Оценка качества знаний с использованием тестов ЛАТ МИОО
Марголина В.В.
Многолетний опыт использования 5-тибалльной шкалы для оценки качества знаний школьников показывает, что эта система оценки не является удовлетворительной и не отвечает современным требованиям. Во всех отчетах учителей и администрации школ, в справках представляемых при аттестации учителей, фигурирует такой показатель качества работы, как количество учеников, имеющих отметки “4 и 5”. В то же время многим учителям хорошо известно, что отметка не является достаточно объективным и надежным показателем качества знаний и разные учителя за одну и ту же работу ученика могут поставить и “5” и “2”. Поэтому мы называем эти отметки “валютой местного хождения”, ценность которой понятна только учителю и иногда ученику.
Использование такого способа оценки качества знаний приводит к тому, что административные контрольные работы, которые проводятся в присутствии завуча и проверяются им же, дают результаты, которые учителя начинают оспаривать: по объему, по содержанию, по требованию к оформлению, по срокам изучения материала (давно изучали - забыли; только что изучили - не отработали).
Как избежать этих недостатков?
Вот уже несколько лет в нашей школе используюся для контроля ЗУН учащихся тесты Лаборатории аттестационных технологий (ЛАТ) МИПКРО. Тестирование, как правило, проводится дважды: в декабре - как рубежный контроль и в апреле - мае - как итоговый. При этом мы сами проверяем и обрабатываем бланки тестирования, составляем таблицы, проводим обсуждение результатов с учителями и т. д.
Наша школа является опорной школой ЛАТ МИПКРО, поэтому тестирование проводится у нас систематически и организуется следующим образом. В начале года определяются сроки входного, рубежного и итогового контроля и проводится собеседование с учителями. Перед проведением тестирования учителям, участвующим в тестировании, сообщается перечень элементов знаний, которые будут проверяться. Инструктирование учителей проводится ответственным за тестировапние (как правило, завучем школы). Результаты выполнения тестовых заданий после обработки сводятся в специальную таблицу (см. табл.1) и передаются учителям для подведения итогов и проведения анализа.
Таблица 1. Результаты выполнения диагностического теста по русскому языку в 5-х классах. Сентябрь 1999 г.
Элементы знаний | % выполнения заданий | ||||
5А | 5Б | 5В | 5-ые | ||
Глухие и непроизносимые согласные | 1 | 93% | 84% | 80% | 85% |
Лексическое значение слова | 2 | 50 | 95 | 70 | 74 |
Укажите глагол | 3 | 79 | 95 | 85 | 87 |
Укажите глагол 1 спряжения | 4 | 36 | 21 | 20 | 25 |
Склонение существительных | 5 | 57 | 47 | 25 | 42 |
Ь в конце и в середине слова | 6 | 64 | 74 | 60 | 66 |
Алфавит | 7 | 64 | 68 | 65 | 66 |
Буквы и звуки | 8 | 57 | 58 | 60 | 58 |
Глухие и звонкие звуки | 9 | 36 | 42 | 25 | 34 |
Приставка, корень, суффикс, окончание | 10 | 64 | 100 | 95 | 89 |
Однокоренные слова | 11 | 36 | 68 | 55 | 55 |
Безударная гласная в корне | 12 | 43 | 84 | 50 | 60 |
Окончания существительных | 13 | 64 | 89 | 70 | 75 |
Окончания прилагательных | 14 | 93 | 100 | 95 | 96 |
Приставки, предлоги, частица НЕ | 15 | 29 | 63 | 55 | 51 |
Главные члены предложения | 16 | 64 | 74 | 50 | 62 |
Знаки препинания | 17 | 57 | 79 | 50 | 62 |
Культура речи: текст | 18 | 43 | 42 | 50 | 45 |
Элементы знаний | % выполнения заданий | ||||
5А | 5Б | 5В | 5-ые | ||
Глухие и непроизносимые согласные | 1 | 93% | 84% | 80% | 85% |
Лексическое значение слова | 2 | 50 | 95 | 70 | 74 |
Укажите глагол | 3 | 79 | 95 | 85 | 87 |
Укажите глагол 1 спряжения | 4 | 36 | 21 | 20 | 25 |
Склонение существительных | 5 | 57 | 47 | 25 | 42 |
Ь в конце и в середине слова | 6 | 64 | 74 | 60 | 66 |
Алфавит | 7 | 64 | 68 | 65 | 66 |
Буквы и звуки | 8 | 57 | 58 | 60 | 58 |
Глухие и звонкие звуки | 9 | 36 | 42 | 25 | 34 |
Приставка, корень, суффикс, окончание | 10 | 64 | 100 | 95 | 89 |
Однокоренные слова | 11 | 36 | 68 | 55 | 55 |
Безударная гласная в корне | 12 | 43 | 84 | 50 | 60 |
Окончания существительных | 13 | 64 | 89 | 70 | 75 |
Окончания прилагательных | 14 | 93 | 100 | 95 | 96 |
Приставки, предлоги, частица НЕ | 15 | 29 | 63 | 55 | 51 |
Главные члены предложения | 16 | 64 | 74 | 50 | 62 |
Знаки препинания | 17 | 57 | 79 | 50 | 62 |
Культура речи: текст | 18 | 43 | 42 | 50 | 45 |
Результаты
Класс | Ср. балл | % выполне ния | % качества | "5" | "4" | "3" | "2" | Ср. отметка | СОУ |
5 Акро | 10,3 | 57 | 36 | 1 | 4 | 7 | 2 | 3,3 | 33% |
5 Б | 12,6 | 70 | 68 | - | 13 | 5 | 1 | 3,6 | 53% |
5 В | 10,6 | 59 | 25 | - | 5 | 8 | 7 | 2,9 | 30% |
5-ые | 11,2 | 62 | 43 | 1 | 22 | 20 | 10 | 3,3 | 42% |
Эти таблицы использовались для проведения анализа по преемственности 3- 5 классов. При обсуждении с учителями этих результатов обращалось внимание на неосвоенные элементы знаний, анализировались причины этих “пробелов”и определялись возможности пути их ликвидации. Если в школе появляется новый учитель, начинающий работать в классе, то он имеет возможность ознакомиться с результатами выполнения диагностических тестов и анализом освоения элементов знаний учащихся по изученному материалу, что существенно помогает ему в его работе.
Результаты тестирования позволяют, среди прочего, проводить анализ усвоения знаний по каждому ученику. Ниже приводится таблица результатов тестирования учащихся 7-х классов по русскому языку, которое проводилось в декабре 1998 года.
Результаты усвоения элементов знаний по русскому языку за курс 7 класса
Элементы знаний | № | Уровень | |
Разбор слова по составу | 11 | 70% | |
Глаголы совершенного и несовершенного вида | 7 | 90% | |
Причастие | 5 | 75% | |
15 | 25% | ||
Причастные и | 14 | 70% | |
Деепричастные обороты | 22 | 70% | |
23 | 70% | ||
Анализ текста | 21 | П 65% | |
Ор4)оэпическая норма | 20 | 70% | |
Морфологическая норма | 16 | 75% | |
Синтаксическая норма | 19 | П 65% | |
Правописание личных | 3 | 80% | |
Окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени | 8 | 75% | |
Правописание корней с безударными гласными | 1 | 55% | |
Правописание суффиксов и | 9 | 70% | |
Соединительных гласных | 10 | 70% | |
Правописание падежных и родовых окончаний | 2 | 90% | |
Написание -Н и-НН- в различных частях речи | 12 | П 65% | |
Слитное и раздельное написание Не с различными частями речи | 4 | П 55% | |
Знаки препинания при обособленных определениях | 17 | 70% | |
Знаки препинания при обособленных обстоятельствах | 18 | 75% | |
Знаки препинания в простом предложении (обобщение) | 24 | 60% | |
Знаки препинания в простом и сложном предложении (обобщение) | 6 | П 70% | |
Состав слова и орфография | 13 | П 65% | |
Тестовый балл | |||
% выполнения | |||
Оценка |
Элементы знаний | № | Уровень | |
Разбор слова по составу | 11 | 70% | |
Глаголы совершенного и несовершенного вида | 7 | 90% | |
Причастие | 5 | 75% | |
15 | 25% | ||
Причастные и | 14 | 70% | |
Деепричастные обороты | 22 | 70% | |
23 | 70% | ||
Анализ текста | 21 | П 65% | |
Ор4)оэпическая норма | 20 | 70% | |
Морфологическая норма | 16 | 75% | |
Синтаксическая норма | 19 | П 65% | |
Правописание личных | 3 | 80% | |
Окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени | 8 | 75% | |
Правописание корней с безударными гласными | 1 | 55% | |
Правописание суффиксов и | 9 | 70% | |
Соединительных гласных | 10 | 70% | |
Правописание падежных и родовых окончаний | 2 | 90% | |
Написание -Н и-НН- в различных частях речи | 12 | П 65% | |
Слитное и раздельное написание Не с различными частями речи | 4 | П 55% | |
Знаки препинания при обособленных определениях | 17 | 70% | |
Знаки препинания при обособленных обстоятельствах | 18 | 75% | |
Знаки препинания в простом предложении (обобщение) | 24 | 60% | |
Знаки препинания в простом и сложном предложении (обобщение) | 6 | П 70% | |
Состав слова и орфография | 13 | П 65% | |
Тестовый балл | |||
% выполнения | |||
Оценка |
В колонке “уровень” взят процент выполнения заданий в среднем по Москве. Имея такие данные, мы можем сравнивать школьные результаты с городскими и окружными. Кроме того, использование тестовой формы контроля побуждает учителей применять тематические тесты на уроках.
Опыт использования в нашей школе тестов ЛАТ МИПКРО показывает, что там где для контроля знаний используются предметные тесты, учащиеся, как правило, успешнее проходят централизованное тестирование и становятся студентами вузов. Опыт нашей школы показывает, что на итоговой аттестации ученики и учителя предпочитают тестирование как более объективную форму оценки знаний.