Оценка уровня сформированности умений и навыков работы с информацией
Сельденкова М.А.
Задача современной школы состоит не столько в вооружении своих учащихся знаниями, сколько в формировании умений добывать, приобретать знания. В нашей школе мы стараемся делать это целенаправленно по мере возникновения у учащихся такой потребности при решении, поставленных перед ними проблем.
Чтобы учащиеся при выходе из стен школы обладали в полной мере способностью работать с информацией, необходимо постепенно формировать у них следующие умения и навыки:
- находить, требующуюся информацию в различных источниках, осознанно ее считывать;
- критически осмысливать информацию, понимать ее суть, цель изложения;
- систематизировать информацию по заданным признакам;
- видоизменять объем, форму, знаковую систему информации;
- находить ошибки в информации, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы «за» и «против»;
- устанавливать связи между информационными сообщениями, находить как можно больше точек соприкосновения учебного предмета и «внешних информационных потоков».
Одним из главных условий формирования этих умений является, на наш взгляд, создание в школе соответствующей информационно-образовательной среды. Для этого необходимо компьютеризировать школьные кабинеты, иметь выход в Интернет, обеспечить всем учащимся с младших классов возможности осваивать основы работы с компьютерной техникой, прикладным программным обеспечением (в основной школе), осваивать основы медиакультуры, Интернет-технологии, компьютерную графику и дизайн. Кроме этого необходимо организовать работу по созданию Интернет-сайтов, школьных газет, видеофильмов. Хорошо, если в школе реализуются телекоммуникационные проекты: дистационное образование, тестирование, сотрудничество со сверстниками из других стран, осуществляется работа по созданию электронного библиотечного каталога. Мы ожидаем, что в созданную в нашей школе коммуникативную информационно-образовательную среду будут включены все учащиеся и учителя школы.
Процесс формирования у учащихся информационных умений необходимо контролировать. Для этого в школе (основной и старшей) осуществляется стартовый, промежуточный и итоговый контроль в следующих формах:
- устные и письменные задания, проверяющие отдельные этапы работы с информацией - навыки беглого осознанного чтения, умения конспектировать найденную информацию, перерабатывать информацию (сокращать, выделять главные моменты, которые имеет смысл сохранить в памяти);
- деловые игры по различным предметам;
- устные интервью, письменные анкетирования;
- анализ предложенных учащимися сайтов;
- презентации проектов, видеофильмов на итоговой аттестации в качестве альтернативных форм сдачи экзаменов.
Выбор форм контроля осуществляется с учетом индивидуальных особенностей учащихся, уровня развития у них интеллектуальных учебных умений, их медицинских показателей. В каждом классе заполняется карта динамики работы учащихся с информацией (см. Приложение 1).
Исследования второй половины ХХ века подтвердили индивидуально-личностную специфику восприятия информации. В 1983 году Гарднер констатировал, что все люди, сталкиваясь с проблемными ситуациями, используют 7 типов мыслительных способностей:
- лингвистический (поэты);
- логико-математический (ученые-естественники);
- музыкальный (композиторы);
- пространственный (скульпторы, летчики);
- телесно-кинестический (танцоры, атлеты);
- интерперсональный (учитель);
- интаперсональный (люди с точным взглядом на себя).
Различия учащихся по восприятию информации необходимо учитывать при оценке их работы. На школьных конференциях, при проведении итоговой аттестации учителя оценивают защиту рефератов, презентацию сайтов и проектов по следующим позициям:
- демонстрация понимания проблемы, собственная формулировка цели и задач проекта, выбранного пути решения;
- аргументация выбранного способа решения проблемы;
- анализ хода поиска решения;
- анализ влияния различных факторов на ход работы;
- самоанализ успешности и результативности решения проблемы.
При промежуточной оценке работ учащихся уровень успешности выполнения определяется набранными баллами. Баллы начисляются по следующим показателям:
«5 баллов» - ученик проявил творчество в работе, мыслит образно, умеет работать с различными источниками и видами информации, выполнял задание самостоятельно, не прибегая к помощи.
«4 балла» - ученик использовал приемы, которые применяли другие учащиеся, 1-2 раза обращался за помощью к учителю.
«3 балла» - ученик мыслит продуктивно, но работает по шаблону, 3-4 раза обращался за помощью к учителю, имеет проблемы с систематизацией и оформлением задания.
«2 балла» - ученик воспроизводит информацию механически, на всех этапах работает только под руководством учителя.
«3 балла» - ученик мыслит продуктивно, но работает по шаблону, 3-4 раза обращался за помощью к учителю, имеет проблемы с систематизацией и оформлением задания.
«2 балла» - ученик воспроизводит информацию механически, на всех этапах работает только под руководством учителя.
«1 балл» - ученик может работать только вместе с учителем по особой методике, так как слабо владеет речью, обладает низким уровнем всех мыслительных операций.
Приведем примеры промежуточных упражнений, связанных с работой с информацией, которые выполняли учащиеся нашей школы.
1. Анкетирование (проводится после изучения темы):
- Какой план изложения темы избрал автор?
- Известны ли вам другие источники, в которых эти вопросы изложены более строго?
- Какие места вам показались наиболее сложными (красивыми)?
- Не можете ли вы в некоторых местах упростить изложение, дать иное доказательство (иное изложение проблемы)?
- Как можно представить результаты для лучшего восприятия?
2. Творческие задания:
- Постройте алгоритм (программу решения проблемы).
- Подготовьте сообщения с опорой на мультимедиа-презентацию, включающую наименование разделов выступления и основных тезисов, иллюстрации (фотографии, видеофильмы, динамические модели), звуковое сопровождение.
Предварительная обязательная работа, которая проводится с учащимися на различных уроках, включат обучение правилам запоминания и хранения информации (как запомнить правило, выучить формулу, как правильно работать со справочниками, атласами и т.п.).
По результатам анкетирования выпускников школы были получены следующие данные:
- при чтении учащиеся запоминают 35% информации, при конспектировании – 70%;
- 60% учащихся сталкиваются с необходимостью самостоятельно изучать новый материал, при этом справляются с такой работой только половина учащихся, другая половина учащихся отмечает, что не всякий материал доступен для самостоятельного освоения;
- 10% выпускников не могут самостоятельно сделать конспект, критически оценить информацию;
- 5% учащихся не могут правильно оформить полученную информацию (правильно расположить, озаглавить, составить план, привести примеры, иллюстрирующие теоретические положения);
- 2% испытывают трудности при чтении.
По этим данным мы можем оценивать результаты деятельности школы по формированию у учащихся навыков работы с информацией.
Почти в три раза за последние годы в нашей школе возросло количество учащихся, которые выбирают альтернативные формы сдачи экзаменов: рефераты, творческие проекты. Подготовка к сдаче экзаменов в такой форме является замечательным дидактическим средством развития способностей работать с информацией на творческом уровне.
Приложение 1
Карта динамики работы учащихся с информацией.
№ п/п | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Фамилия, имя | Иванов | |||||||||
Группа здоровья | 1 | |||||||||
Учебная мотивация | в | |||||||||
Техника чтения | в | |||||||||
Развитие речи (устной/письменной) | в/с | |||||||||
Развитие памяти и внимания | в | |||||||||
Развитие мыслительных операций (анализ, обобщение и т. д.) | в | |||||||||
Навыки работы на компьютере | с | |||||||||
Умение работать со справочной литературой | в | |||||||||
Умение конспектировать | с | |||||||||
Творческое представление информации | в | |||||||||
Критическая оценка результатов работы | с | |||||||||
Уровень самостоятельности при работе | с |
№ п/п | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Фамилия, имя | Иванов | |||||||||
Группа здоровья | 1 | |||||||||
Учебная мотивация | в | |||||||||
Техника чтения | в | |||||||||
Развитие речи (устной/письменной) | в/с | |||||||||
Развитие памяти и внимания | в | |||||||||
Развитие мыслительных операций (анализ, обобщение и т. д.) | в | |||||||||
Навыки работы на компьютере | с | |||||||||
Умение работать со справочной литературой | в | |||||||||
Умение конспектировать | с | |||||||||
Творческое представление информации | в | |||||||||
Критическая оценка результатов работы | с | |||||||||
Уровень самостоятельности при работе | с |
Условные обозначения: в - высокий уровень; с - средний; н - низкий.
Основные задачи педколлектива ГОУ СОШ № 1129 по повышению качества знаний:
- На различных ступенях обучения учить учащихся целенаправленному поиску информации различными способами, уделяя внимание следующим аспектам:
- общему развитию личности
-интересам учащихся
-поиску учебной информации
- общению со сверстниками
- учебно-образовательным проектам
- профориентации
- работе в сети Интернет
2.Методическим объединениям разработать перечень навыков работы с информацией,
которыми должны овладеть учащиеся , исходя из специфики предмета.
3.Методическому совету школы совместно с психологической службой разработать
задания для контроля уровня умений и навыков работы с различного рода ин-
формацией.
4.Классным руководителям ежегодно анализировать динамику умений работать с ин-
формацией для каждой возрастной группы и знакомить учителей- предметников и
родителей с результатами.
5.Для мотивированных на учебу учащихся активнее использовать рефераты и
исследовательские проекты для творческих домашних заданий,
для проведения итоговой аттестации за курс основной и полной средней
школы.
6. Изучать и пропагандировать передовой педагогический опыт по обучению
учащихся работе с информацией на уроках и во внеурочное время.
Совместная работа учителей, классных руководителей, психологической службы школы, родителей позволит учащимся овладеть умениями и навыками работы с информацией и подготовит их к дальнейшей взрослой жизни, продолжению образования и получению профессии.
Список используемой литературы.
1. Бухвалов В.А. « Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества»
М. « Педагогический поиск » ,2002 год.
2. Педагогическая лоция приложение к журналу « Лицейское и гимназическое образование» 2002-2003 год.
3. Сериков В.В. « Образование и личность» М. « Логос» 1999 год.
4. Сборник « Мониторинг функционального состояния здоровья школьников»
М. МИОО. 2004 год
5. Чернявская А.П. « Педагогическая техника в работе учителя»
М. «Педагогический поиск «2002год.
6. Якушина Е.В. « Интернет для школьников и начинающих пользователей»
М. «Аквариум» 1997год