Использование интегрированно концентрированного обучения на уроках природоведения в начальной школе
М.С. Сапожникова, Е.А Стрижак
Традиционный учебный план предполагает равномерное (один час в неделю) распределение учебной нагрузки по природоведению. Это вызывает трудности в изложении на уроке всего разнообразия материала. В среднем учитель тратит около 40% урочного времени на повторение материала и 20% - на закрепление пройденного на уроке материала, т. е. 60% времени урока уходит только на обобщение и упрочнение знаний. Таким образом на сам познавательный процесс (объяснение и усвоение материала) остается только 40% времени. Дополнительные трудности в усвоении материала урока связаны с возрастными особенностями младших школьников. Использование интегрированно-концентрированного обучения позволяет сэкономить время, а следовательно, улучшить знания детей по предмету. Природоведение дает богатые возможности для использования этого метода, причём, объединение двух уроков природоведения в один день дает, на наш взгляд, значительно более лучшие результаты.
В качестве примера организации урока по методу интегрированно-концентрированного обучения рассмотрим план проведения одного из уроков по природоведению: “Природное сообщество. Лес”. В ходе опытной работы проводилась интеграция предметов одного учебного дня (природоведение, русский язык, чтение). Ниже представлен примерный ход учебного дня учащегося 4 класса (по системе 1-4) с использованием интегрированно-концентрированного обучения.
1-й урок. Знакомство со сказкой Н. Сладкова “Бюро услуг” (читает учитель, время - 3-4 минуты).
Перед чтением учащимся дается задание:
- . определить жанр произведения, доказать.
- . почему сказка имеет такое название?
При данной форме работы решается несколько задач:
- Художественное наслаждение текстом (что понравилось и почему? как вы думаете, достиг ли автор своей цели помощью данного жанра?);
- Развитие речи (о чем данный текст, словарная работа).
Работа в классе проводится в повышенном темпе, чтобы дети не устали (на выполнение задания отводится не больше 10 минут).
Затем детям раздаются карточки трех цветов, в которых находится одна из частей текста (7 - Идея создания Бюро, 2 - Претенденты, 3 - Волк - “сторож”) с пропущенными орфограммами по теме “Безударные гласные”. Учащиеся должны выполнить задание и объединиться в группы в зависимости от цвета карточки, причем, при раздаче карточек учитель должен учитывать разный уровень знаний учащихся, заранее продумывая состав групп с целью создания ситуации успешности в их последующей работе. После этого каждая группа получает новое задание: письменно ответить на вопросы по “своей” части текста и выполнить грамматическое задание. Например,
> Найти в отрывке героев текста;
> Определить части речи в указанных словах;
> Определить склонение данных слов;
> Выписать в тетрадь, распределив по столбикам (1-2 склонение);
> Найти в тексте безударные гласные;
> Выписать слова, распределяя их на два столбика: проверяемые и непроверяемые ударения;
> Ответить письменно на вопросы:
- Почему животные решили создать бюро услуг?
- Почему автор главной зачинательницей делает ворону?
- Какие животные предлагали свои услуги?
- Какие услуги предлагаются и почему именно эти животные их предлагают?
- Почему волка не приняли в бюро услуг?
- Права ли сорока?
При такой организации урока учитель решает сразу несколько задач: орфографический тренинг, развитие письменной речи, повторение теоретических знаний по русскому языку по теме “Склонение имени существительного”. Выполнение задания занимает от 15 до 25 минут в зависимости от класса (скорость письма, уровень подготовленности).
2-й урок. После выполнения письменной работы каждая группа должна защитить свой “проект”. Для этого на ватмане учащиеся отображают героев своего отрывка и их услуги в той последовательности, в которой это происходит в сказке. Цель задания - научить конспектированию текста при помощи символов (на выполнение задания отводится 15-18 минут). Задача остальных групп - оценить точность, последовательность и глубину изложения материала. После защиты проектов дети должны выполнить общее задание, например, распределить проекты соответственно с расположением частей сказки (на выполнение всего задания отводится 25-30 минут).
3 и 4-й уроки посвящены проведению деловой экологической игры.
Игровая ситуация описывается следующим образом:
животные создали бюро добрых услуг. Даже волк пригодился: убивал слабых и больных животных, поскольку сильных и здоровых поймать не мог. Его даже прозвали санитаром. Но пришли люди. Они решили, что и больным животным надо жить. А волк вовсе не пользу приносит, а вред. И стали уничтожать волков, и тогда в лесу произошло...
3 и 4-й уроки посвящены проведению деловой экологической игры.
Игровая ситуация описывается следующим образом:
животные создали бюро добрых услуг. Даже волк пригодился: убивал слабых и больных животных, поскольку сильных и здоровых поймать не мог. Его даже прозвали санитаром. Но пришли люди. Они решили, что и больным животным надо жить. А волк вовсе не пользу приносит, а вред. И стали уничтожать волков, и тогда в лесу произошло...
Детям раздается игровой материал со следующими вопросами:
• Что произошло в лесу?
• Положительные или отрицательные изменения произошли в лесу?
• Что произойдет, если уничтожить всех волков?
• Укажите взаимоотношение животных леса между собой?
• Какие изменения могут произойти при уничтожении любого вида животных?
• Вспомните, какие среды обитания вы уже знаете?
• Какая наука изучает связь живых существ со средой обитания?
На индивидуальную работу учащимся дается 10 минут, на внутригрупповую - 10 минут, на межгрупповую дискуссию - 10 - 15 минут. После выполнения всех заданий ученики составляют обобщающую таблицу по теме: “Среда обитания. Лес”.
Организация занятий в соответствии с рассмотренной выше схемой дает следующие результаты:
- возростает познавательная активность учащисяся; они с большим удовольствием рассказывали о лесе, о животных, готовили в качестве домашнего задания доклады по близкой теме, зарисовки и т. п.;
- увеличивается продуктивность обучения (полученные знания часто использовались детьми на других уроках);
- повышается интерес к обучению.
Кроме того такая организация обучения позволяет закрепить знания по русскому языку и развитию речи;
- учащиеся знакомятся с внепрограммным литературным произведением;
- сокращается время репродуктивного получения знаний;
- повышается уровень самостоятельности;
- появляется возможность отработать навыки групповой и индивидуальной работы.
Такую форму организации занятий целесообразно проводить раз в две-три недели.