Мониторинг учебных достижений учащихся по геометрии
Т.Н. Левина, Л.В. Евстюнина
Контроль и учет знаний учащихся - важные составляющие учебного процесса. С их помощью учитель устанавливает, насколько успешно ученик усваивает программный материал и как он продвигается в своем развитии.
В нашей школе уже на протяжении восьми лет идет работа над формированием единой системы контроля знаний, умений и навыков (ЗУН) по математике. В итоге, нам удалось сформировать такую систему контроля, которая удовлетворяет учителей с разным опытом работы. В рамках этой системы проводится мониторинг уровня обученности по геометрии с 7 по 11 классы, позволяющий контролировать усвоение учебного материала в течение всего учебного года по всем значимым темам[1].
Основы изучения предмета «Математика» закладываются в 7 классе. Программой изучения предмета предусмотрено обучение логическим приемам проведения рассуждений, которые рассматриваются как математический метод решения задач. Начиная с 7 класса, ученики встречаются с систематическим, строго логическим изложением материала и необходимостью обосновать каждое утверждение и решение каждой задачи. Так, например, в процессе изучения геометрии закладываются знания основных свойств простейших геометрических фигур и умение применять эти знания на практике. При этом важно научить школьников грамотной устной и письменной речи, ввести в их словарный запас много новых математических понятий и терминов.
Значимость и актуальность проблемы обучения логике и грамотному построению рассуждения заставила учителей математики пересмотреть типовое планирование своего предмета. На методическом объединении учителей было определено число и примерное содержание тематических контрольных работ (зачетов). При этом учитывалось, что каждый учитель может вносить определенные коррективы в свой план зачетов, сообразуясь с особенностями класса и тем, что нужно дать возможность каждому ученику «проговорить» математическую терминологию. Такие зачеты проводятся с привлечением старшеклассников, которые помогают учителю проверить правильность решения задач и ответов на дополнительные вопросы. Однако основной материал проверяет сам учитель. Очень часто учителя приглашают своих коллег на такие «мини-смотры». В соответствии с рекомендациями МИОО проводятся также письменные контрольные работы, которые важны для определения уровня самостоятельности учеников.
С целью систематизации знаний, усвоенных на протяжении первого года обучения, в каждом учебном году - обычно в мае месяце - проводится своеобразный смотр знаний по предмету, что является формой итогового контроля в данной параллели. На эти занятия приглашаются представители администрации школы и учителя параллельных классов. Присутствуют также учащиеся, неучаствующие в проверке знаний, а иногда и их родители.
Задания к смотру знаний готовятся учителем, ведущим данный предмет в классе. Содержание теоретической части и типы задач практической части известны ученикам с апреля месяца, что снимает ненужную напряженность и дает возможность родителям непосредственно проконтролировать подготовку своих детей. Задания включают один теоретический вопрос и одно практическое задание. Теоретическая часть задания содержит либо доказательство теоремы, либо задачу на построение с последующим доказательством. Практическая часть включает задачи стандартного типа, которые решались по темам по мере изучения предмета. Ученикам, претендующим на высокий балл («4» или «5»), предлагается дополнительное задание или задача повышенного уровня сложности. Открытый характер смотра знаний, возможность для ученика выбрать уровень сложности задач (заданий), доброжелательный психологический климат. Все это способствует успешному проведению итоговой аттестации и создает необходимую основу для продолжения изучения курса геометрии в старших классах.
При выставлении годовой оценки учителя учитывают достижения ученика в течение всего года. Полученная итоговая оценка, как правило, способствует повышению годовой отметки по предмету.
В параллели 8-х классов тематический контроль организуется с той же тщательностью, как и в 7-хклассах. При этом учителя используют все известные формы проверки знаний: тесты, комбинированные работы, зачеты в технологии УД. В конце года в качестве итогового контроля проводится переводной экзамен по геометрии. С «Положением о переводном экзамене» ученики и их родители знакомятся в начале учебного года на классных и родительских собраниях. Результаты подготовки к экзаменам обсуждаются в течение года на методических объединениях. В марте вносятся коррективы в содержание экзаменационных вопросов с учетом вновь появившихся методических требований (если таковые бывают) или с учетом итогов экзаменов предыдущего года.
Контрольные задания для 8-го класса включают 4 вопроса: 2 теоретических и 2 практических. Для получения оценки «удовлетворительно» ученику достаточно ответить на один теоретический вопрос (например, сформулировать и доказать теорему) и решить одну задачу базового уровня. Для получения оценки «хорошо» необходимо ответить на 3 вопроса. Для оценки «отлично» должна быть решена одна из задач более сложного уровня.
Контрольные задания для 8-го класса включают 4 вопроса: 2 теоретических и 2 практических. Для получения оценки «удовлетворительно» ученику достаточно ответить на один теоретический вопрос (например, сформулировать и доказать теорему) и решить одну задачу базового уровня. Для получения оценки «хорошо» необходимо ответить на 3 вопроса. Для оценки «отлично» должна быть решена одна из задач более сложного уровня.
В 9-ом и 11-ом классах сохраняется система мониторинга ЗУН по темам на основе технологии УД. Это позволяет выпускникам школы уверенно чувствовать себя на устном экзамене по геометрии (по выбору) и показывать стабильно высокие результаты.
Систематический учет пробелов в знаниях учеников, своевременная коррекционная работа, а также работа над совершенствованием дидактического материала к зачетам и экзаменам способствует повышению профессионального мастерства учителей.
Ниже приводится схема контроля ЗУН по геометрии с 7-го по 11-ый классы, а также таблица результатов итоговой проверки по геометрии (см. таблицы 1 и 2).
Таблица 1. Схема контроля ЗУН по геометрии.
7 класс | 8 класс | 9 класс | 11 класс |
Итоговый общественный смотр знаний по геометрии. Билеты 1 теоретический вопрос 1 задача Дополнительные вопросы творческого характера. | Переводной экзамен. Билеты. 2 теоретических вопроса 2 задачи | Экзамен по выбору. Стандартные билеты. | Обязательный экзамен по алгебре и началам анализа. (задание с геометрическим содержанием) Экзамен по выбору. Стандартные билеты. |
Критерии оценки: «3» – полный ответ по теории; недостаточное обоснование решения задачи. «4» – полный ответ по теории; решение задачи с недочетами; «5» + решение дополнительной задачи творческого характера. | Критерии оценки: «3» полный ответ на 1 вопрос и формулировка теоремы по второму вопросу + решение задачи стандартного уровня. «4» полный ответ на два вопроса + задача стандартного уровня; «5» полный ответ по двум теоретическим вопросам + решение двух задач. |
Таблица 2. Результаты итоговой проверки знаний по геометрии учащихся
Учебный год | Класс | Форма итоговой аттестации | Кол-во сдававших учащихся | Уровень обученности % («4», «5») |
Учитель Левина Т.Н. | ||||
1995/1996 | 7 | Общественный «Смотр знаний» | 29 чел. | 83% |
1996/1997 | 8 | Переводной экзамен | 29 чел. | 65% |
1997/1998 | 9 | Выпускной экзамен по выбору учащихся | 10 (40% от общего кол-ва учащихся) | 70% |
1999/2000 | 11 | Экзамен по алгебре и началам анализа | 26 | 73% |
Учитель Гончарова З.С. | ||||
1999/2000 | 7 | Общественный «Смотр знаний» | 28 | 93% |
2000/2001 | 8 | Переводной экзамен | 27 | 78% |
[1] Учителя математики школы работают по программе «Математика. 5-11 классы. Для общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-11. Институт общего среднего образования РАО, институт общего образования МО РФ. Просвещение, 1998. (Методическая система Погорелова А.В.). В процессе обучения привлекаются: пособие Киселева, сборники задач Рыбкина, «Планирование контрольных работ», под ред. Дудницына Ю.П. и пособия других авторов.