Психология и методология образования

Тестирование на уроках естествознания

Т. К. Самарина

Тестирование - наиболее простая и быстрая форма контроля, которая позволяет выяснить степень усвоения изучаемого материала,   выявить вопросы, вызывающие затруднения и вовремя ликвидировать неясные моменты.

Однако при помощи тестов можно выяснить и то, насколько прочно усвоены основные понятия. В этом случае в тест помещаются только наиболее важные вопросы, и предлагается этот тест учащимся после изучения большого блока материала. Нами разработаны тесты по всем разделам курса естествознания для текущего контроле, а также годовые итоговые тесты. Некоторые тесты составлены таким образом, что позволяют дифференцировать контроль знаний “сильных” и “слабых” учеников.

Примером такого теста является тест по теме “Растения” для 5-го класса или “Тепловые явления” для 6-го класса.

Тестирование может проводиться фронтально или индивидуально (по усмотрению учителя). Учитель же определяет и критерии оценки, исходя из общего уровня подготовленности класса, индивидуальных особенностей учащихся и сложности темы.

Составление учащимися задач

Программой курса  естествознания  предусмотрено  приобретение учащимися навыка решения расчетных и практических задач. Например, задачи на нахождение плотности веществ, способы разделения смесей и др.

Навык вырабатывается путем решения большого количества типовых и усложненных задач. Признаком сформированности навыка, на наш взгляд, можно считать и способность учащегося составить задачу по пройденной теме; по степени сложности этой задачи можно судить о степени сформированности навыка. Приведем примеры задач, составленных учащимися:

Задача № 1. Плотность гранита 2 г/см , масса - 172 г. Каков объем куска гранита?

По условию задачи видно, что учащимся не отработан навык пользования таблицей плотности веществ (р/гранита = 2,8 г/см3).

Задача № 2. Плотность вещества - 5 г/см3, объем - 25 см3. Найти массу вещества.

Ученик, составивший эту задачу, способен решать задачи только по образцу; навык решения задач у него еще сформировался недостаточно.

Наиболее высокий уровень сформированности навыка заключается в способности учащихся составлять нетипичные и интересные задачи.

Примеры таких задач, составленных учащимися 5-х классов по теме “Плотность” вынесены в Приложение.

Составление задач по этой теме имеет и чисто практический интерес, так как в заданиях для учащихся предлагается небольшое  количество задач с использованием десятичных дробей, переводом единиц и требующих определенных знаний, опережающих программу по математике.

При   получении   задания   по   составлению   задачи   учащиеся ориентируются на то, что самые интересные задачи будут решаться классом на уроке. Возникающий вследствие этого дух соревнования способствует развитию нестандартного мышления  и фантазии у детей. Составленные задачи могут быть использованы для решения классом (в качестве закрепления) или в виде карточек (в целях проверки навыка решения задач).

Описанные методы контроля необходимо сочетать с традиционными, а также продолжать поиск новых форм и методов, привлекая к творчеству детей.   Интересные  формы  контроля  способствуют  пробуждению активности детей, вызывают стремление больше отвечать, а значит, и больше и лучше знать, создают положительный настрой в обучении.