О формах контроля знаний, умений и навыков учащихся при изучении литературы
Г.М. Белоногова
Деятельность профессионального образовательного учреждения в новых социально-экономических условиях связана с необходимостью обеспечения качества образования, соответствующего требованиям Государственного образовательного стандарта и постоянным обновлением процесса воспитания и обучения, как того требует рынок соответствующих услуг и социальный заказ завтрашнего дня.
Все это побуждает преподавателей ПУ к смелости, инициативе, решительности не только в своей образовательной деятельности, но и к обновлению форм контроля, что позволяет профессиональному учебному заведению перейти в новое качественное состояние и получать более впечатляющие результаты.
Ни для кого не секрет, что, к сожалению, учителям-словесникам приходится сталкиваться со многими проблемами преподавания литературы. Учащиеся сравнительно мало читают. Программа предусматривает для учителя ситуацию выбора лучших произведений мировой литературы для их изучения. Традиционные формы и методы нуждаются в постоянном их обновлении, поскольку уже не способствуют возникновению у учащихся любви к книге и развитию их творческих способностей.
В связи с этим необходимо применение иных, по сравнению с традиционными, форм контроля. Некоторые проблемы помогает решить система творческих зачетов.
Зачеты создают дополнительную мотивацию учебной деятельности учащихся. Они способствуют появлению у учащихся интереса к чтению, самостоятельного обобщения изученного, научению выделять главное, формированию навыков самоконтроля.
Учитывая особенности личности учителя, уровень подготовки и возрастные возможности учеников, могут быть использованы такие виды зачетных уроков по литературе, как “урок-концерт”, “урок-аукцион”, “урок-путешествие” в мир писателя, “урок-КВН”, литературная и театрализованная игра.
На этих уроках вопросы литературной викторины, позволяющие проверить знание учащимися содержания произведения, понимание его идейно-художественного своеобразия, сочетаются с музыкальными и художественными конкурсами и с инсценировками отдельных эпизодов.
Подобные творческие зачеты оказывают всестороннее влияние на личность учащегося, способствуют развитию интеллектуальной активности, самостоятельности, развивают память и воображение, влияют на развитие эмоционально-волевой сферы личности, учат управлять своими эмоциями.
В последнее время получила широкое распространение методика тестового контроля На разных этапах изучения художественного произведения применяются различные виды тестовых заданий:
а) тесты для выборочного контроля (тест 1-го уровня усвоения материала, выполнение не требует долгого времени, возможны варианты ответов);
б) тесты для текущего контроля (тесты 2-го уровня усвоения материала; они применяются, как правило, после изучения темы);
в) рубежные тесты (тесты 2-го уровня усвоения материала, применяются после изучения раздела или в конце полугодия);
г) итоговые тесты (тесты 2-го и 3-го уровней усвоения материала, применяются после изучения всего предмета в целом). Под уровнями усвоения материала имеются в виду:
1-ый - уровень знакомства, узнавания.
2-ой - алгоритмический (базовый стандарт).
3-ий - эвристический (умение выполнять творческие, нетиповые задания).
Тесты позволяют вполне объективно оценить усвоение материала и вывести итоговую оценку в баллах.
По тематике тесты по литературе распадаются на три группы. Одна рассчитана на проверку знания текстов и необходимого внетекстового материала. Вторая - на проверку понимания художественного мира писателя, его проблематики и художественного своеобразия. Третья группа тестов определяет знания учащихся по теории литературы.
Критерии оценки выборочных тестов (примерные):
Каждый ответ оценивается определенным количеством баллов: от нуля до пяти.
Оценка “О” ставится либо за фактическую ошибку, либо за явное
непонимание той или иной проблемы.
Оценки “1” и “2” ставятся в том случае, если ответ на вопрос
примитивен и неглубок.
Оценка “З” - промежуточная, означающая, что учащийся выбрал
формально правильный вариант, но не достиг нужной глубины и
полноты в понимании художественного произведения.
Оценка “4” означает правильный и достаточно глубокий ответ, в
котором упущены те или иные нюансы.
Оценка “5” - абсолютно правильный ответ, отличающийся
точностью и глубиной. Критерии оценки различных тестовых заданий каждым преподавателем могут быть разработаны самостоятельно.
Необходимо сказать о том, что при тестировании создается определенный психологический настрой, с которым один учащийся умеет справляться, а другой (обычно с тонкой, эмоциональной психикой) - нет. Поэтому только разумное сочетание тестирования с другими видами контроля может дать объективную, довольно точную картину и работы учителя, и знаний, умений и навыков учащихся.
Оценка “5” - абсолютно правильный ответ, отличающийся
точностью и глубиной. Критерии оценки различных тестовых заданий каждым преподавателем могут быть разработаны самостоятельно.
Необходимо сказать о том, что при тестировании создается определенный психологический настрой, с которым один учащийся умеет справляться, а другой (обычно с тонкой, эмоциональной психикой) - нет. Поэтому только разумное сочетание тестирования с другими видами контроля может дать объективную, довольно точную картину и работы учителя, и знаний, умений и навыков учащихся.
Традиционной формой контроля знаний по литературе остается сочинение. Но и его виды необходимо разнообразить, чтобы расширить творческие возможности учащихся. Это могут быть рецензии на литературные произведения, театральные постановки или экранизации по изученным произведениям. Следует поощрять сочинения в эпистолярном и дневниковом жанрах. Интересны сочинения в форме диалога, лирического стихотворения, стилизации под определенного автора. Сочинения, сопоставляющие произведения классической и современной литературы, позволяют сопоставить проблему традиций и новаторства в литературном процессе.
Круг чтения проверяется путем проведения викторин, читательских конференций, диспутов.
Формы контроля знаний учащихся при изучении литературы досчтаточно разнообразны. Здесь описаны лишь некоторые из них, но каждый учитель должен помнить, что только разумное сочетание различных форм контроля обеспечит наибольшую эффективность и даст положительный результат.