Психология и методология образования
  • Главная
  • 2. Социализация как приспособление и обособление индивидов

2. Социализация как приспособление и обособление индивидов

1. Социализация как усвоение социальных ролей
2. Социализация как приспособление и обособление индивидов
3. Социализация как формирование идентичности личности
4. Социализация как адаптация
5. Самоопределение как этап социализации

Суть обособления состоит, по А.В. Мудрику, в «становлении человеческой индивидуальности». Это «процесс автономизации человека в обществе. Результат этого процесса – потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых (ценностная автономия); потребность иметь собственные привязанности, выбираемые независимо от окружающих (эмоциональная автономия); потребность самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают его самоопределению, самореализации, самоутверждению (поведенческая автономия)» ([9], c. 20-21).

Похожую точку зрения на развитие человека высказывает Л.И. Божович. Психологически зрелой личностью, считает она, является человек, достигший определенного, достаточно высокого уровня психического развития. «В качестве основной черты этого развития, - пишет Л.И. Божович, - мы отмечали у человека способность вести себя независимо от непосредственно воздействующих на него обстоятельств (и даже вопреки им), руководствуясь при этом собственными сознательно поставленными целями. Возникновение такой способности обуславливает активный, а не реактивный характер поведения человека и делает его не рабом обстоятельств, а хозяином и над ними, и над самим собой» [2], [3]. В обоих случаях, таким образом, идет о разных форм самостоятельности и независимости личности (в противовес зависимости, как проявлению конформизма). Эти качества, как считают многие авторы, являются необходимыми условиями успешной социализации и формирования полноценной личности. В структуре личности, как известно, есть многие друге качества и свойства, но те, что связаны с обособлением и автономизаций личности, могут рассматриваться как основополагающие для формирования личности и достижения успешной социализации. В дальнейшем будем придерживаться этой схемы и попытаемся проанализировать ее составляющие – ценностную, эмоциональную и поведенческую автономию.

Похожая схема встречается при описании Я-Концепции и планируемых личностных результатов УУД. Единственное отличие состоит в том, что в Я-концепции выделяются когнитивная, эмоциональная и поведенческая составляющие. При этом известно, ценности являются одной из главных составляющих Я-концепции (и самосознания в целом). И в то же время, формирование Я-концепции предполагает достижение ценностной автономии. Поэтому остановимся немного подробнее на этой составляющей структуры личности, тем более, что авторы примерной ООП также считают это образование одним из главных в плане реализации требований Стандарта к личностным результатам.

Р. Бернс в монографии «Развитие Я-концепции и воспитание» дает следующее определение Я-концепции: «это совокупность всех представителей индивида о себе, сопряженная с их оценкой» [1]. При этом описательную составляющую Я-концепции он называет «образом Я» или «картиной Я», а составляющую, связанную с отношением к себе или отдельным своим качествам - самооценкой или принятием себя. Примечательно, что Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем (там же, c 30-31).

Р. Бернс пишет: «Положительная Я-концепция определяется тремя факторами: твердой убежденностью в импонировании другим людям, уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности и чувством собственной значимости».

Составляющими Я-концепции являются:

  1. Образ Я - представление индивида о самом себе.

  2. Самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

  3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой» ([1], с. 32).

По мнению Розенберга, «самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я». Поэтому, считает он, низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности» (цитировано по [18], с. 210). Обобщая представления о самооценке И. Кон пишет, что она является «общим знаменателем, итоговым измерением «Я», выражающим меру принятия или непринятия индивидом самого себя, положительное или отрицательное отношение к себе, производное от совокупности отдельных самооценок» ([18], с. 210).

  • Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой» ([1], с. 32).

  • По мнению Розенберга, «самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я». Поэтому, считает он, низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности» (цитировано по [18], с. 210). Обобщая представления о самооценке И. Кон пишет, что она является «общим знаменателем, итоговым измерением «Я», выражающим меру принятия или непринятия индивидом самого себя, положительное или отрицательное отношение к себе, производное от совокупности отдельных самооценок» ([18], с. 210).

    Известный социальный психолог Т. Шибутани обращает внимание на то, что «Я-концепция каждого человека по необходимости уникальна, ибо каждый наделен различными физическими качествами и обладает особым прошлым опытом. Однако, - пишет он, - несмотря на это разнообразие в содержании, есть некоторая система в том, как люди действуют по отношению к самим себе. Хотя может быть предложено много критериев, по которым отмечались бы различия, социальные психологи обычно выделяют пять основных измерений: степень интеграции, уровень осознания, стабильность, самооценка и степень согласия относительно данной персонификации» ([18], с.257).

    Оригинальный подход к описанию Я-концепции и ее особенностей представлен в монографии С.Р. Пантелеева ([13]). Я-концепцию он рассматривает по аналогии с понятием «Самоотношение». Свое представление о самоотношение автор строит, опираясь на концепцию самосознания, предложенную В.В. Столиным. В связи с этим он пишет: «В русле концепции о личностном смысле «Я» В.В. Столиным была предложена оригинальная модель строения самоотношения. Согласно этой модели, основой самоотношения является процесс, в котором собственное «Я», собственные черты и качества оцениваются личностью по отношению к мотивам, выражающим потребность в самореализации. Наиболее полно самоотношение описывается как специфическая активность субъекта в адрес своего «Я», состоящая в определенных внутренних действиях (и установках на эти действия), характеризующихся как эмоциональной спецификой, так и предметным содержанием самого действия» ([18], с. 222).

    Главный вывод, к которому приходит автор, состоит в том, что «самоотношение, как выражение обобщенного смысла «Я», не сводимо к системе самооценок». Резюмируя результаты анализа С.Р. Пантелеев пишет: «Таким образом, мы приходим к выводу, что в самоотношении, которое мы определяем как феноменологическое представленное выражение смысла «Я» для субъекта, существует две подсистемы – система самооценок и система эмоционально-ценностных отношений, каждая из которых специфически связана со смыслом «Я». Феноменологически эти системы лежат как бы в одной плоскости, однако следует иметь в виду, что по сути – это системы разных уровней, находящихся в различных отношениях к смыслу «Я»; «глобальная самооценка, судя по ее психологическому содержанию, относится скорее к системе эмоционально-ценностных отношений, чем к системе собственно самооценок» ([18], с. 235).

    Таким образом, по С.Р. Пантелееву в структуре Я-концепции (самоотношения) существует система эмоционально-ценностных отношений, которая, в отличие от самооценки, обладает устойчивостью и специфически связано со смыслом Я и определяется мотивами деятельности человека ([18], с. 235).

    Эти представления автора имеют отношение к оценке Я-концепции. Многие исследователи и психодиагносты ссылаются на то, что самооценка не является надежным показателем самоотношения, поскольку достаточно изменчива. Она может меняться у человека даже в течении одного дня, особенно у детей. Поэтому опираться на этот показатель при оценке Я-концепции и самосознания детей не очень продуктивно. Выделенная и описанная С.Р. Пантелеевым система эмоционально-ценностных отношений, напротив, обладает устойчивостью. Проблема, однако, в том, чтобы описать эту систему как объект оценки и найти для нее адекватные показатели и средства для оценки.

    Попытку описания такого объекта и одновременно создания средства для оценки самоотношений предприняли С.Р. Пантелеев В.В. Столин. На основе анализа понятия о самоотношении они разработали Опросник оценки самоотношений личности. В Опроснике выделены три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности: 1 - глобальное самоотношение; 2 - самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе и 3 - уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я». «В качестве исходного принимается различие содержания «Я-образа» (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения».

    «Опросник включает следующее шкалы:

    Шкала S – измеряет интегральное чувство «за» или «против» собственно «Я» испытуемого.
    Шкала I – самоуважение.
    Шкала II – аутосимпатия.
    Шкала III – ожидаемое отношение от других.
    Шкала IV – самоинтерес.

    Опросник содержит также семь шкал направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я» испытуемого. Эти шкалы позволяют дополнительно оценивать «Я» человека по таким показателям, как самоуверенность (шкала 1), отношение других (шкала 2), самопринятие (шкала 3), саморуководство, самопоследовательность (шкала 4), самообвинение (шкала 5), самоинтерес (шкала 6), самопонимание» (шкала 7) [25]. В совокупности они дают достаточно дифференцированное и развернутое представление о таком объекте оценки, как самоотношение.

    Опросник содержит также семь шкал направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я» испытуемого. Эти шкалы позволяют дополнительно оценивать «Я» человека по таким показателям, как самоуверенность (шкала 1), отношение других (шкала 2), самопринятие (шкала 3), саморуководство, самопоследовательность (шкала 4), самообвинение (шкала 5), самоинтерес (шкала 6), самопонимание» (шкала 7) [25]. В совокупности они дают достаточно дифференцированное и развернутое представление о таком объекте оценки, как самоотношение.

    Следует сказать, что Я-концепция является одним из самых сложных объектов оценки. Методик, ориентированных на такую оценку, совсем немного, буквально единицы. Среди них хорошо известен Опросник М. Куна и Т. Макпартлэнда «Кто Я» ([18]) и уже упоминавшийся Опросник Столина-Пантелеева. Причем, первый из них достаточно сложен с точки зрения обработки и интерпретации результатов тестирования, а второй предназначен скорее для оценки взрослых, а не детей. Детско-школьный вариант этого Опросника, к сожалению, отсутствует.

    Литература

    1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

    2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

    3. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. «Вопросы психологии», 1978,№ 4; 1979, № 2, 4.

    4. Гинзбург М.И. Личностное самоопределение как психологическая проблема. - www.voppsy.ru/issues/1988/882/882019.htm.

    5. Гущин Ю.Ф., Татур А.О. Анализ объекта социализации учащихся. Сборник методических материалов по оценке качества образовательного процесса в общеобразовательном учреждении, часть 1. – МЦКО, 2010.

    6. Кон И.С. Социология личности. – М.:, 1967.

    7. Кон И.С. Открытие «Я». – М.: Политиздат, 1978.

    8. Коповая О.В., Ерофеева М.А., Коповой А.С. Личностное самоопределение как психолого-педагогическая проблема.

    9. Мудрик А.В. Социализация человека. М.:, 2004.

    10. Мудрик, А.В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения [Текст] – М., 1977.

    11. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения - М.: Просвещение, 1987, с. 77-78.

    12. Личностное самоопределение как психологическая проблема. -www.daolubvi.ws/articles/psixologia

    13. Пантелеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. – М.: 1991.

    14. Педагогический энциклопедический словарь. Под. Ред. Б.М. Бим-Бада. - dictionary.fio.ru.

    15. Практикум по возрастной психологии. Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб. Речь, 2002.

    16. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2010 — (Стандарты второго поколения).

    17. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011 — (Стандарты второго поколения).

    18. Психология самосознания. Хрестоматия. – Самара, 2000.

    19. Психологический словарь «Планея» - http://planey.ru/dic/c/c_71.htm.

    20. Психологический толковый словарь.– www. medlinks.ru. distionary/.

    21. Психологический словарь. Под ред. Мещерякова, В.П. Зинченко – www.koob.ru.

    22. Самоопределение личности. - slovari.yandex.ru.

    23. Сафин В. Ф., Ников Г. П. Психологический аспект самоопределения личности // Психологический журнал, 1984. Т. 5. № 4. с. 65—73.

    24. Социальная идентификация личности / под ред. В. Ядова. - М., 1993.

    25. Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. – www.standart.edu. ru.