О внутришкольном контроле на уроках литературы в старших классах
О.В. Микушонов
В настоящее время ситуация, связанная с преподавание литературы в 10-11-х классах, выглядит достаточно противоречиво. С одной стороны, в учебные программы внесены масштабные изменения, связанные, прежде всего, с увеличением объема изучаемого материала; с другой - отмечается резкое снижение интереса школьников к чтению вообще и к чтению классической литературы, в частности. Все это, в конечном счете, влияет на уровень общей культуры и подготовки выпускников школы. В результате из предмета, формирующего основу духовной культуры личности, литература превращается в некоторый эстетический «довесок» к образованию, «умную ненужность».
Несмотря на то, что реально значение литературы как средства воспитания школьников снизилось по сравнению с предыдущими годами, требования в этом аспекте подготовки остаются достаточно высокими. Это отражено, в частности, в проекте федерального компонента государственного образовательного стандарта по литературе («Учительская газета» № 35 от 3.09.02). Это несоответствие в школах пытается устранить за счет усиления внутришкольного контроля. В этих условиях административные усилия свелись к строгой регламентации контроля, в том числе утверждению списка тем сочинений для выпускных экзаменов, ограничению количества письменных работ и т. д., причем эти нововведения не коснулись наиболее важной стороны преподавания литературы - проверки и оценки сочинений. Списывание, с одной стороны, и субъективность оценок, другой, - таковы два главных бича этой «всеобъемлющей» и наиболее распространенной формы контроля по литературе в старших классах.
Применение современных технологий и средств для оценивания учебных достижений учащихся должно было бы изменить эту ситуацию в сторону большей объективни. Однако тестовые задания закрытого типа по литературе для старшеклассников проверяют скорее эрудицию и память учеников, нежели знание и понимание предмета. Оценить с их помощью другие важные компоненты подготовки практически невозможно. Правда, составители теста для ЕГЭ нашли выход, включив в экзамен задания с развернутым ответом (небольшое сочинение). Однако общую картину это не изменило. В том, что касается оценки речевой компетенции, как свободного владения устной речью, то об этом на фоне всеобщего увлечения идеей индустриализации образования говорить просто не приходится. Поэтому, проблема внутришкольного контроля по литературе осталась, на наш взгляд, на прежнем уровне – в нем наблюдается дефицит объективных, валидных и надежных измерителей обученности.
К сказанному выше добавим, что в современных условиях образования весь организационный потенциал школы, вся ее учебная и внеурочная работа сориентированы главным образом на достижение учащимися личного успеха. К сожалению, из практики преподавания литературы уходят такие формы совместной деятельности учащихся и учителя, как диспуты на морально-этические темы, дискуссии о положительном герое, читательские конференции по проблемам современной и классической литературы. В этих формах занятий главным было не измерение обученности, а выявление личностной позиции школьника, его способность иметь собственное мнение и убеждения, умение обосновывать и отстаивать их. С точки зрения главных целей преподавания литературы урок литературы – это коллективная форма, в которой органично сочетаются деловая игра и театрализация, пресс-конференция и учебный «мозговой штурм». Известно также, что ни для одной из этих форм не существует объективных средств контроля. А это означает, что вопрос оо объективных методах контроля в соответствии с главными целями и назначением дисциплины остается в настоящее время проблемным.