Дидактические тесты как метод проверки знаний учащихся
С.В. Калинина
В практику современной школы прочно вошел дидактический тест как один из методов проверки знаний учащихся. Данный способ проверки и оценки знаний может дать объективное, приемлемое и беспристрастное для обеих сторон процесса обучения (учителя и учащихся) представление об уровне усвоения и качестве знаний. Метод тестовых заданий предполагает, что всем ученикам в одинаковой обстановке и условиях дается задание, представляющее собой ряд письменных вопросов, охватывающих основные проблемы пройденного учебного курса. Все вопросы точно и ясно сформулированы и заданы в такой форме, чтобы учителю при получении ответов можно было легко и правильно их подсчитать и объективно оценить.
Тестовые задания имеют ряд преимуществ перед другими формами проверки знаний учащихся. Это связано, во-первых, с их объективностью, так как уровень усвоения знаний определяется только по количеству правильных ответов; во-вторых, применение тестов уменьшает конфликтность в отношениях между участниками процесса обучения, так как оценка ставится только за полученные правильные ответы; снижается волнение со стороны учащихся при выполнении контрольных работ, что делает работу в классе рациональнее и спокойнее, создается положительный эмоциональный фон на уроке. Тесты и тестирование характеризует также высокая экономичность и автоматизация контроля знаний учащихся.
Методу тестов присущи, вместе с тем, такие недостатки, которые могут приводить к отрицательным явлениям. Наиболее значимыми среди них можно считать следующие:
предоставляя возможность учащемуся выбрать готовые ответы, мы одновременно ограничиваем его в плане обучения и развития его творческих возможностей;
известно, что некоторые учащиеся выбирают ответы случайным образом, не задумываясь; в этом случае говорить об объективности оценки не представляется возможным;
из тестов отбраковываются вопросы, ответы на которые являются неоднозначными, а это сужает кругозор учащихся;
при тестовом контроле знаний исключается контроль речи и, сдедовательно, за тем, как учащийся приходит к правильному ответу. Подсчитано, что современные школьники затрачивают на устный ответ только три минуты в течение всего учебного дня. А так как речь напрямую влияет на развитие мышления, то одну из причин несформированности у большинства школьников абстрактного мышления можно указать, как преобладание письменных форм контроля знаний, и в частности дидактических тестов.
Важно и то, что многие тесты являются несовершенными и имеют такие недостатки:
1) неясность для учащихся формулировок некоторых вопросов;
2) встречаются вопросы, которые допускают различные истолкования правильных ответов;
3) некоторые тесты являются слишком легкими, а некоторые наоборот - слишком трудными;
4) иногда наблюдается некоторая неравномерность распределения материала учебного предмета, когда некоторые темы отражены очень подробно в предлагаемых вопросах, а иные отсутствуют или представлены в незначительном количестве вопросов.
Все перечисленные недостатки и преимущества тестовых заданий указывают на то, что к данной форме проверки знаний учащихся следует подходить достаточно осторожно, взвешивая все положительные и отрицательные моменты. Наиболее целесообразно применять тесты для выявления индивидуальных данных об успешности усвоения курса отдельными учащимися, при этом для достоверности результата, необходимо отдельные ответы прокомментировать учащимся.