Технология оценки уровня учебных достижений учащихся начальной школы
Р.Н. Панкратова, Е.В. Гуменная
Одной из целей федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, в котором участвует школа №1935, является организация системы оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения. При этом мы исходим из анализа недостатков традиционной, пятибалльной системы оценивания, основными из которых являются:
- невозможность отслеживать динамику школьной успешности ученика;
- повышение тревожности детей;
- искажение учебной мотивации;
- искажение детской самооценки.
Поэтому одну из задач в реформировании системы школьного оценивания мы видим в том, чтобы сделать оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной. Это позволит учителю не причинять вреда эмоциональному здоровью ребенка и более эффективно формировать знания и навыки.
Безотметочное обучение в начальной школе мы рассматриваем в контексте проблемы контрольно-оценочной деятельности, закладывающей основы учебной самостоятельности школьников. Для этого ставятся следующие задачи:
- выработать единую оценочную политику на уровне школы в целом;
- конкретизировать объекты и критерии, формы и средства контрольно-оценочной деятельности, согласовать их с педагогами, администрацией, родителями, а также между взрослыми и самими учащимися;
- организовать подготовку учителей и администрации школы, провести работу с родителями, которые имеют представление только о пятибалльной системе оценивания;
- обеспечить переход от оценивания в начальной школе к традиционной системе оценивания в основной школе;
Для решения этих задач в школе создана рабочая группа, разрабатывается план опытно-экспериментальной работы по постепенному переходу на новые принципы безотметочного обучения, в основу которых положены работы Г.А. Цукерман и Ш.А. Амонашвили.
В работе по созданию безотметочной системы оценивания мы опираемся на следующие принципы:
- Самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Этот принцип отрабатывается уже в рамках адаптационного этапа обучения первоклассников в курсе “Введение в школьную жизнь”.
- Самооценка учащихся должна постепенно дифференцироваться. Уже в 1 классе ребенок должен учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.
- Содержательное (само)оценивание должно быть неотрывно от умений самоконтроля. На ранних этапах обучения контрольные действия учащихся производятся после сопоставления оценки учителя и оценки ребенка. Несовпадение этих оценок создает условия для постановки специальной задачи для учащихся – контроля своих действий. Предусматриваются особые задания, обучающие ребенка сличать свои действия с образцом.
- Оцениваться должна, прежде всего, динамика школьной успешности учащихся относительно самих себя.
- Учащиеся должны иметь право на сомнение и незнание, которые оформляются в классе и дома особым образом.
Для итоговой аттестации учащихся используется накопительная система оценок. (При такой системе накапливаются не отметки за работы учащихся, а содержательная информация о них и даже сами работы.)
Индивидуальный дневник учащегося заменяется «учебным портфолио»– портфелем ученика. Это индивидуальная папка, в которой в оценочных листах на вертикальных шкалах отмечаются достижения по учебным предметам. (На первой шкале отмечается уровень определенного знания и умения самим учащимся (самооценка); на второй шкале – оценка учителем.) В рубриках «Мои достижения» накапливаются работы учащихся, отражающие динамику их учебных достижений.
В рубрике «Гипотезы. Открытия» дети формулируют свои догадки, предположения, решения проблем, поставленных самими учащимися, учителями, родителями и др.
В рубрике «Послания наставника» накапливаются письма учителя ученику и его родителям, где рассказывается только о положительных сторонах школьной жизни ребенка, а все проблемы и трудности выражаются в виде дружеских советов.