О внутришкольной системе оценки качества знаний учащихся
Л. А. Котова, В. С. Красикова
Диагностика знаний учащихся является основой внутришкольного контроля, так как он предполагает аналитический срез и оценку качества знаний на основе сравнения с уровнем требований к усвоению содержания обучения и позволяет выявить конкретные затруднения ученика. Одной из главных задач в работе методических объединений школы является планирование контроля качества знаний. Эта работа включает определение содержания, разработку форм и методов проведения контроля, анализ результатов. С учетом полученных результатов контроля проводится коррекция содержания образования, методик обучения, форм организации деятельности учащихся на уроках и т.д.
В нашей школе идет постоянная работа над совершенствованием способов оценки качества обучения. Нас давно не устраивает сложившаяся практика оценки, когда отдельные классы и ученики уравниваются с точки зрения количественных показателей. Мы хорошо понимаем, что одно и тоже количество «пятерок» и «четверок» может быть хорошим результатом для одного класса и недостаточным для другого. Анализ методической и научно-исследовательской литературы по этой проблеме позволил нам создать приемлемую для школы методику оценки качества знаний учащихся. На расширенном заседании школьного методического совета была утверждена периодичность административного контроля, его структура и форма, технология обработки и анализ результатов. Остановимся кратко на каждой из этих составляющих контроля.
По русскому языку, математике, физике, истории, географии, биологии, химии в каждом классе проводятся 4 тематических работы: стартовая («входной» контроль), рубежная, промежуточная и итоговая («выходной» контроль). Формами проверки качества знаний учащихся являются контрольная работа, тест или зачет.
Структура каждой работы – трехуровневая. В каждой работе предлагаются задания разного уровня сложности (на «3», «4» и «5»). Контроль фактического усвоения учебного материала проводится на уровне поэлементного анализа. За критерий успешности выполнения работ взято значение в 2/3 от числа учащихся, выполнявших задания (70 %). Таким образом, если проверяемый элемент успешно выполнили 2/3 класса, то считается, что элемент усвоен на базовом уровне. Более наглядно этот способ оценки качества знаний выглядит в графическом исполнении. Такие графики строят все учителя по всем работам, вынесенным на внутришкольный контроль. По этим графикам видно, какой предмет не дотягивает до оптимального уровня. Приведем примеры.
Контролируемая тема: «Квадратные уравнения», 8 класс:
Элементами проверки по этой теме являются:
- определение количества корней
- вычисление дискриминанта
- решение уравнений
- разложение многочлена
- сокращение алгебраических дробей
- решение уравнений сложных степеней
Результаты проверки представлены в таблице 1 (см. табл.1)
Таблица 1.
Элементы проверки | 8 а | 8 б | 8 в |
Определение количества корней | 95 % | 89 % | 86 % |
Вычисление дискриминанта | 95 % | 94 % | 90 % |
Решение уравнений | 90 % | 88 % | 82 % |
Разложение многочлена | 84 % | 78 % | 76 % |
Сокращение алгебраических дробей | 78 % | 72 % | 68 % |
Решение уравнений сложных степеней | 71 % | 64 % | 54 % |
Анализ результатов контроля проводится методическими объединениями с поэлементным анализом, а также администрацией школы. Предметные методические объединения получают возможность вместе с учителями проанализировать полученные результаты и выделить на этой основе наиболее сложные в методическом отношении темы. На уровне администрации сопоставляется уровень обучаемости (развития общих умственных и специальных способностей) с уровнем обученности (сумма знаний, программных и внепрограммных).
Для определения уровня обучаемости применяется методика П. И. Третьякова. Программа проверки обучаемости включает следующие процедуры:
- учитель выбирает небольшой по объему новый учебный материал на 7-8 мин. работы, планирует повторение опорных знаний, самостоятельную работу;
- на уроке перед его изучением повторяется ранее изученный материал, необходимый для усвоения новых знаний;
- учитель объясняет новый материал, выделяя главное, основное;
- учитель показывает образец применения нового материала в стандартной и измененной ситуациях;
- проводится самостоятельная работа, включающая следующие задания:
- написать, что узнали нового;
- ответить на вопрос по содержанию нового материала;
- выполнить задание по образцу;
- выполнить задание в измененной ситуации;
- применить полученные знания в новой ситуации.
После того, как трое-четверо учащихся выполнят задания, учитель собирает записи у всего класса. Выполнение работы оценивается по следующим критериям: если учащийся выполнил все задания, то можно говорить о третьем, высоком уровне обучаемости, если четыре – о втором, три задания – о первом, два – о нулевом уровне.
Для определения уровня обучаемости применяется методика П. И. Третьякова. Программа проверки обучаемости включает следующие процедуры:
- учитель выбирает небольшой по объему новый учебный материал на 7-8 мин. работы, планирует повторение опорных знаний, самостоятельную работу;
- на уроке перед его изучением повторяется ранее изученный материал, необходимый для усвоения новых знаний;
- учитель объясняет новый материал, выделяя главное, основное;
- учитель показывает образец применения нового материала в стандартной и измененной ситуациях;
- проводится самостоятельная работа, включающая следующие задания:
- написать, что узнали нового;
- ответить на вопрос по содержанию нового материала;
- выполнить задание по образцу;
- выполнить задание в измененной ситуации;
- применить полученные знания в новой ситуации.
После того, как трое-четверо учащихся выполнят задания, учитель собирает записи у всего класса. Выполнение работы оценивается по следующим критериям: если учащийся выполнил все задания, то можно говорить о третьем, высоком уровне обучаемости, если четыре – о втором, три задания – о первом, два – о нулевом уровне.
Суммарные результаты выполнения заданий представлены в таблице 2.
Таблица 2. Результаты выполнения работ по показателям обучаемости
8 а | 8 б | 8 в | ||||
входн. | выходн | входн. | выходн. | входн. | выходн. | |
1 уровень | 10% | 5% | 15% | 8% | 35% | 15% |
2 уровень | 27% | 18% | 35% | 23% | 38% | 47% |
3 уровень | 43% | 37% | 40% | 47% | 22% | 30% |
4 уровень | 20% | 40% | 10% | 22% | 5% | 8% |
По этим результатам можно судить о динамике качества обучаемости школьников по данному предмету. При этом подготовку учащихся класса мы сравниваем не с другим классом, а с предыдущими достижениями того же класса.
Таким образом, система внутришкольного контроля в нашей школе имеет констатирующий (отслеживание фактического усвоения материала), формирующий (фиксация изменений, анализ соответствия полученных результатов ожидаемым, выявление факторов, влияющих на результат) и корректирующий (исправление недостатков) характер.