Психология и методология образования

Практические подходы к соцдиагностике

Тихонова Н.В.

         Многочисленные дискуссии и споры по поводу места и роли школы в обществе определили две основные позиции:

         1) школа – это то, что приспосабливается к обществу,

         2) школа – это средство изменения общества.

         Очевидно обе эти позиции тесно взаимосвязаны и четкой границы между ними провести нельзя.

Адаптивная модель школы наиболее отвечает изменяющимся социально-экономическим условиям современной жизни. Работа по созданию такой модели является стратегической задачей педагогического коллектива нашей школы; оно позволяет реализовывать личностно-ориентированное обучение. Практическая деятельность в этом направлении в течение последних лет включала в себя вариативность учебных программ и учебников, структурные изменения (классы с расширенным содержанием обучения в начальной школе, внутриклассная дифференциация в среднем звене, профильное обучение в старшей школе), применение личностно-ориентированных технологий в учебном процессе (“Уровневая дифференциация”(УД), “Коллективная система обучения”(КСО), элементы модульного обучения). При школе функционирует экстернат. В настоящее время школа предлагала целый набор услуг родителям и детям. ввместе с этим возникает необходимость определить результативность этой работы, т. е. ответить на вопрос: насколько она отражает интересы и запросы наших учащихся и их родителей.

         Психологи утверждают, что человек опережает социальную среду в своих запросах, а реализация личностно-ориентированного образования предполагает учет познавательного и самоопределенческого запросов самой личности, обеспечение возможности удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей. Это предполагает, в свою очередь, существование специальных механизмов отслеживания и формирования образовательных запросов. Другими словами, самодиагностика в образовательном учреждении предполагает не только регулярное отслеживание вектора потребностей учащихся и их родителей, но и проведение специальной работы по обеспечению самоопределения и информирования учащихся.

         В нашей школе мы не только обучаем, но и учимся - учимся видеть прежде всего индивидуальность, личностный потенциал ребенка, ищем пути и подходы для определения мотивации учащихся. Среди них есть такие, которые хорошо апробированы школьной практикой, и являются тем фундаментом, на котором выстраивается система социодиагностики. Прежде всего это “Социальный паспорт” (карта) школы. Знание состава семей, условий проживания, образовательного уровня родителей, их занятости, сферы деятельности, профессиональной направленности позволяет определить основной вектор потребностей и мотивацию учащихся.

         Изучение познавательных интересов учащихся (ежегодно оно проводится в 8-х и 9-х классах) позволяет формировать направленность профильного обучения в старших классах.  Определение социальной значимости предметов для учащихся показало устойчивый рейтинг таких предметов как английский язык и информатика. Проведенные в школе микро-исследования показали следующую динамику формирования понимания социальной значимости предметов учащимися 8-9-х классов.

         1995 г. 1) английский язык

                      2) экономика

         1997 г. 1) английский язык

                      2) экономика

                      3) информатика

         1999 г.  1) математика

                       2) английский язык

                       3) информатика

         Результаты исследований, проводимые в нашей школе, помогают формировать учебный план школы, указывают направление оптимизации учебного процесса, а именно: необходимость языковой подготовки в старшем звене, сохранение и расширение (возможно через интеграцию с другими предметами) компьютерной подготовки; подтверждают правильность выбора профильного обучения в 10-11-х классах, так как, по нашим наблюдениям, уже в 8-9-х классах можно выделить группы учащихся, ориентированных на углубленную физико-математическую подготовку.

         Однако нам важно понять, как формируется самоопределенческий вектор учащихся. Анализ диагностической информации показывает, что профессиональная направленность старшеклассником в значительной мере определяется семьей (более 50% учащихся), но информированность определяется школой на 20%,  телевизионными передачами, компьютером - на 60%, друзьями - на 10% и семьей -на 10% .

         Особое направление в работе школы отводится изучению запросов и ценностных ориентаций родителей и детей. Проведенные исследования в старших классах показали несовпадение ценностных ориентаций детей и их родителей:

  •  дети на первый план ставят проблемы независимости, в т.ч. и экономической (в некоторых случаях ради этого они готовы в жертву принести законы нравственности, традиционные ценности);
  •  родители заинтересованы в сохранении и развитии уровня образования, в преемственности морально-нравственных норм, сохранении здоровой среды.

В исследовании, проводившемся в 8-х классах в декабре 1999 г., предметом изучения были познавательные интересы и интеллектуальное развитие учащихся; при этом у 52% учащихся был выявлен средний уровень развития интеллекта, у 32% - низкий и у 6% - высокий. Было выявлено также несовпадение векторов познавательных ориентаций и интересов родителей и детей. В анкетном опросе родителей спрашивали: можете ли вы определить познавательный интерес вашего ребенка? Затем соответствующие интересы выявялись у детей. Распределение ответов родителей и детей представлено в таблице 1.

  •  дети на первый план ставят проблемы независимости, в т.ч. и экономической (в некоторых случаях ради этого они готовы в жертву принести законы нравственности, традиционные ценности);
  •  родители заинтересованы в сохранении и развитии уровня образования, в преемственности морально-нравственных норм, сохранении здоровой среды.

В исследовании, проводившемся в 8-х классах в декабре 1999 г., предметом изучения были познавательные интересы и интеллектуальное развитие учащихся; при этом у 52% учащихся был выявлен средний уровень развития интеллекта, у 32% - низкий и у 6% - высокий. Было выявлено также несовпадение векторов познавательных ориентаций и интересов родителей и детей. В анкетном опросе родителей спрашивали: можете ли вы определить познавательный интерес вашего ребенка? Затем соответствующие интересы выявялись у детей. Распределение ответов родителей и детей представлено в таблице 1.

Таблице 1

Родители

Дети

гуманитарные предметы

15%

28%

физико/математический цикл

32%

5%

естественный цикл

35%

12%

физкультура, ИЗО

0

15%

         Более 50% родителей связывают ближайшее будущее своих детей с профильными классами.  В этой ситуации школа должна, видимо, выступать в роли своеобразного связующего звена (буфера) между интересами и запросами детей и родителей. На повестке дня стоит также вопрос о развитии профильного обучения в старших классах; возникает кроме того необходимость в более глубокой профориентационной работе с детьми и родителями.

         В дальнейшем одной из задач школа ставит создание в школе особой социальной среды – среды единомышленников, дружеской Среды. Мы хорошо осознаем, что учитель и ученик – главные действующие лица в учебном процессе и мы должны уметь выстраивать их межличностные отношения.