5. Самоопределение как этап социализации
1. Социализация как усвоение социальных ролей
2. Социализация как приспособление и обособление индивидов
3. Социализация как формирование идентичности личности
4. Социализация как адаптация
5. Самоопределение как этап социализации
Термин «самоопределение» употребляется в литературе в самых различных значениях и смыслах. «Так говорят о самоопределении личности, социальном, жизненном, профессиональном, нравственном, семейном, религиозном. При этом даже под идентичными терминами зачастую имеется в виду различное содержание». В данном случае нас будет интересовать, прежде всего, ценностное и морально-нравственное самоопределение, поскольку, во-первых, развитию личности в этом направлении уделяется достаточно много внимания в новом Стандарте и примерной ООП, а, во-вторых, этот компонент социализации еще не был рассмотрен и требуется подробнее раскрыть его содержание. Но все же вначале, о самоопределении в более широком аспекте.
В отечественной психологии проблема самоопределения рассматривается в работах Л.И. Божович, А.В. Петровского, В.И. Гинзбурга, В.Ф. Сафина, Г.П. Нилова, М.И. Руткевича, С.П. Крягжде и др. Методологические основы подхода к проблеме самоопределения были заложены С.Л. Рубинштейном. Он рассматривал самоопределение в контексте проблемы детерминации личности. Самоопределение выступает как самодетерминация, в отличие от внешней детерминации. Воспользуемся цитатой для пояснения значения самоопредения в этом контексте. В статье «Психологический аспект самоопределения личности» Сафин В.Ф. и Ников Г.П. пишут: «Самоопределение, понимаемое как самодетерминация, представляет собой, собственно говоря, механизм социальной детерминации, которая не может действовать иначе, как будучи активно преломленной самим субъектом. Проблема самоопределения, таким образом, есть узловая проблема взаимодействия индивида и общества, в которой как в фокусе высвечиваются основные моменты этого взаимодействия: социальная детерминация индивидуального сознания (шире – психики) и роль собственной активности субъекта в этой детерминации» [24].
«По К.А.Абульхановой-Славской, самоопределение - это осознание личностью своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений. При этом она подчеркивает, что от того, как складывается система отношений (к коллективному субъекту, к своему месту в коллективе и другим его членам) , зависит самоопределение и общественная активность личности» (цитировано по [12]). Это определение корреспондирует с планируемыми личностными результатами примерной ООП, где говорится, что в начальной школе у обучающихся должна быть сформирована «внутренняя позиция, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации» ([12], с. 21).
В психологическом плане самоопределившаяся личность - это «субъект, осознавший, что он хочет (цели жизненные планы, идеалы), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что он есть (свои личностные и физические свойства), что от него хочет или ждет коллектив, общество; субъект, готовый функционировать в системе общественных отношений. Самоопределение, таким образом, это «относительно самостоятельный этап социализации, сущность которого заключается в формировании у индивида осознания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к нему со стороны окружающих и общества» [23].
А.В.Мудрик в качестве двух взаимосвязанных механизмов самоопределения рассматривает приспособление (идентификацию, связанную со становлением социальной сущности человека), и обособление, которое он трактует как «процесс автономизации человека в обществе». Другими словами, самоопределение личности предполагает как усвоение накопленного человечеством опыта, который в психологическом плане «Я» протекает как подражание и идентификация (уподобление), так и формирование у индивида неповторимых, только ему присущих свойств, которое протекает как персонификация (обособление) . Идентификация вслед за подражанием и конформностью выступает ведущим началом, обуславливая персонификацию личности. Вот почему идентификация и персонификация является двуединым процессом и механизмом самоопределения» (цитировано по [22]).
В.Ф.Сафин и Г.П.Ников считают движущей силой самоопределения личности противоречия между «хочу» и «могу», «которые трансформируются в «я обязан и иначе не могу». Исходя из этого они утверждают, что «соотнесение данных элементов, т.е. самооценка, рядом с идентификацией является вторым механизмом для самоопределения личности, без которого невозможна персонификация. При их взаимодействии первый механизм по преимуществу обслуживает поведенческий аспект самоопределения, второй - когнитивный. Иными словами, конкретная форма проявления самосознания - самооценка - по отношению к Я-концепции выступает как оценочный аспект, тогда как по отношению к самоопределению в принципе выступает как его когнитивный аспект, один из механизмов, и поэтому она является внутренним условием саморегуляции поведения» (Гинзбург, [4], с. 21).
В.Ф.Сафин и Г.П.Ников считают движущей силой самоопределения личности противоречия между «хочу» и «могу», «которые трансформируются в «я обязан и иначе не могу». Исходя из этого они утверждают, что «соотнесение данных элементов, т.е. самооценка, рядом с идентификацией является вторым механизмом для самоопределения личности, без которого невозможна персонификация. При их взаимодействии первый механизм по преимуществу обслуживает поведенческий аспект самоопределения, второй - когнитивный. Иными словами, конкретная форма проявления самосознания - самооценка - по отношению к Я-концепции выступает как оценочный аспект, тогда как по отношению к самоопределению в принципе выступает как его когнитивный аспект, один из механизмов, и поэтому она является внутренним условием саморегуляции поведения» (Гинзбург, [4], с. 21).
Л.И.Божович, характеризуя потребность в самоопределении «рассматривается как потребность в формировании определенной смысловой системы, в которой слиты представления о мире и о себе самом. Формирование этой смысловой системы подразумевает нахождение ответа на вопрос о смысле своего собственного существования» ([2], [3]).
И.В.Дубровина, в свою очередь, пишет о том, что «основным психологическим новообразованием раннего юношеского возраста следует считать не самоопределение как таковое (личностное, профессиональное, шире - жизненное), а психологическую готовность к самоопределению, которая предполагает: а) сформированность на высоком уровне психологических структур, прежде всего самосознания; б) развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности, среди которых центральное место занимают нравственные установки, ценностные ориентации и временные перспективы; в) становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих способностей и интересов каждым старшеклассником. Вместе с тем, психологическая готовность войти во взрослую жизнь и занять в ней достойное человека место предполагает не завершенные в своем формировании психологические структуры и качества, а определенную зрелость личности, заключающуюся в том, что у старшеклассника сформированы психологические образования и механизмы, обеспечивающие ему возможность (психологическую готовность) непрерывного роста его личности сейчас и в будущем» (цитировано по [23]).
А теперь перейдем непосредственно к ценностной и нравственно смысловой характеристике самоопределения. Сошлемся здесь на работы М.И. Гинзбурга - одного из ведущих отечественных психологов, занимающихся проблемами самоопределения. В одной из своих работ он пишет: «Ценность представляет собой один из основных механизмов взаимодействия личности и общества, личности и культуры. Это положение является центральным для так называемого гуманистически-аксиологического подхода к культуре, согласно которому культура понимается как мир воплощенных ценностей; «область применения понятия ценности — человеческий мир культуры и социальной действительности. В рамках этого подхода, как нам представляется, адекватно решается вопрос о соотношении ценностей и целей: «Ценность в первую очередь является тем, что дает идеальной (т.е. реально еще не осуществленной) цели силу воздействия на способ и характер человеческой деятельности, побудительную силу». Таким образом, ценности, ценностное сознание лежит в основе целеполагания. «...целевая детерминация человеческой деятельности — это ценностная детерминация. Цели могут воздействовать на человеческую деятельность не реально-каузально, но как идеальные ценности, реализацию которых человек считает своей насущной потребностью или долгом» ([4], с. 23).
Итак, подход и позиция, с которой данный автор подходит к решению проблемы личностного самоопределения, является представление о ценностно-смысловой природе личностного самоопределения. Основные положения этого подхода М.И. Гинзбург описывает следующим образом: «…первый момент — это то, что существование в мире смыслов есть существование на собственно личностном уровне (на что указывал еще Л.С. Выготский); область смыслов и ценностей есть та область, в которой и происходит взаимодействие личности и общества; ценности и смыслы есть, собственно говоря, язык этого взаимодействия. Второй момент — ведущая роль ценностей для формирования личности» ([4], с. 25). Ссылаясь на Б.В. Зейгарник и Б.С. Братусь, он говорит о том, что «для личности «основная плоскость движения — нравственно-ценностная».
Резюмируя основные положения по проблеме личностного самоопределения, авторы одной из публикаций делают следующие выводы:
«1) личностное самоопределение – это процесс, связанный с формированием внутренней позиции взрослого человека, с осознанием себя как члена общества, с необходимостью решать проблемы своего будущего;
2) личностное самоопределение как явление возникает на границе подросткового и раннего юношеского возраста;
3) личностное самоопределение имеет ценностно-смысловую природу, включающую активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на этой основе смысла своего собственного существования; обретение человеком своего ценностно-смыслового единства и его реализация;
4) существенной особенностью личностного самоопределения является его ориентированность в будущее, причем различаются два вида будущего: смысловое и временное будущее;
5) личностное самоопределение лежит в основе процесса жизненного самоопределения, оно детерминирует развитие всех других видов самоопределения (социального, профессионального, семейного, религиозного и др.).
6) итоговым продуктом личностного самоопределения является «Я-концепция», выступающая как динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на личность внешних факторов» [8].
6) итоговым продуктом личностного самоопределения является «Я-концепция», выступающая как динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на личность внешних факторов» [8].
Что же касается средств оценки морально-ценностного аспекта самоопределения, то в этом вопросе наблюдается примерно та же картина, что и в случае оценки Я-концепции. В арсенале психологических средств оценки ценностей и морально-нравственного развития, существует ряд методик (см., например, [15]), хотя говорить о том, что они соответствуют задачам оценки личностных результатов обучающихся в соответствии с требованиями Стандарта, было бы не совсем корректно. Эти средства создавались совсем под другие задачи, не связанные с оценкой социализации или планируемых результатов ООП. Поэтому, если даже будет предпринята попытка использования этих средств для оценки личностных результатов ООП, то придется их адаптировать, модифицировать, перерабатывать и т.д. применительно к новой ситуации. В том, что касается оценки Я-концепции и самосознания, то, как уже отмечалось, набор средств оценки в этом разделе диагностики крайне ограничен, но и те, что существуют, либо не соответствуют требованиям оценки нового Стандарта, либо не дают в полном объеме той информации, которая необходима. Для оценки личностных результатов в аспекте персонализации (обособления) в настоящее время пока не выработаны адекватные показатели и критерии оценки, хотя, заметим, определенные шаги по созданию необходимых средств оценки уже делаются. В целом же можно констатировать, что эта область диагностики в настоящее время остается проблемой как с методической, так и практической точки зрения.
Литература
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. «Вопросы психологии», 1978,№ 4; 1979, № 2, 4.
Гинзбург М.И. Личностное самоопределение как психологическая проблема. - www.voppsy.ru/issues/1988/882/882019.htm.
Гущин Ю.Ф., Татур А.О. Анализ объекта социализации учащихся. Сборник методических материалов по оценке качества образовательного процесса в общеобразовательном учреждении, часть 1. – МЦКО, 2010.
Кон И.С. Социология личности. – М.:, 1967.
Кон И.С. Открытие «Я». – М.: Политиздат, 1978.
Коповая О.В., Ерофеева М.А., Коповой А.С. Личностное самоопределение как психолого-педагогическая проблема.
Мудрик А.В. Социализация человека. М.:, 2004.
Мудрик, А.В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения [Текст] – М., 1977.
Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения - М.: Просвещение, 1987, с. 77-78.
Личностное самоопределение как психологическая проблема. -www.daolubvi.ws/articles/psixologia
Практикум по возрастной психологии. Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб. Речь, 2002.
Педагогический энциклопедический словарь. Под. Ред. Б.М. Бим-Бада. - dictionary.fio.ru.
Практикум по возрастной психологии. Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб. Речь, 2002.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2010 — (Стандарты второго поколения).
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011 — (Стандарты второго поколения).
Психология самосознания. Хрестоматия. – Самара, 2000.
Психологический словарь «Планея» - http://planey.ru/dic/c/c_71.htm.
Психологический толковый словарь.– www. medlinks.ru. distionary/.
Психологический словарь. Под ред. Мещерякова, В.П. Зинченко – www.koob.ru.
Самоопределение личности. - slovari.yandex.ru.
Сафин В. Ф., Ников Г. П. Психологический аспект самоопределения личности // Психологический журнал, 1984. Т. 5. № 4. с. 65—73.
Социальная идентификация личности / под ред. В. Ядова. - М., 1993.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. – www.standart.edu. ru.