Технология дифференцированного подхода к оценке на урока химии в коррекционных классах
И.И. Горелова
Педагогическая оценка является эффективным средством регулирования и контроля учебной деятельности. Оценка педагога формирует у учащегося ценностное отношение к результатам своего труда и, в итоге, к самому себе.
Существует система требований, которым отвечает педагогическая оценка. Она должна быть:
1. Объективной, то есть непредвзятой, беспристрастной, в ней не должно содержаться субъективного мнения учителя о конкретном ребенке.
2. Адекватной, то есть соответствующей реальным достижениям - количественным и качественным.
3. Мотивированной - т. е. содержать четкое обоснование того, почему она выражена тем или иным баллом. Для этого учитель должен прибегать к доказательствам, доводам, убеждениям, обоснованиям. Одним из показателей того, что оценка объективна, может служить факт совпадения или максимального приближения оценки педагога и самооценки ученика.
4. Критической, т е. содержать указания на имеющиеся недостатки в работе учащегося; она должна ориентировать его на дальнейшую работу, стимулировать его активность. Оценка предотвращает развитие чувства самоуспокоенности, поэтому, она является еще и стимулирующим деятельность фактором.
5. Дифференцированной, то есть должна расчленяться на отдельные частные оценки, содержащие в себе четкие указания как на достоинства, так и на недостатки в работе.
6. Заинтересованной, выражающей интерес учителя к личности ребенка - радость по поводу его успехов, огорчение из-за неудач, а в целом -веру в его возможности.
7. Выразительной, выражающей реальное мнение педагога, убеждающей ребенка в его значимости, а также в значимости полученных результатов.
8. Понятной - четко и просто сформулированной, достигнутой, без иносказаний и заумностей.
9. Уважительной - вежливой, основанной на признании достоинства школьника, доброжелательной, не оскорбляющей чувства собственного достоинства ребенка, с преобладанием позитивного отношения к нему[1].
Педагогическая оценка - важная часть процесса обучения; она направлена на решение его основных задач. В коррекционных классах одной из главных задач является воспитание у детей положительного отношения к учебной деятельности, к школе, к процессу учения и познания. Исследования, проведенные по проблеме педагогической оценки, показывают, что существует прямая зависимость между характером оценочных воздействий педагога и самочувствием ребенка в процессе учения, его настроением, характером и продуктивностью его деятельности.
Существуют различные системы оценки знаний учащихся: традиционная, рейтинговая, накопительная. При этом пятибалльная оценочная шкала, на наш взгляд, наименее приемлема в классах коррекции. Она имеет ряд недостатков и один из - недостаточная дифференцированность оценок. Часто, например, бывает трудно найти грань между четверкой и пятеркой. Учителю хорошо известно, что один и тот же результат разными учениками в зависимости от их способностей, уровня развития, начальной подготовки и личностных особенностей достигается разной ценой. Повышенная зависимость детей “группы риска” (их самочувствия детей, психического тонуса и работоспособности) от различных внешних и внутренних условий, предъявляет к оценочной деятельности учителя коррекционных классов особые требования. В коррекционных классах оценка прежде всего должна создавать условия для успешной учебной деятельности, коррекции личности и деятельности и формирования положительных установок.
Для измерения и оценки результатов обучения в коррекционных классах должны использоваться специфические средства и шкалы, но в то же время нельзя, на наш взгляд, полностью отказываться от традиционной системы оценок, так как традиционная шкала оценок - наиболее привычна для детей. С целью поиска адекватной и эффективной системы оценок нами была изучена система оценок, разработанная и успешно применяемая в коррекционных классах школы-лаборатории №196. В своей работе мы придерживаемся совмещенной системы оценок: традиционной - для оценивания устных вопросов, домашних заданиий и т.д., и накопительного принципа - при оценивании письменных работ. Известно, что ожидание проверочных работ и боязнь не справиться с ней, создает стрессовую ситуацию у учащихся, что отражается на результах работы. Чтобы уменьшить эффект влияния побочных отрицательных факторов и не отвлекать детей от учебной деятельности ненужными переживаниями, мы проводим контроль в тестовой форме и оценивает результаты тестирования числом правильно выполненных заданий по отношению к общему числу заданий. Проиллюстируем это на примере: в учебном модуле три, на освоение которого отводится15 часов, предусмотрено четыре проверочных работы. По результатам тестирования ученик 9 “б” класса Н. М. имел следующие результаты - 8/10, 5/5, 7/10, 17/20 (в числителе показано число правильно выполненных заданий, а в знаменателе - число заданий в данной работе). Всего ученик может выполнить - Максимально возможный результат в данном случае равен сумме заданий четырех проверочных работ, т. е. 10+5+10+20=45 заданий. Конкретный ученик правильно выполнил 8+5+7+17= 37 заданий. Эти данные вносятся в сводную ведомость изучения модуля. Кроме этого в ведомости фиксируется работа учащихся на уроке, а именно:
Для измерения и оценки результатов обучения в коррекционных классах должны использоваться специфические средства и шкалы, но в то же время нельзя, на наш взгляд, полностью отказываться от традиционной системы оценок, так как традиционная шкала оценок - наиболее привычна для детей. С целью поиска адекватной и эффективной системы оценок нами была изучена система оценок, разработанная и успешно применяемая в коррекционных классах школы-лаборатории №196. В своей работе мы придерживаемся совмещенной системы оценок: традиционной - для оценивания устных вопросов, домашних заданиий и т.д., и накопительного принципа - при оценивании письменных работ. Известно, что ожидание проверочных работ и боязнь не справиться с ней, создает стрессовую ситуацию у учащихся, что отражается на результах работы. Чтобы уменьшить эффект влияния побочных отрицательных факторов и не отвлекать детей от учебной деятельности ненужными переживаниями, мы проводим контроль в тестовой форме и оценивает результаты тестирования числом правильно выполненных заданий по отношению к общему числу заданий. Проиллюстируем это на примере: в учебном модуле три, на освоение которого отводится15 часов, предусмотрено четыре проверочных работы. По результатам тестирования ученик 9 “б” класса Н. М. имел следующие результаты - 8/10, 5/5, 7/10, 17/20 (в числителе показано число правильно выполненных заданий, а в знаменателе - число заданий в данной работе). Всего ученик может выполнить - Максимально возможный результат в данном случае равен сумме заданий четырех проверочных работ, т. е. 10+5+10+20=45 заданий. Конкретный ученик правильно выполнил 8+5+7+17= 37 заданий. Эти данные вносятся в сводную ведомость изучения модуля. Кроме этого в ведомости фиксируется работа учащихся на уроке, а именно:
1. психологический настрой ученика, его активность на уроке, готовность к уроку ( наличие тетради, дневника, учебных принадлежностей ) отмечается знаками “+”,”-” или знаком “н”.
2. устные ответы во время беседы оцениваются по традиционной пятибалльной системе. ( См. таблицу 1).
Таблица 1.
Фамилия учащихся | Психол. характе ристика | Мера старател ьности | Ответы | Уровень достижений | Макс. возмож уровен | Уровень обучен | Итого |
Николаев | 14 | +13 - 6 2н | 5454 | 37 | 45 | 37+13-6 | 4 |
45+15 | |||||||
Мизунов | 5 | + 14 1н | 4344 | 30 | 45 | 30+14 | 4 |
45+15 | |||||||
Васильева | 6 | +13 -2 2н | 333 | 16 | 45 | 16+13 | Индивид. занятия |
45+15 | занятия |
Сводная ведомость содержит, кроме того, краткую психолого-педагогическую характеристику ученика. Психолог оценивает умственное развитие ребенка, его память, темп мыслительных процессов, личностные особенности. Таким образом, оценка становится индивидуализированной. В ней учитываются реальные учебные возможности ребенка, конкретный уровень его учебных достижений, мера старательности, труда, которые были вложены в достижение оцениваемого результата.
Анализ показывает, что группа учеников с суммарной психологической характеристикой 10 (по 20 балльной шкале - 1 группа ) наиболее остро нуждается в педагогической и психологической поддержке.
Ученики с суммарной характеристикой от 10 до 20 ( 2-ая группа ) относительно легко справляются с работой; им можно давать задания не только базового, но и повышенного уровня, включая творческий.
Учащийся Н.М. из 15 уроков третьего модуля пропустил 2, а на 6 был либо не готов к занятиям ( приходил без тетради, ручки, с невыполненными домашними заданиями ), либо не проявлял должной старательности во время уроков. В итоговых отметках за данный модуль, учитывается мера старательности и самостоятельности, уровень достижений и реальные возможности ученика.
Уровень обученности для учеников 2-ой группы определяется следующим образом:
УО = уровень достижений + мера старательности ( сумма “+” и “-”) максимально возможный уровень + число уроков модуля
Уровень обученности для учеников 2-ой группы определяется следующим образом:
УО = уровень достижений + мера старательности ( сумма “+” и “-”) максимально возможный уровень + число уроков модуля
Поэтому у Н. М. уровень обученности будет равен:
УО = 37+13-6 =0.73, 45+15, что соответствует оценке “хорошо”.
Уровень обученности первой группы
У О = уровень достижений + мера старательности ( сумма “+”)_
максимально возможный уровень + число уроков модуля
(показатель “-” в данном случае не учитывается, что связано с ослабленным (болезненным) состоянием).
В нашей работе с учащимися ученик, пропустивший урок или получивший плохой отзыв о своей домашней работе, может изменить эти показатели оценки на индивидуальных занятиях после уроков: он исправляет в тетради рисунки, записи, разбирает с учителем или по опорному конспекту пропущенный материал, выписывает основные понятия и термины урока в тетрадь, выполняет проверочную работу по данному материалу.
Данная система позволяет учитывать особенности обучаемых в коррекционных классах детей, снижает зависимость самочувствия ребенка в процессе учения от педагогических воздействий. Использование такой системы оценивания помогает создать благоприятную атмосферу для обучения и воспитания детей, способствует коррекции личности ребенка, снижает уровень школьной тревожности, развивает навыки коллективной и индивидуальной деятельности, формирует внимание к работе и организационные навыки, развивает умение выслушивать другое мнение.
[1] Близнюк Л.Б. Роль оценки в совершенствовании знаний, умений и навыков учащихся., Знания, 1983