Психология и методология образования

Некоторые подходы к диагностике здоровья школьников при формировании здоровье сберегающей среды в образовательном учреждении

Тверская Н.В.

Краеугольным камнем сегодняшней школы является проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится  состояние здоровья  школьника. В программе" Столичное образование-2" этому фактору уделяется огромное значение именно потому, что "… по-прежнему тревожной остается ситуация  со здоровьем детей"[1].

Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для современной общеобразовательной школы. Установление гармонической связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса, то есть осуществления комплексного подхода к проблеме и имеет прямое отношение к обучению. 

Перед  школой стоит задача создания условий для сохранения здоровья учащихся, то есть создания механизма формирования сберегающей здоровье среды в общеобразовательном учреждении.

Очевидно, следует уточнить, что стоит за понятием  “здоровье человека”. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения "Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни и физических дефектов". В настоящее время принято выделять следующие компоненты здоровья:

  1. соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека;
  2. физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма;
  3. психическое здоровье - состояние психической сферы, душевного комфорта;
  4. нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей.

     Здоровье можно оценивать по следующим критериям:

  1.  соматическое и физическое здоровье (что соответствует формуле “я могу”);
  2.  возможности человека, определяемые его антропологическими показателями в соответствии с возрастом и полом;
  3.  индивидуальные особенности  личности; его жизненные позиции;
  4. психическое здоровье - “я хочу”;
  5. нравственное здоровье - “я должен”.

В школе № 310 мы попытались ответить на следующие конкретные вопросы: ”От чего же зависит здоровье школьников? Какие факторы влияют на здоровье ученика? Насколько далеки школьники от состояния благополучного здоровья?” Был проведен анализ заболеваемости учащихся на основе изучения материалов медицинских карт, а также проведено анкетирование родителей этих учащихся по проблемам состояния здоровья их детей. Чем характерна эта анкета? По содержанию она педагогическая, то есть в ней нет медицинских терминов, так как ни учитель, ни родители не знакомы  с ними. Но все мы  достаточно хорошо осведомлены о проявлениях целого ряда заболеваний. Поэтому все вопросы анкеты касались признаков, характеризующих состояние организма. Было обследовано 450 семей. Результаты анализа этих данных представлены в диаграмме.

Заболеваемость учащихся

На диаграмме представлены следующие признаки и показатели здоровья школьников (по оценке их родителей):

1-7 - признаки, характеризующие состояние нервной системы: головные боли, слезливость, слабость, утомляемость после школы, нарушение сна, повышенная потливость, головокружения, обмороки;

8-9 - признаки, характеризующие состояние сердечно-сосудистой системы (боли в сердце, повышение давления);

10 - признаки, характеризующие состояние дыхательной системы (насморк, кашель, потеря голоса);

11-17 - признаки, характеризующие состояние пищеварительной системы (боли в животе, тошнота, изжога, нарушение стула, были ли

желтуха, дизентерия;                                                                                                                             18-19 - признаки, характеризующие состояние мочевыделительной системы;  боли в пояснице;

20-21 - аллергические признаки (реакция  на пищу, запах, пыль, цветы, лекарства, реакция на прививки).

Диаграмма наглядно  демонстрирует ситуацию состояния здоровья школьников. Так, например, 70% всех учащихся школы часто испытывают слабость, утомляемость после занятий в школе и дома; 65% часто испытывают головные боли при волнении, после физической нагрузки, а также без видимых причин; у 60% учащихся наблюдаются нарушения сна; у 52% - проблемы с дыхательной системой; около 50% учащихся часто страдают болями в животе, а у 40% - достаточно часто возникает состояние слезливости. Если посмотреть на возрастную динамику заболеваемости, то очевидным становится резкое возрастание проблем с сердечно-сосудистой системой у учащихся среднего звена обучения, а в старшей школе к ним добавляются болезни мочевыделительной системы.

20-21 - аллергические признаки (реакция  на пищу, запах, пыль, цветы, лекарства, реакция на прививки).

Диаграмма наглядно  демонстрирует ситуацию состояния здоровья школьников. Так, например, 70% всех учащихся школы часто испытывают слабость, утомляемость после занятий в школе и дома; 65% часто испытывают головные боли при волнении, после физической нагрузки, а также без видимых причин; у 60% учащихся наблюдаются нарушения сна; у 52% - проблемы с дыхательной системой; около 50% учащихся часто страдают болями в животе, а у 40% - достаточно часто возникает состояние слезливости. Если посмотреть на возрастную динамику заболеваемости, то очевидным становится резкое возрастание проблем с сердечно-сосудистой системой у учащихся среднего звена обучения, а в старшей школе к ним добавляются болезни мочевыделительной системы.

В соответствии с выявленными   заболеваниями в школе определяется  система медицинских и педагогических мероприятий. Эти мероприятия имеют конкретную цель - восстановление утраченных резервов здоровья ребенка. Но, вместе с тем, у педагогических и медицинских мероприятий разные задачи и средства. Задача медицинских работников - выяснение причин заболеваемости и определение способов лечения и дальнейшей профилактики выявленных заболеваний. Что касается педагогов, то их основная задача - создание необходимых условий деятельности школы, отвечающих требованиям к уровню здоровья школьника. Иными словами, если задача медицины - воздействие на причины болезни, то задача педагогов - воздействовать на причины здоровья средствами педагогики. На наш взгляд, школа может и должна  заниматься  здоровьем ребенка и изучением причин, влияющих на здоровье и нездоровье, так как эти причины определяют условия формирования конкретного человека, становление и развитие его психических и духовных качеств, физического совершенства, целевой жизненной установки.

В контексте этого возникает вопрос: какие факторы влияют на здоровье учащихся? Перечислим здесь лишь те, которые непосредственно связаны с организацией работы школы. К ним относятся: 

  1.  уровень учебной  нагрузки на учащихся;
  2.  состояние лечебно-оздоровительной работы школы;
  3.  организация и состояние внеурочной воспитательной работы школы;
  4.  организация психологической помощи учащимся;
  5.  психологический микроклимат в школе и дома.

На состояние здоровья учащихся влияют:

  1. организация учебно-воспитательного процесса, 
  2. соблюдение санитарных норм и правил, гигиенических требований к условиям обучения,
  3. психологическое обеспечение учебного процесса,
  4. организация здорового режима учебного дня, двигательной активности,
  5. требования к организации медицинского обслуживания, питания и др.

Кроме перечисленных объективных факторов существует ряд субъективных. Главный из них, то, что "знания" взрослых людей (учителей, родителей) о здоровом образе жизни не стали их убеждениями, что нет мотивации к заботе о собственном здоровье, следовательно, нет и подготовленности учителя по вопросам охраны здоровья школьников. Таким образом, создание здоровье сберегающей среды, в которой обучение ребенка происходит не за счет его собственных ресурсов, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала школьника, становится актуальнейшей задачей современной школы. 

Что же такое здоровье сберегающая среда в школе? Это, прежде всего такое образовательное учреждение, в котором обеспечивается равновесие между адаптивными возможностями организма и постоянно меняющейся средой. Это также педагогическая система, в которой должны быть методики для обеспечения психолого-медико-социального сопровождения учащихся на каждом возрастном этапе, постоянная  диагностика состояния здоровья и система мероприятий  для формирования здорового образа  жизни школьника, наличие эффективной коррекционной и реабелитацинной  работы  по медицинским показателям каждого индивидуума, включение учащихся в здоровье сберегающую деятельность,  способы формирования личностных  концепций здоровья, выработка умений, относящихся к саморегуляции эмоциональных состояний, самоконтролю в стрессовых ситуациях. Создание комплексной  стратегии улучшения здоровья учащихся, разработка системы   мер по сохранению здоровья детей во время обучения  и выработка знаний и навыков, которыми должен овладеть школьник в соответствии с концепцией здорового образа жизни (ЗОЖ)  является основой  формирования здоровье сберегающей среды учебного заведения. Необходимо, чтобы девиз медиков" primo non nocere" (прежде всего не навреди) стал бы и девизом педагогов.

      Основополагающим элементом в создании механизма здоровье сберегающей среды является  проведение мониторинга здоровья детей. Он должен включать диагностику  соматического, физическогои психического состояния, а также диагностику  функциональных возможностей организма человека. Одной из задач здоровье сберегающей педагогики является такая организация режима труда и отдыха школьников, создание таких условий для работы, которые  бы  обеспечили высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий, позволили бы отодвинуть утомление и избежать переутомления.  Совместно с ассоциацией "Народный Спорт Парк" было проведено обследование 100 старшеклассников школы по оценке резерва здоровья и работоспособности учащихся. Результаты показателей физического состояния школьника можно увидеть в следующей таблице.

Характеристика физического состояния организма

Величина И.Ф.Ш

Процент учащихся

Идеальное физическое состояние и высокий уровень резервных возможностей систем организма. Отличная работоспособность.

5,1-6

1,1

Хорошее физическое состояние. Отсутствие факторов риска заболеваний. Хорошая работоспособность.

4,1-5

29

Нормофункциональное состояние организма, соответствие статистическим стандартам для своего возраста. Удовлетворительная работоспособность.

3,1-4

25

Плохое состояние организма, отсутствие выраженных функциональных резервов отдельных систем. Сниженная работоспособность.

2,1-3

32

Очень плохое состояние организма и присутствие факторов риска присутствия заболеваний. Плохая работоспособность.

1,3-2

6,9

Критическое состояние организма, отсутствие адаптационных резервов и угроза срыва при стрессовых нагрузках.

0,5 -1,2

-

Характеристика физического состояния организма

Величина И.Ф.Ш

Процент учащихся

Идеальное физическое состояние и высокий уровень резервных возможностей систем организма. Отличная работоспособность.

5,1-6

1,1

Хорошее физическое состояние. Отсутствие факторов риска заболеваний. Хорошая работоспособность.

4,1-5

29

Нормофункциональное состояние организма, соответствие статистическим стандартам для своего возраста. Удовлетворительная работоспособность.

3,1-4

25

Плохое состояние организма, отсутствие выраженных функциональных резервов отдельных систем. Сниженная работоспособность.

2,1-3

32

Очень плохое состояние организма и присутствие факторов риска присутствия заболеваний. Плохая работоспособность.

1,3-2

6,9

Критическое состояние организма, отсутствие адаптационных резервов и угроза срыва при стрессовых нагрузках.

0,5 -1,2

-

На основе анализа динамики этих факторов и рубежных требований к результатам обучения можно составить личностно ориентированные программы развития каждого школьника на каждом возрастном этапе. Что, в свою очередь, позволит создать реальную комплексно-целевую программу работы школы, во главе угла которой будут стоять интересы и здоровье ребенка. Но создание такой программы невозможно без комплексного анализа всех компонентов здоровья школьника.   

Многогранность задачи, широкий спектр проблем, возникающий при рассмотрении каждого ее аспекта, убеждает нас в необходимости объединения усилий всех заинтересованных сторон в создании научно-практического центра по разработке механизма формирования здоровье сберегающей среды и его адаптации к условиям любого образовательного учреждения. Психолого-педагогическая, медицинская, социологическая и правовая составляющие этого механизма должны быть не только всесторонне исследованы и проанализированы специалистами, но и получить технологическую интерпретацию, доступную для использования в учебном заведении любого типа и профиля. Вместе с тем, одной из основных функций этого центра должна стать подготовка и методическая поддержка преподавателей, использующих в своей практической деятельности методики, разработанные центром.


[1] Городская программа развития образования "Столичное образование - 2" ГОМЦ "Школьная книга", Москва-1999