Психология и методология образования

Оценка социально-психологического климата педагогического коллектива

Якименко Г. А.

Данное сообщение посвящено одному из важных социально-психологических феноменов – восприятию индивидом группы, к которой он принадлежит. Наш опыт работы в школе показывает, что от того, какую позицию учащийся занимает в классе и как он воспринимает группу, зависит очень многое в его поведении, развитии и его достижениях в обучении.

Межличностное восприятие в группе зависит от множества фактов. Наиболее исследованными из них являются: социальные установки, прошлый опыт, особенности самовосприятия, характер межличностных отношений, степень информированности друг о друге, ситуационный контекст, в котором протекает процесс межличностной перцепции и др. Исследования по проблеме межличностного восприятия показывают, что на него могут влиять не только то, как группа относится к индивиду, но и отношение индивида к группе. Поэтому изучение восприятия индивидом группы является важным в плане исследования межличностного восприятия, связывая между собой два социально-перцептивных процесса.

Методика проведения исследования

На основе трех гипотетических типов восприятия индивидом группы была разработана специальная анкета, позволяющая изучить преобладание того или иного типа восприятия у учащихся. В качестве базового набора суждений при разработке анкеты использовался список из 51 суждения, каждое из которых отражает определенный тип восприятия индивидом группы. При создании анкеты использовались суждения из теста для изучения направленности личности и методики определения уровня социально-психологического развития коллектива[1]. На основании экспертной оценки были отобраны наиболее информативные для решения поставленной задачи суждения.

Разработанная анкета состоит из 14 пунктов (см. Приложение). Каждый пункт в анкете – это некоторое суждение и три альтернативы, соответствующие определенному типу восприятия индивидом группы. Они располагаются в случайном порядке. Перед началом исследования учащимся сообщается следующая инструкция:

«Мы проводим исследование с целью улучшения организации учебного процесса. Ваши ответы на вопросы анкеты будут учитываться администрацией школы.

На каждый пункт анкеты возможны 3 варианта ответа; они обозначены буквами А, Б, В. Из предложенных ответов выбирайте тот, который соответствует вашему мнению. Помните, что «плохих» и «хороших» ответов в данной анкете нет. На каждый вопрос может быть выбран только один ответ.

По данной методике в нашей школе было проведено два исследования: одно в 2202-2003 уч. году и второе в 2004-2005 году.

Результаты исследования

Ответы испытуемых обрабатываются с помощью «ключа» (см. Приложение 1) и проводится подсчет баллов по каждому пункту анкеты. Выбранному ответу приписывается один балл. Баллы, набранные испытуемым по всем 14 пунктам анкеты, суммируются для каждого типа восприятия отдельно. При обработке данных «индивидуалистический» тип восприятия обозначается буквой «И», «прагматический» - «П», «коллективистический» - «К».

Проведенное исследование позволило выявить, кто из учащихся ближе к тому или иному типу восприятия группы. При этом типы восприятия индивидом группы характеризуются следующим образом:

1. Индивид воспринимает группу как помеху в своей деятельности или относится к ней нейтрально. Группа не представляет собой самостоятельной ценности для него. Это может проявляться в уклонении от совместных форм занятий, в предпочтении индивидуальной работы, в ограничении контактов. Этот тип восприятия характеризуется как индивидуалистический. 2. Индивид воспринимает группу как средство, инструмент, способствующий достижению тех или иных индивидуальных целей. При этом группа воспринимается и оценивается им прагматически, с точки зрения ее полезности или не полезности. Отдается предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации. Такой тип восприятия характеризуется как прагматический

3. Индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность. На первый план выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом. Наблюдается стремление внести свой вклад в групповую деятельность. Имеет место потребность в коллективных формах работы. Этот тип восприятия характеризуется как коллективистический.

Результаты исследования показывают, что

  • к первой группе (индивидуалистический тип восприятия) в 2002-2003 уч./году относилось 5,5 % учащихся, в 2004-2005 уч./году – 5%;
  • ко второй группе (прагматический тип восприятия) - в 2002-2003 уч./году – 77,8 %, в 2004-2005 уч./г. – 43%. Здесь, как видим, наблюдается очевидное снижение числа сторонников этого типа восприятия группы;
  • к третьей группе (коллективистический тип восприятия) - в 2002-2003 уч./году относилось 16,7 % учащихся, а в 2004-2005 уч./году – 52%. Здесь же, напротив, наблюдается тенденция к увеличению данного типа восприятия индивидами группы.

Таким образом, исследование показывает положительную тенденцию в плане восприятия учащимися школы группы, к которой они принадлежат. Этот показатель является одним из наиболее значимых для характеристики социального окружения личности. Тип восприятия индивидом группы определяет по сути рамки и нормы социального поведения личности и характеризует, с другой стороны, уровень социально-психологического развития коллектива.

Результаты исследования показывают, что

  • к первой группе (индивидуалистический тип восприятия) в 2002-2003 уч./году относилось 5,5 % учащихся, в 2004-2005 уч./году – 5%;
  • ко второй группе (прагматический тип восприятия) - в 2002-2003 уч./году – 77,8 %, в 2004-2005 уч./г. – 43%. Здесь, как видим, наблюдается очевидное снижение числа сторонников этого типа восприятия группы;
  • к третьей группе (коллективистический тип восприятия) - в 2002-2003 уч./году относилось 16,7 % учащихся, а в 2004-2005 уч./году – 52%. Здесь же, напротив, наблюдается тенденция к увеличению данного типа восприятия индивидами группы.

Таким образом, исследование показывает положительную тенденцию в плане восприятия учащимися школы группы, к которой они принадлежат. Этот показатель является одним из наиболее значимых для характеристики социального окружения личности. Тип восприятия индивидом группы определяет по сути рамки и нормы социального поведения личности и характеризует, с другой стороны, уровень социально-психологического развития коллектива.

         Полученные результаты могут также служить косвенным показателем связи профессиональной направленности личности и уровня развития социального окружения.

Приложение 1.

Текст анкеты

1. Лучшими партнерами в группе я считаю тех, кто

А - знают больше, чем я;

Б - все вопросы стремится решить сообща;

В - не отвлекает внимание преподавателя.

2. Лучшими преподавателями являются те, которые:

А - используют индивидуальный подход;

Б - создают условия для помощи со стороны других;

В - Создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказаться.

3. Я рад, когда мои друзья:

А - знают больше, чем я, и могут мне помочь;

Б - умеют самостоятельно, не мешая другим, добиваться успехов;

В - помогают другим, когда представится случай.

4. Больше всего мне нравится, когда в группе:

А - некому помогать;

Б - мне не мешают при выполнении задачи;

В - остальные слабее подготовлены, чем я.

5. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:

А - я могу получить помощь и поддержку со стороны других;

Б - мои усилия достаточно вознаграждены:

В - есть возможность проявить инициативу, полезную для всех.

6. Мне нравятся коллективы, в которых:

А - каждый заинтересован в улучшении результатов всех;

Б - каждый занят своим делом и не мешает другим;

В - каждый человек может использовать других для решения своих задач.

7. Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые:

А - создают дух соперничества между учениками;

Б - не уделяют им достаточного внимания;

В - не создают условия для того, чтобы группа помогала им.

8. Больше всего удовлетворения в жизни дает:

А - возможность работы, когда тебе никто не мешает;

Б - возможность получения новой информации от других людей;

В - возможность сделать полезное другим людям.

9. Основная роль должна заключаться:

А - в воспитании людей с развитым чувством долга перед другими;

Б - в подготовке приспособленных к самостоятельной жизни людей;

В - в подготовке людей, умеющих извлекать помощь от общения с другими людьми.

10. Если перед группой стоит какая-то проблема, то я:

А - предпочитаю, чтобы другие решали эту проблему;

Б - предпочитаю работать самостоятельно, не полагаясь на других;

В - стремлюсь внести свой вклад в общее решение проблемы.

11. Лучше всего я бы учился, если бы преподаватель:

А - имел ко мне индивидуальный подход;

Б - создавал условия для получения иной помощи со стороны других;

В - поощрял инициативу учащихся, направленную на достижение общего успеха.

12. Нет ничего хуже того случая, когда:

А - ты не в состоянии самостоятельно добиться успеха;

Б - чувствуешь себя ненужным в группе;

В - тебе не помогают окружающие.

13. Больше всего я ценю:

А - личный успех, в котором есть доля заслуги моих друзей;

Б - общий успех, в котором есть и моя заслуга;

В - успех, достигнутый ценой собственных усилий.

14. Я хотел бы:

А - работать в коллективе, в котором применяются основные приемы и методы совместной работы;

Б - работать индивидуально с учащимся;

В - работать со сведущими в данной области людьми.

Ключ для обработки анкеты:

Типы восприятия индивидом группы

Индивидуалистический (И)

Коллективистический (К)

Прагматический

(П)

1 В

10 Б

11А

12А

13В

14Б

10В

11В

12Б

13Б

14А

10А

11Б

12В

13А

14В


[1] Рогов Е. И. Учитель как объект психологического исследования. М.- 1998