Электронно-вычислительная техника в обучении географии
С.А. Микитенко
Различные сферы науки, производства и управления широко применяют вычислительную технику - это определило необходимость её применения и в учебном процессе. И поэтому возникает потребность создания, как указывал С . Пейперт, “среды обучения нового типа”, в которой должен быть организован свободный контакт между детьми и компьютером. Компьютеры , используемые на уроке , существенно дополняют его , и в отличие от традиционных и технических средств обучения (диа- и кинопроекторы), имеют ряд преимуществ. Они могут применяться:
- как банк справочного материала , способный в любую минуту выдать учителю или ученику нужную информацию по интересующему вопросу ;
- как средство управления деятельностью ученика;
- как тренажер для учащихся;
- как динамическое средство учебной наглядности;
- как средство контроля[1].
Проблема использования программных средств в образовательных целях привлекла внимание отечественных и зарубежных педагогов с 70-80-х годов, но и до настоящего времени нет точных ответов на интересующие учителей вопросы: I) как оптимальнее использовать в учебном процессе программные средства обучения ; 2) на каком этапе уроке.
Учитывая специфику географии как школьного предмета, её содержание, а также основные образовательные и воспитательные задачи, можно с уверенностью утверждать, что применение ИВТ при его преподавании просто необходимо. На мой взгляд, самое главное в данном школьном предмете — его образность, как отмечал Н.В Гоголь : “ Велика и поразительна область географии ...Где найдутся предметы , сильнее говорящие юному воображению? Детский возраст есть ещё одна жажда, одно безотчетное стремление к познанию... Его больше всего интересуют отдаленные земли: Как там? Что там? Какие там люди? Как живут?” Трудно не согласиться с великим русским писателем, но и очевидным становится, что современные программные средства обучения отвечают всем представлениям писателя о школьном предмете.
Существует большое количество программных средств, которые могут быть использованы в рамках преподавания курса географии; они позволяют сделать урок более познавательным и наглядным (см, например, “Весь мир на ладони” - мультимедийный справочник, “Клуб путешественников” и “Квадрат +”, 1998 г.; “Россия”- мультимедийный справочник, Республиканский Мультимедийный Центр и компания “Фото-Новости” РИА “Новости”, 1996 г.; “Аральское море” , “Динамика вод мирового океана” - КУДИЦ , г.Москва; QМАР,QUЕSТ and Qмар in THE CURRICULUM; “Энциклопедия природы”, Dorlinq Kindersley, 1995 г. и др. Все эти программные продукты могут быть использованы и на разных типах уроков, и для реализации различных методов обучения). Например, мультимедийная энциклопедия “Энциклопедия природы” может быть использована в курсах : “Физическая география”, “ География материков и океанов”. Этот программный продукт позволяет учителю включать в урок игровые компоненты, использовать проблемный метод обучения, делать работу на уроке более продуктивной. Интерфейс программы очень доступен: передвигая курсор можно выбрать природную зону (при этом она тут же выделяется цветом на глобусе), познакомиться с животным и растительным миром и даже знакомиться с отдельными ее представителями, что позволяет прямо на уроке совершить увлекательное путешествие .
Мультимедийный справочник “Весь мир на ладони” можно использовать в курсе экономической и социальной географии мира, в региональном разделе. Этот программный продукт содержит слайды, рассказывающих о выбранной учителем стране, можно показать учащимся флаг страны, прослушать её гимн и получить необходимую информацию, которая организована по разделам: “население”, “транспорт”, “политика”, “экономическая статистика”. Ещё один мультимедийный справочник - “Россия” хорошо применяется в курсах “Физической географии России” и “Экономической и социальной географии России”. Данный Мультимедийный продукт объединяет все возможные способы познания. Прямо на уроке можно заглянуть в любой уголок нашей необъятной Родины: познакомиться с её уникальным растительным и животным миром, с экономической жизнью отдельных областей страны. Эту програм можно использовать для проведения творческих и практических работ.
Недостатком всех перечисленных программ является то, что они абсолютно не адаптированы для использования в учебном процессе и требуют предварительной и детальной работы с ними учителя.
Современное программное обеспечение позволяет организовывать на уроке настоящую исследовательскую работу. Например, работа с электронными таблицами способствует формированию специальных умений и навыков - обработка статистических материалов, построение графиков и диаграмм, составление прогнозов. Электронные таблицы можно использовать в курсах “Экономической и социальной географии мира” и “Экономической и социальной географии России”.
При работе с данными программными продуктами на уроке можно :
1.предложить учащимся заранее подготовленные вопросы и задания; сформулировать проблему;
2. читать и комментировать текстовые вставки;
При работе с данными программными продуктами на уроке можно :
1.предложить учащимся заранее подготовленные вопросы и задания; сформулировать проблему;
2. читать и комментировать текстовые вставки;
3. при необходимости, организовать работу учащихся по заполнению таблиц с целью систематизации и обобщения знаний;
4. проводить заключительную обобщающую беседу, включив в неё ответы на поставленные вопросы.
Все эти программы позволяют иллюстрировать объяснение учителя и служат средством организации познавательной деятельности учащихся. Некоторые из них способны выступать в качестве самостоятельного источника знаний, работа с которыми может заменить объяснение учителя. Кроме этого современые мультимедийные технологии способствуют эстетическому воспитанию учащихся.
1)[1] Использование средств обучения , под ред. ЮГ.Барышевой ,Москва , “Просвещение” , 1989 г.