Психология и методология образования

Технология дифференцированного подхода к оценке на урока химии в коррекционных классах

И.И. Горелова

Педагогическая оценка является эффективным средством регулирования и контроля учебной деятельности. Оценка педагога формирует у учащегося ценностное отношение к результатам своего труда и, в итоге, к самому себе.

Существует система требований, которым отвечает педагогическая оценка. Она должна быть:

1. Объективной, то есть непредвзятой, беспристрастной, в ней не должно содержаться субъективного мнения учителя о конкретном ребенке.

2. Адекватной, то есть соответствующей реальным достижениям - количественным и качественным.

3. Мотивированной - т. е. содержать четкое обоснование того, почему она выражена тем или иным баллом. Для этого учитель должен прибегать к доказательствам, доводам, убеждениям, обоснованиям. Одним из показателей того, что оценка объективна, может служить факт совпадения или максимального приближения оценки педагога и самооценки ученика.

4. Критической, т е. содержать указания на имеющиеся недостатки в работе учащегося; она должна ориентировать его на дальнейшую работу, стимулировать его активность. Оценка предотвращает развитие чувства самоуспокоенности, поэтому, она является еще и стимулирующим деятельность фактором.

5. Дифференцированной, то есть должна расчленяться на отдельные частные оценки, содержащие в себе четкие указания как на достоинства, так и на недостатки в работе.

6. Заинтересованной, выражающей интерес учителя к личности ребенка - радость по поводу его успехов, огорчение из-за неудач, а в целом -веру в его возможности.

7. Выразительной, выражающей реальное мнение педагога, убеждающей ребенка в его значимости, а также в значимости полученных результатов.

8. Понятной - четко и просто сформулированной, достигнутой, без иносказаний и заумностей.

9. Уважительной - вежливой, основанной на признании достоинства школьника, доброжелательной, не оскорбляющей чувства собственного достоинства ребенка, с преобладанием позитивного отношения к нему[1].

Педагогическая оценка - важная часть процесса обучения; она направлена на решение его основных задач. В коррекционных классах одной из главных задач является воспитание у детей положительного отношения к учебной деятельности, к школе, к процессу учения и познания. Исследования, проведенные по проблеме педагогической оценки, показывают, что существует прямая зависимость между характером оценочных воздействий педагога и самочувствием ребенка в процессе учения, его настроением, характером и продуктивностью его деятельности.

Существуют различные системы оценки знаний учащихся: традиционная, рейтинговая, накопительная. При этом пятибалльная оценочная шкала, на наш взгляд, наименее приемлема в классах коррекции. Она имеет ряд недостатков и один из - недостаточная дифференцированность оценок. Часто, например, бывает трудно найти грань между четверкой и пятеркой. Учителю хорошо известно, что один и тот же результат разными учениками в зависимости от их способностей, уровня развития, начальной подготовки и личностных особенностей достигается разной ценой. Повышенная зависимость детей “группы риска” (их самочувствия детей, психического тонуса  и работоспособности) от различных внешних и внутренних условий, предъявляет к оценочной деятельности учителя коррекционных классов особые требования. В коррекционных классах оценка прежде всего должна создавать условия для успешной учебной   деятельности,   коррекции   личности и деятельности и   формирования положительных установок.

Для измерения и оценки результатов обучения в коррекционных классах должны использоваться специфические средства и шкалы, но в то же время нельзя, на наш взгляд, полностью отказываться от традиционной системы оценок, так как традиционная шкала оценок - наиболее привычна для детей. С целью поиска адекватной и эффективной системы оценок нами была изучена система оценок, разработанная и успешно применяемая в коррекционных классах школы-лаборатории №196. В своей работе мы придерживаемся совмещенной системы оценок: традиционной - для оценивания устных вопросов, домашних заданиий и т.д., и накопительного принципа - при оценивании письменных работ. Известно, что ожидание проверочных работ и боязнь не справиться с ней, создает стрессовую ситуацию у учащихся, что отражается на результах работы. Чтобы уменьшить эффект влияния побочных отрицательных факторов и не отвлекать детей от учебной деятельности ненужными переживаниями,  мы проводим контроль в тестовой форме и оценивает результаты тестирования числом правильно выполненных заданий по отношению к общему числу заданий. Проиллюстируем это на примере: в учебном модуле три, на освоение которого отводится15 часов, предусмотрено четыре проверочных работы. По результатам тестирования ученик 9 “б” класса Н. М. имел следующие результаты - 8/10, 5/5, 7/10, 17/20 (в числителе показано число правильно выполненных заданий, а в знаменателе - число заданий в данной работе). Всего ученик может выполнить - Максимально возможный результат в данном случае равен сумме заданий четырех проверочных работ, т. е. 10+5+10+20=45 заданий. Конкретный ученик правильно выполнил 8+5+7+17= 37 заданий. Эти данные вносятся в сводную ведомость изучения модуля. Кроме этого в ведомости фиксируется работа учащихся на уроке, а именно:

Для измерения и оценки результатов обучения в коррекционных классах должны использоваться специфические средства и шкалы, но в то же время нельзя, на наш взгляд, полностью отказываться от традиционной системы оценок, так как традиционная шкала оценок - наиболее привычна для детей. С целью поиска адекватной и эффективной системы оценок нами была изучена система оценок, разработанная и успешно применяемая в коррекционных классах школы-лаборатории №196. В своей работе мы придерживаемся совмещенной системы оценок: традиционной - для оценивания устных вопросов, домашних заданиий и т.д., и накопительного принципа - при оценивании письменных работ. Известно, что ожидание проверочных работ и боязнь не справиться с ней, создает стрессовую ситуацию у учащихся, что отражается на результах работы. Чтобы уменьшить эффект влияния побочных отрицательных факторов и не отвлекать детей от учебной деятельности ненужными переживаниями,  мы проводим контроль в тестовой форме и оценивает результаты тестирования числом правильно выполненных заданий по отношению к общему числу заданий. Проиллюстируем это на примере: в учебном модуле три, на освоение которого отводится15 часов, предусмотрено четыре проверочных работы. По результатам тестирования ученик 9 “б” класса Н. М. имел следующие результаты - 8/10, 5/5, 7/10, 17/20 (в числителе показано число правильно выполненных заданий, а в знаменателе - число заданий в данной работе). Всего ученик может выполнить - Максимально возможный результат в данном случае равен сумме заданий четырех проверочных работ, т. е. 10+5+10+20=45 заданий. Конкретный ученик правильно выполнил 8+5+7+17= 37 заданий. Эти данные вносятся в сводную ведомость изучения модуля. Кроме этого в ведомости фиксируется работа учащихся на уроке, а именно:

1. психологический настрой ученика, его активность на уроке, готовность к уроку ( наличие тетради, дневника, учебных принадлежностей ) отмечается знаками “+”,”-”  или знаком “н”.

2. устные ответы во время беседы оцениваются по традиционной пятибалльной системе. ( См. таблицу 1).

Таблица 1.

Фамилия

учащихся

Психол. характе ристика

Мера старател ьности

Ответы

Уровень достиже­ний

Макс. возмож уровен

Уровень обучен

Итого

Николаев

14

+13 - 6 2н

5454

37

45

37+13-6

4

45+15

Мизунов

5

+ 14 1н

4344

30

45

30+14

4

45+15

Васильева

6

+13 -2 2н

333

16

45

16+13

Индивид.

занятия

45+15

занятия

Сводная ведомость содержит, кроме того, краткую психолого-педагогическую характеристику ученика. Психолог оценивает умственное развитие ребенка, его память, темп мыслительных процессов, личностные особенности. Таким образом, оценка становится индивидуализированной. В ней учитываются реальные учебные возможности ребенка, конкретный уровень его учебных достижений, мера старательности, труда, которые были вложены в достижение оцениваемого результата.

Анализ показывает, что группа учеников с суммарной психологической характеристикой 10 (по 20 балльной шкале - 1 группа ) наиболее остро нуждается в педагогической и психологической поддержке.

Ученики с суммарной характеристикой от 10 до 20 ( 2-ая группа ) относительно легко справляются с работой; им можно давать задания не только базового, но и повышенного уровня, включая творческий.

Учащийся Н.М. из 15 уроков третьего модуля пропустил 2, а на 6 был либо не готов к занятиям ( приходил без тетради, ручки, с невыполненными домашними заданиями ), либо не проявлял должной старательности во время уроков. В итоговых отметках за данный модуль, учитывается мера старательности и самостоятельности, уровень достижений и реальные возможности ученика.

Уровень обученности для учеников 2-ой группы определяется следующим образом:

УО = уровень достижений + мера старательности ( сумма “+” и “-”) максимально возможный уровень + число уроков модуля

Уровень обученности для учеников 2-ой группы определяется следующим образом:

УО = уровень достижений + мера старательности ( сумма “+” и “-”) максимально возможный уровень + число уроков модуля

Поэтому у Н. М. уровень обученности будет равен:

УО = 37+13-6 =0.73, 45+15, что соответствует оценке “хорошо”.

Уровень обученности первой группы

У О = уровень достижений + мера старательности ( сумма “+”)_

максимально возможный уровень + число уроков модуля

(показатель “-”  в данном случае не учитывается, что связано с ослабленным (болезненным) состоянием).

В нашей работе с учащимися ученик, пропустивший урок или получивший плохой отзыв о своей домашней работе, может  изменить эти показатели оценки на индивидуальных занятиях после уроков: он исправляет в тетради рисунки, записи, разбирает с учителем или по опорному конспекту пропущенный материал, выписывает основные понятия и термины урока в тетрадь, выполняет проверочную работу по данному материалу.

Данная система позволяет учитывать  особенности  обучаемых в коррекционных классах детей, снижает зависимость самочувствия ребенка в процессе учения от педагогических воздействий. Использование такой системы оценивания помогает создать благоприятную атмосферу для обучения и воспитания детей, способствует коррекции личности ребенка, снижает уровень школьной тревожности, развивает навыки коллективной и индивидуальной деятельности, формирует внимание к работе и организационные навыки, развивает умение выслушивать другое мнение.


[1] Близнюк Л.Б. Роль оценки в совершенствовании знаний, умений и навыков учащихся., Знания, 1983