Психология и методология образования

Тестовая форма оценки качества обучения учащихся

Т.Г. Матвеева

Современный этап развития образования характеризуется переходом от единообразия и ограниченности к вариативности и личностно-ориентированному подходу. В связи с этим важнейшее значение приобретает проблема оценки результатов образовательной деятельности. Поэтому в программе «Столичное образование» одним из важнейших направлений развития рассматриваются  разработки, связанные с оценкой результатов деятельности образовательных учреждений. Учитывая это, можно говорить о насущной потребности сегодняшнего дня – создании единых унифицированных методик оценки качества обучения. К таким методикам можно отнести тестирование.

Тест позволяет сделать процедуру оценивания одинаковой для всех учащихся. Тесты оказываются значительно более качественным и объективным способом оценивания, так как объективность тестирования достигается путем стандартизации процедуры проведения и проверки показателей качества заданий и теста в целом. Тесты – более емкий инструмент; показатели тестов ориентированны на измерение уровня обученности, определение уровня усвоения ключевых понятий, навыков и пр., а не только на констатацию наличия у школьников определенной суммы знаний. 

Тест, кроме того, позволяет значительно лучше, чем традиционные средства, дифференциацировать  учащихся. Если провести аналогию с прыжками в высоту, то традиционная контрольная работа представит собой планку, которую должен преодолеть учащийся. Планка может быть установлена на высоте, соответствующей оценкам в 5, 4 или 3 балла. Известно, что в случае выполнения учеником всех заданий он получает отметку отлично. Неясно, однако, превысил ли он эту «высоту» с большим запасом или еле-еле достиг ее. То же можно сказать и про другие уровни. Метод тестирования позволяет расширить шкалу оценивания как вверх, так и вниз.

Следует отметить гуманистический характер тестирования. Он заключается в том, что учащимся предоставляются равные возможности,  а более дифференцированная шкала оценок  дает возможность ученику продемонстрировать свои возможности на различном материале. Таким образом, ученик получает некоторое «право на ошибку», которого при традиционном способе оценивания он не имеет.

Тесты дают широкую возможность для варьирования сложности тестового материала, широты охвата, целевой направленности, включения в тест нескольких компонентов структуры знаний, что позволяет создать инструмент, учитывающий самые разные требования системы управления образованием.

В нашей школе при оценке качества обучения учащихся графическим дисциплинам наряду с такими традиционными методами как контрольные работы, графические диктанты, активно используются тестовые задания, позволяющие ранжировать учащихся в соответствии с уровнем усвоения знаний: репродуктивным, конструктивным или творческим. Практика показывает, что более эффективным является использование тестовых заданий при тематическом или итоговом контроле.

В заключении приведем результаты тематического тестирования, направленного на контроль знаний учащихся по общим правилам оформления чертежей, изучаемых школьниками в начале курса черчения.

Тематический контроль знаний по темам: «Линии чертежа» и «Шрифт чертежный»

п/п

Тема

Код

Контролируемый элемент

Уровни усвоения знаний

Б

П

Т

1

Линии чертежа

ЧЛ

Названия линий

Назначения линий

Выбор толщины линий

Умение анализировать данные

А1

А1

А1

В1

2

Форматы

Основная надпись

ЧФ

Принцип образования форматов

Расположение основной надписи на формате

Основные положения стандарта

Углубленные знания

А2

А2

В2

С2

Масштабы

ЧМ

Ряды кратности уменьшения и увеличения

Определение масштаба по чертежу

Выполнение изображения в указанном масштабе

Определение недостающего размера по чертежу

Классификация масштабов

А3

А3

А3

В3

С3

4

Простановка размеров

ЧП

Основные положения стандарта

Простановка габаритных размеров

Простановка присоединительных размеров

Способы простановки размеров

Особые случаи простановки размеров

А4

А4

А4

В4

С4

5

Шрифт чертежный

ЧШ

Начертание букв и цифр

Расчет параметров шрифта

Расчет длины слов и фраз

А5

В5

В5

п/п

Тема

Код

Контролируемый элемент

Уровни усвоения знаний

Б

П

Т

1

Линии чертежа

ЧЛ

Названия линий

Назначения линий

Выбор толщины линий

Умение анализировать данные

А1

А1

А1

В1

2

Форматы

Основная надпись

ЧФ

Принцип образования форматов

Расположение основной надписи на формате

Основные положения стандарта

Углубленные знания

А2

А2

В2

С2

Масштабы

ЧМ

Ряды кратности уменьшения и увеличения

Определение масштаба по чертежу

Выполнение изображения в указанном масштабе

Определение недостающего размера по чертежу

Классификация масштабов

А3

А3

А3

В3

С3

4

Простановка размеров

ЧП

Основные положения стандарта

Простановка габаритных размеров

Простановка присоединительных размеров

Способы простановки размеров

Особые случаи простановки размеров

А4

А4

А4

В4

С4

5

Шрифт чертежный

ЧШ

Начертание букв и цифр

Расчет параметров шрифта

Расчет длины слов и фраз

А5

В5

В5

Тест-опросник

1.Толщина сплошной толстой основной линии выбирается в    пределах

  1. 0,6 … 1,5 мм
  2. 0,5 … 1,4 мм
  3. 0,4 … 1,2 мм
  4. 0,8 … 1,5 мм 

2.Для штриховки используют линию

  1. разомкнутую
  2. штриховую
  3. сплошную тонкую
  4. пунктирную

3.Если осевые линии вычерчены толщиной 0,5 мм, то толщина линий обводки контура должна быть не менее

  1. 0,8 мм
  2. 1 мм
  3. 1,2 мм
  4. 1,5 мм

4.Начертание какой строчной буквы не соответствует стандарту? 

  1. а
  2. Е
  3. д
  4. т

5.Ширина какой прописной буквы равна ширине буквы   «Б» ?

  1. А
  2. С
  3. Ж
  4. И

6.Шаг вспомогательной сетки чертежного шрифта определяется

  1. высотой прописной буквы
  2. толщиной линии шрифта
  3. минимальным шагом строк
  4. высотой строчной  буквы

7.Самой толстой линией чертежа является   

  1. штрих-пунктирная утолщенная
  2. сплошная толстая
  3. штриховая
  4. разомкнутая

8.  Самый короткий штрих имеет линия

  1. штрих-пунктирная тонкая
  2. штрих-пунктирная утощенная
  3. штриховая
  4. штрих-пунктирная с двумя точками

9.  Высота строчной буквы чертежного шрифта размера 28 типа  А  равна

  1. 20 мм
  2. 28 мм
  3. 14 мм
  4. 18 мм

10.  Минимальный шаг строк для шрифта 20 Б равен

  1. 17 мм
  2. 22 мм
  3. 34 мм
  4. 44 мм

11. Длина слова «регата» выполненного прописными буквами чертежного шрифта 20Б равна

  1. 82 мм
  2. 86 мм
  3. 92 мм
  4. 94 мм

12. Какой толщины должен быть графитовый стержень карандаша, чтобы им можно было обвести надпись, выполненную чертежным шрифтом 14А?

  1. 0,5 мм
  2. 1 мм
  3. 1,2 мм
  4. 1,4м