметам

Г.В. Нефедова

Эффективным школьное обучение может стать в том случае, если первоклассник будет обладать необходимыми и достаточными для обучения качествами, которые в процессе обучения развиваются и совершенствуются. Показатели готовности ребенка к школе можно ранжировать по уровню их значимости в таком порядке:

  • социально- коммуникативный;
  • мотивационно- погребностный;
  • произвольной регуляции собственной деятельности;
  • интеллектуальный и речевой;

Психолог школы проводит в адаптационный период диагностическое обследование познавательной деятельности учащихся первых классов (программа Н.И. Гуткиной, А.Л. Венгера, Н. Семаго).

Данные диагностики позволяют реализовать индивидуальный подход в обучении, определить особенности общения с каждым учеником, наметить содержание коррекционно-развивающей работы, определить тактику и стратегию работы с классом на весь учебный год, не забывая, что перед учителем стоят две основные задачи:

  • обеспечить результативность усвоения знаний;
  • сохранить у детей интерес к познанию.

В конце года (май) диагностическое обследование позволяет определить уровень достижений каждого ученика, установить каковы успехи в формировании его учебной деятельности, уровень сформированности самоконтроля (итоговая диагностика на конец года).

Заполняя психологический паспорт класса, психолог и учитель вносят не только    результаты    изучения    состояния    познавательной    деятельности учащихся, но и результаты учебных достижений по предметам (годовые оценки).   Анализ   психологического   паспорта  дает   возможность   увидеть изменения, происходящие с учащимися в процессе обучения (предметная направленность интересов учащихся), выявить причины таких изменений. В рамках подготовительной работы при открытии гимназического класса (5-Г) в 4-х классах школы в конце прошлого учебного года по результатам педагогического консилиума была произведена оценка уровней усвоения знаний учащимися по различным предметам. Для этой работы были использованы характеристики и основные показатели уровней усвоения знаний, разработанные в процессе экспериментальной работы школой-лабораторией № 444 Московского Департамента образования. В этом учебном году в начале 2 четверти учителя, работающие в гимназическом классе на педагогическом консилиуме, выставили показатели уровней усвоения знаний по различным предметам у учащихся-гимназистов.

Данный вид работы способствует:

1 .Внедрению многоуровневого обучения в целом классе и выделении, в

частности, учащихся со скрытым творческим потенциалом.

  1. Дает   возможность   проследить   изменение   учебных   интересов   (карта
    заполняется в течении всего срока обучения на 2 ступени).
  2. Карта уровней усвоения знаний учащихся класса и анализ состояния
    итогов успеваемости дает возможность получить информацию по каждому
    ученику   персонально   и   сформировать   учебные   группы   по   различным
    критериям:
  • группа учащихся, требующих опережающего обучения;
  • группа учащихся, резко снижающих успеваемость;
  • группы   учащихся,   проявляющих   большой   интерес   и   способности   к изучению отдельных учебных предметов;

Полученная обобщенная информация может быть использована для индивидуальной работы с родителями. Особое внимание в беседе с родителями обращается на потенциальные возможности личностного роста и творческого потенциала.

4.       Сопоставляя уровень обучаемости каждого ученика по гуманитарному,
физико-математическому,    естественно-научному   циклам,    школа    может
рекомендовать выходы ученика на определенные направления профильного
образования.