Психология и методология образования

Учебная диагностика в технологии "ИнтеллекТ"

А.В. Корнеенков, Е.А. Леонова, А.В. Нерадо, Е.А. Родионова

Проблема развития интеллекта продолжает привлекать внимание специалистов многих научных направлений. Острота этой проблемы обусловлена, прежде всего, усиливающейся тенденцией снижения интереса школьников к чтению, а также ухудшением их здоровья. Объемы домашних заданий по некоторым предметам таковы, что школьникам приходится затрачивать на их выполнение в 4 раза больше времени, чем положенно по норме.

Разработанная профессором Зигановым М.А. образовательная технология «ИнтеллекТ», позволяет обеспечить развитие интеллектуальных способностей учащихся в условиях средней школы. Эта технология позволяет оперативно выявлять причины плохой успеваемости, часто скрытые в недостаточной развитости памяти, внимания, мышления и воображения, недостаточном развитии навыков чтения, слушания, говорения и письма.

Особую роль в связи с этим приобретает диагностика степени развития психических качеств (памяти, внимания, мышления и воображения), предметно-речевых навыков (чтения, слушания, говорения, письма), а также тезаурусов по предметным дисциплинам (в виде системы понятий и их взаимосвязей). В контрольное тестирование включены тесты, измеряющие способности запоминать и извлекать из памяти предметные понятия, избирательность, переключаемость и устойчивость внимания, аналитико-синтетические способности мышления, навыки чтения (темп и качество), качество слушания, навыки устной и письменной речи  по каждому базовому предмету для данной возрастной группы. Тесты дают качественную оценку предметно-интеллектуальных способностей учащихся. В основу оценки положен принцип «сравнения себя с самим собой», а не сравнение результата тестирования с нормой. При этом основная цель состоит в том, чтобы оценить динамику индивидуального развития. При обработке сравниваются результаты выполнения школьниками равноуровневых заданий, требующих преимущественного проявления измеряемого предметного интеллектуального качества или навыка. Тестирование проводится с регулярностью два - три раза в год.

Тестирование предметно-интеллектуальных способностей школьников по технологии «ИнтеллекТ» позволяет решать следующие задачи:

  1. реализовывать индивидуальный подход в обучении и развитии школьников;
  2.  использовать диагностические тесты не только для оценки, но и для развития интеллекта школьников.
  3. создавать наборы развивающих заданий с учетом особенностей школьных предметов.

В заключении приведем примеры тестовых заданий, которые используются в нашей школе в рамках реализации образовательной технологии «ИнтеллекТ».

Образцы диагностических тестов предметного интеллекта для учащихся 5-8 классов

1. Объедините вместе два из нижеприведенных трехбуквенных кусочков, чтобы получилось слово, обозначающее геометрическую фигуру.

КОД, МАЯ, РЯД,   ПОД, ПРЯ

Запишите получившееся слово на бланке ответов.

2. Выберите два слова, противоположные по значению.

НАЧАЛО, ДЛИНА, СЕРЕДИНА, ПРОМЕЖУТОК, КОНЕЦ

Запишите на бланке буквы, соответствующие этим словам.

3. ТЫСЯЧА - ЭТО _____________________________________ СОТЕН.

Вставьте в это предложение наиболее подходящее слово из ниже приведен-

ного списка.

    СТО          ТЫСЯЧА     ТРИСТА     ДЕСЯТЬ    ГУГОЛ

Запишите на бланке букву, соответствующую правильному ответу

4. Каким из нижеприведенных чисел вы замените знак вопроса?

13(44)31

17(88)?

16, 17, 18, 61, 71, 81.

Запишите на бланке ответов это число.

5. Разгадайте анаграмму (найдите слово, которое получится при перестановке букв в данном слове):

МОЛИДЕЕ

Запишите на бланке ответов получившееся слово.

6. Объедините вместе два из этих трехбуквенных кусочков, чтобы получилось название математического термина. Запишите получившееся слово на бланке ответов.

ПОД,  АЧА,   ЗАД,   НАД,   ПРИ

7. Посмотрите на ряды и столбцы этой сетки и попытайтесь в нижеприведенном наборе найти необходимое заполнение для её центральной клетки:

х – 6 = Ñ

6 – х = Ñ

Ñ - 6 = х

Ñ - 6 = х

?

6 – х = Ñ

6 – х = Ñ

Ñ - 6 = х

х – 6 = Ñ

Запишите на бланке букву, соответствующую правильному ответу.

                А                         В                        С                        D                        E

8. Какое из слов в скобках имеет ближайшее значение к слову, напечатанному заглавными буквами?   А                 В                 С              D

СКЛАДЫВАТЬ (округлять, вычислять, умножать, искать)

8. Какое из слов в скобках имеет ближайшее значение к слову, напечатанному заглавными буквами?   А                 В                 С              D

СКЛАДЫВАТЬ (округлять, вычислять, умножать, искать)

Запишите на бланке букву, соответствующую правильному ответу.

9. Какое из нижеприведенных слов является лишним в этой группе? Запишите на бланке букву, соответствующую правильному ответу.

                   А                                 В                              С                          D                           E

УМЕНЬШАЕМОЕ, ВЫЧИТАЕМОЕ, СЛАГАЕМОЕ, МНОЖИТЕЛЬ, ПРОИЗВЕДЕНИЕ

10. Назовите слово, которое одновременно означает:

«ДЕРЕВЯННОЕ ОРУДИЕ», «ПЛОХАЯ ОЦЕНКА».

Запишите получившееся слово на бланке ответов.

11 . .Натуральные числа -это:

(А) 0,1,2,3,4,5,…

(В) 1,2,3,4,5,6,…

(С) 1,2,3,0,5,6,…

Запишите на бланке букву, соответствующую правильному ответу.

12. Посмотрите на ряды и столбцы этой сетки и попытайтесь в нижеприведенном наборе найти необходимое заполнение для её незаполненной клетки: Запишите на бланке букву, соответствующую правильному ответу.

1

14

13

3

?

11

4

28

24

14. Какое из нижеприведенных слов должно заканчивать вышеприведенную

последователь ность слов?

УМЕНЬШАЕМОЕ, ВЫЧИТАЕМОЕ, СЛАГАЕМОЕ, ДЕЛИМОЕ, ДЕЛИТЕЛЬ, ?

Запишите на бланке букву, соответствующую правильному ответу.

(А) разность

(В) произведение

(С) частное

(D) множитель

(Е) остаток

14. Что называют цифрой? Запишите на бланке букву, соответствующую правильному ответу.

(А) Математический значок для записи чисел и действий

(В) Математический значок для записи чисел

(С) Математический значок для записи действий

(D) То же, что и число

Запишите на бланке букву, соответствующую правильному ответу.

15.Подберите слово, которым можно назвать математическое действие:

 ПЛОЩАДЬ, ПЕРИМЕТР, УМНОЖЕНИЕ, СЛАГАЕМОЕ

  1. Если для нахождения НЕИЗВЕСТНОГО ВЫЧИТАЕМОГО надо из уменьшаемого вычесть РАЗНОСТЬ, то что надо сделать для нахождения НЕИЗВЕСТНОЙ РАЗНОСТИ?

(А) К вычитаемому прибавить уменьшаемое

(В) Из вычитаемого вычесть разность

(С) Из разности вычесть уменьшаемое

(D) Сложить известные и неизвестные слагаемые

(Е) Из уменьшаемого вычесть вычитаемое

Запишите на бланке букву, соответствующую правильному ответу.

17. Найдите четырехбуквенное слово в скобках, которым обозначается то, что написано вне скобок: Запишите это слово на бланке ответов.

ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ( _ _ _ _ ) ЕДИНИЦА ДЛИНЫ:

18. Какое из слов в скобках имеет ближайшее значение к слову, напечатанному заглавными буквами?                  

 РАССТОЯНИЕ (отрезок, длина, ширина прямоугольника, длина прямоугольника, километр).

19. Какое число может продолжить эту последовательность? Запишите найденное вами число на бланке ответов.

5,   6,   4,   7,   3,   8,  ?

20. Какое из слов лишнее в этом списке?

              А                       В                          С                                     D                     E

 ТРЕУГОЛЬНИК, КВАДРАТ, ПРЯМОУГОЛЬНИК, МНОГОУГОЛЬНИК, РОМБ

Запишите на бланке букву, соответствующую правильному ответу.

21. Если БУКВА относится к ЗВУКУ (буквами записывают звуки), то к чему аналогичным образом относится ЦИФРА?

       А             В              С             D                E

РАЗРЯД, ЧИСЛО, КЛАСС, ПРИМЕР, РЕЗУЛЬТАТ

Запишите на бланке букву, соответствующую правильному ответу.

22. Какое из слов лишнее?

       А                В             С           D            E

ЛОКОТЬ, САЖЕНЬ, МЕТР, ГЕКТАР, ПЯДЬ

Запишите на бланке букву, соответствующую правильному ответу.

23. Выберите два слова из нижеприведенных слов, обозначающие противоположные математические действия.

     А               В                 С              D               E

ПЛЮС, ПЛОЩАДЬ, МИНУС, МАССА, ЗАДАЧА

Запишите на бланке буквы, соответствующие правильному ответу.

24. Найдите шестибуквенное слово в скобках, которым обозначается то, что написано вне скобок. Запишите это слово на бланке ответов.

ЧАСТЬ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА ( _ _ _ _ ) ЕДИНИЦА ДЛИНЫ В ДРЕВНЕЙ РУСИ

25. Найдите из группы слов одно слово, наиболее точно подходящее по смыслу одновременно ко всем словам, расположенным ниже.

 СЛОЖЕНИЕ, ВЫЧИТАНИЕ, РЕЗУЛЬТАТ, УМНОЖЕНИЕ, ДЕЛЕНИЕ

Сумма, Разность, Произведение, Частное

26. Найдите число, пропущенное в этой последовательности?

13, 26, ?, 52, 65

Тест     ДСМ 71

Задание

Вам прочитают истинные математические утверждения. Внимательно прослушайте и запомните их. Затем Вам прочитают список математических утверждений. Этот список кроме услышанных Вами утверждений содержит еще и ложные. Прослушивая второй список, напишите  номера истинных утверждений в  строчку «№» таблицы:

Сумма, Разность, Произведение, Частное

26. Найдите число, пропущенное в этой последовательности?

13, 26, ?, 52, 65

Тест     ДСМ 71

Задание

Вам прочитают истинные математические утверждения. Внимательно прослушайте и запомните их. Затем Вам прочитают список математических утверждений. Этот список кроме услышанных Вами утверждений содержит еще и ложные. Прослушивая второй список, напишите  номера истинных утверждений в  строчку «№» таблицы:

+

ПРИЛОЖЕНИЕ К ТЕСТУ – ДСМ 71:

Истинные математические утверждения:

  • Рациональное выражение, не содержащее деления на выражение с переменной, называется целым выражением.
  • Любое целое выражение можно представить в виде многочлена.
  • Любое рациональное выражение можно представить в виде дроби, числитель и знаменатель которой - многочлены.
  • Сумма дробей с равными знаменателями тождественно равна дроби с тем же знаменателем и числителем, равным сумме числителей данных дробей.
  • Преобразование суммы нескольких дробей в дробь иногда называют сложением дробей.
  • Преобразование в дробь суммы дробей с противоположными  знаменателями легко свести к преобразованию суммы дробей с одинаковыми знаменателями. Для этого достаточно умножить числитель и знаменатель одной из дробей на -1.
  • Из одного предложения следует другое,  если всегда,  когда истинно первое предложение, оказывается истинным и второе.
  • Если из  первого  предложения следует второе и из второго следует первое, то эти предложения называются равносильными.
  • Множеством истинности  предложения  с одной переменной называют множество значений переменной,  при которых предложение обращается  в  истинное высказывание.
  • Два уравнения или два неравенства с одними и теми же переменными  равносильны в том и только в том случае, когда множества из решений совпадают.

Список истинных и ложных математических утверждений для проверки припоминания (Читая список утверждений, в начале и в конце надо называть номер этого утверждения).

  1. Рациональное выражение, не содержащее умножения на выражение с переменной, называется целым выражением.
  2. Рациональное выражение, не содержащее деления на выражение с переменной, называется целым выражением.
  3. Любое рациональное выражение можно представить в виде многочлена.
  4. Любое целое выражение можно представить в виде многочлена.
  5. Любое рациональное выражение можно представить в виде дроби, числитель и знаменатель которой - многочлены.
  6. Сумма дробей с равными знаменателями тождественно равна дроби с тем же числителем и знаменателем, равным сумме числителей данных дробей.
  7. Сумма дробей с равными знаменателями тождественно равна дроби с тем же знаменателем и числителем, равным сумме числителей данных дробей.
  8. Преобразование в дробь суммы дробей с противоположными знаменателями легко свести к преобразованию суммы дробей с одинаковыми знаменателями. Для этого достаточно умножить знаменатель одной из дробей на -1.
  9. Преобразование в дробь суммы дробей с противоположными знаменателями легко свести к преобразованию суммы дробей с одинаковыми знаменателями. Для этого достаточно умножить числитель одной из дробей на -1.
  10. Преобразование в дробь суммы дробей с противоположными  знаменателями легко свести к преобразованию суммы дробей с одинаковыми знаменателями. Для этого достаточно умножить числитель и знаменатель одной из дробей на –1.
  11. Из одного предложения следует другое, если всегда, когда ложно первое предложение, оказывается истинным второе.
  12. Из одного предложения следует другое, если всегда, когда истинно первое предложение, оказывается истинным и второе.
  13. Преобразование суммы нескольких дробей в дробь иногда называют сложением дробей.
  14. Если из первого предложения следует второе, то эти предложения называются равносильными.
  15. Если из первого предложения следует второе и из второго следует первое, то эти предложения называются равносильными.
  16. Два уравнения или два неравенства равносильны в том и только в том случае, когда количество переменных, содержащихся в них, совпадают.
  17. Два уравнения или два неравенства с одними и теми же переменными  равносильны в том и только в том случае, когда множества из решений совпадают.
  18. Всякое число а равно самому себе.
  19. Всякое число а равно числу b, если оно больше нуля.
  20. Дробь равна нулю тогда,  когда ее числитель отличен от нуля, а знаменатель равен нулю.

Список истинных и ложных математических утверждений для проверки припоминания (Читая список утверждений, в начале и в конце надо называть номер этого утверждения).

  1. Рациональное выражение, не содержащее умножения на выражение с переменной, называется целым выражением.
  2. Рациональное выражение, не содержащее деления на выражение с переменной, называется целым выражением.
  3. Любое рациональное выражение можно представить в виде многочлена.
  4. Любое целое выражение можно представить в виде многочлена.
  5. Любое рациональное выражение можно представить в виде дроби, числитель и знаменатель которой - многочлены.
  6. Сумма дробей с равными знаменателями тождественно равна дроби с тем же числителем и знаменателем, равным сумме числителей данных дробей.
  7. Сумма дробей с равными знаменателями тождественно равна дроби с тем же знаменателем и числителем, равным сумме числителей данных дробей.
  8. Преобразование в дробь суммы дробей с противоположными знаменателями легко свести к преобразованию суммы дробей с одинаковыми знаменателями. Для этого достаточно умножить знаменатель одной из дробей на -1.
  9. Преобразование в дробь суммы дробей с противоположными знаменателями легко свести к преобразованию суммы дробей с одинаковыми знаменателями. Для этого достаточно умножить числитель одной из дробей на -1.
  10. Преобразование в дробь суммы дробей с противоположными  знаменателями легко свести к преобразованию суммы дробей с одинаковыми знаменателями. Для этого достаточно умножить числитель и знаменатель одной из дробей на –1.
  11. Из одного предложения следует другое, если всегда, когда ложно первое предложение, оказывается истинным второе.
  12. Из одного предложения следует другое, если всегда, когда истинно первое предложение, оказывается истинным и второе.
  13. Преобразование суммы нескольких дробей в дробь иногда называют сложением дробей.
  14. Если из первого предложения следует второе, то эти предложения называются равносильными.
  15. Если из первого предложения следует второе и из второго следует первое, то эти предложения называются равносильными.
  16. Два уравнения или два неравенства равносильны в том и только в том случае, когда количество переменных, содержащихся в них, совпадают.
  17. Два уравнения или два неравенства с одними и теми же переменными  равносильны в том и только в том случае, когда множества из решений совпадают.
  18. Всякое число а равно самому себе.
  19. Всякое число а равно числу b, если оно больше нуля.
  20. Дробь равна нулю тогда,  когда ее числитель отличен от нуля, а знаменатель равен нулю.