Психология и методология образования

Программно-инструментальный комплекс обеспечения образовательного мониторинга

В.Н. Белобородов

Центром педагогических измерений (Лабораторией аттестационных технологий) Московского института повышения квалификации работников образования (МИПКРО) разработан программно-инструментальный комплекс обеспечения образовательного мониторинга.  Система обеспечивает подготовку тестовых материалов, проведение тестирования и обработку полученных результатов.

Структурно комплекс организован как ряд модулей, каждый из которых связан с базами хранения тестовой информации и предназначен для работы на определенном этапе технологического цикла:

  • Модуль создания тестовых заданий, сборки тестов и подготовки их к предъявлению. Модуль осуществляет корректный ввод и первичное редактирование тестовой информации. Конечная цель, достигаемая с использованием модуля – генерация полноценного измерительного теста. Тест собирается из отдельных тестовых заданий в соответствии с заданными характеристиками. Предусмотрено целенаправленное видоизменение заданий в процессе сборки тестов с целью получения комплекта эквивалентных вариантов тестов. Сборка теста по сформулированной спецификации может проводиться оператором в ручном режиме или компьютером автоматически. Модуль обеспечивает конечное форматирование теста для предъявления в бумажном или компьютерном виде. Одновременно с предъявляемой частью теста автоматически формируется набор сопроводительных документов со всеми необходимыми характеристиками теста.
  • Модуль обеспечения диагностических исследований. Содержит информацию об общеобразовательных учреждениях и программные средства подготовки представительных на уровне региона выборок для проведения тестирований. В модуле также накапливается информация о внешних факторах, влияющих на результаты тестирования: параметры образовательных учреждений, тестируемых классов, данные об учителях и учащихся.
  • Модуль сбора и слияния результатов тестирования в базу хранения результатов – централизация данных для комплексной статистической обработки. Модуль предусматривает ввод данных как в ручном, так и в сканерном режимах. Предобработка данных позволяет выявить недостоверные результаты, провести коррекцию выявленных ошибок.
  • Модуль классической статистической обработки – расчет тестовых характеристик, определение уровня обученности тестируемых. Поддерживается классическая статистическая обработка, включающая вычисление трудностей заданий, их дифференцирующей способности. Оценивается точность и надежность полученных результатов. Проводится корреляционный и дисперсионный анализ. Определяется уровень обученности учащихся по отдельным темам, разделам учебного курса, дидактическая структура знаний и умений учащихся. Выявляется уровень обученности учащихся в регионе, округе (районе), школе, классе. Модуль позволяет получить большое число отчетных форм, ориентированных на использование в процессе управления образовательным процессом на уровне региона, округа (района), образовательного учреждения, класса. Основные отчетные формы унифицированы и дают возможность проводить сравнение результатов отдельного субъекта образовательного процесса (от отдельного ученика до учебного округа) с результатами всех участников.  Программно реализовано проведение факторного анализа. Все полученные данные накапливаются в базах для использования в дальнейшем при создании новых тестов и для проведения математической обработки результатов специальными методами.
  • Модуль специализированной тестологической обработки в рамках Item Response Theory (IRT). Вычисляются IRT-параметры заданий (трудность и дифференцирующая способность), а также параметры латентной способности учащихся выполнять тесты. Строятся информационные функции тестов.

Программно-инструментальный комплекс построен на базе пакета Microsoft Office и работает под управлением MS Windows 95/98/NT. Базы данных и служебные запросы хранятся в структурах MS Access. Редактирование и форматирование текстовой (графической) части тестов осуществляется средствами MS Word. Модули компьютерного предъявления, проведения дисперсионного и дискриминантного анализа написаны на языках программирования высокого уровня (Visual Basic, Delphi, Java) и, в зависимости от реализации, поддерживают работу как в локальной сети, так и в глобальной сети Internet.

Созданный программно-инструментальный комплекс является динамичной развивающейся системой, возможности которой непрерывно наращиваются как за счет увеличения объема и повышения качества баз тестовой информации, так и путем расширения возможностей программных модулей. При этом одновременно достигаются цели подготовки качественных стандартизованных измерителей и проведения  мониторинга уровня обученности.