Психология и методология образования
  • Главная
  • 3. Социализация как формирование идентичности личности

3. Социализация как формирование идентичности личности

1. Социализация как усвоение социальных ролей
2. Социализация как приспособление и обособление индивидов
3. Социализация как формирование идентичности личности
4. Социализация как адаптация
5. Самоопределение как этап социализации

Можно назвать, по крайней мере, две причины обращения к анализу понятия и представлений об идентичности в этом тексте. Во-первых, термин «Идентичность» широко используется в требованиях Стандарта и примерной ООП и является, по сути, одним из базовых. Однако здесь он используется в более узком значении и смысле, чем то, которое закреплено за ним в психологии и социологии – в Стандарте и примерной ООП говорится о гражданской идентичности. Полагаем, что содержание этого термина будет более точным и конкретным, если его рассматривать в контексте более общего понятия «идентичность».

Вторая причина состоит в том, что понятие «идентичность» может в принципе рассматриваться как базовое для других понятий и представлений, используемых в Стандарте. И в этом случае его можно рассматривать как одно из оснований (наряду с понятием «социализация») для построения целостного представления об объекте оценки личностных результатов.

В широком смысле термин «идентичность» означает « качество личности, являющееся результатом сознательного и эмоционального самоотождествления индивида  с другими людьми, социальной общностью  или идеалом путем избирательного и внутренне согласованного усвоения информации о нем самом как единстве личностного». Впервые это понятие появилось в исследованиях Э. Эриксона ([13]). Э. Эриксон определяет идентичность «как внутреннюю непрерывность и тождественность личности». Он считает, что «обладать идентичностью – значит, во-первых, ощущать себя, свое бытие как личности неизменным, независимо от изменения ситуации, роли, самовосприятия; во-вторых, это значит, что прошлое, настоящее и будущее переживаются как единое целое; в третьих, это означает, что человек ощущает связь между собственной непрерывностью и признанием этой непрерывности другими людьми» (цитировано по [8], с.472).

Идентичность изучается разными психологическими школами, причем каждая из них опирается на свое специфическое представление о личности, идентичности и психологических механизмах, определяющих поведение человека. Поэтому этот термин может иметь разные значения и содержание в зависимости от того, к какой школе мы апеллируем.

В том контексте, в котором мы рассматриваем здесь это понятие, определяющим является оценка возможности его использования в качестве основания для систематизации, если и не всех, то большинства терминов и понятий, относящихся к личностным требованиям Стандарта и личностным результатам освоения ООП. В этой связи весьма интересной и продуктивной, на наш взгляд, является идея Х. Теджсфела и Дж. Тэрнера о двух аспектах (составляющих) понятия «идентичность»: социальной и личностной. Х. Теджсфил рассматривает эти два образования как две подсистемы в рамках единого представления об идентичности. С точки зрения этого представления «личностная и социальная идентичность представляют собой два полюса одного биполярного континуума. На одном полюсе – поведение, полностью определяющееся личностной идентичностью, на втором – поведение, полностью определяющееся социальной идентичностью» ([1], с. 139).

Эта идея находит свое подтверждение в работах исследователей, относящихся к разным течениям и направлениям в психологии. Так например, в обзорной статье, посвященной анализу подходов к изучению идентичности говорится о том, что «в рамках когнитивной психологии получила распространение идея, согласно которой за любой социальной категорией стоит определенное содержание, основанное на тех признаках, которые обычно интерпретируются как содержание личностной идентичности.  С другой стороны, описывая себя как «веселого» или «доброго», человек идентифицирует себя с группами «веселых» и «добрых» людей и противопоставляет «грустным» и «злым», благодаря чему личностные характеристики оказываются не вполне индивидуализированными» (цитировано по [1]). Эта гипотеза получила эмпирическое подтверждение в исследовании А. Reid  и К. Deaux, которые, подвергнув самоописания своих респондентов процедуре кластеризации, показали, что личностные характеристики являются содержанием социальных идентификаций личности.  Оказалось, что личностные признаки могут не только индивидуализировать человека, но и указывать на подобие членам социальных ингрупп» ([5], ссылка на исследования Reid А. и Deaux К., 1996).

Эта идея находит свое подтверждение в работах исследователей, относящихся к разным течениям и направлениям в психологии. Так например, в обзорной статье, посвященной анализу подходов к изучению идентичности говорится о том, что «в рамках когнитивной психологии получила распространение идея, согласно которой за любой социальной категорией стоит определенное содержание, основанное на тех признаках, которые обычно интерпретируются как содержание личностной идентичности.  С другой стороны, описывая себя как «веселого» или «доброго», человек идентифицирует себя с группами «веселых» и «добрых» людей и противопоставляет «грустным» и «злым», благодаря чему личностные характеристики оказываются не вполне индивидуализированными» (цитировано по [1]). Эта гипотеза получила эмпирическое подтверждение в исследовании А. Reid  и К. Deaux, которые, подвергнув самоописания своих респондентов процедуре кластеризации, показали, что личностные характеристики являются содержанием социальных идентификаций личности.  Оказалось, что личностные признаки могут не только индивидуализировать человека, но и указывать на подобие членам социальных ингрупп» ([5], ссылка на исследования Reid А. и Deaux К., 1996).

Аналогичная точка зрения характерна для представителей современного символического интеракционизма. В частности, Р Дженкинс (1996) считает, что «индивидуальность  и групповая идентичность являются сторонами одного и того же процесса и отражают социальный опыт человека». Идея о том, что социальная и личностная идентичности не противоречат друг другу, а являются взаимодополняющими элементами идентичности человека, характерны и для сторонников теории социальных представлений С. Московичи [58]. Отмечается, что личностную идентичность нельзя рассматривать только как набор уникальных характеристик и сводить индивидуальный уровень исключительно к различиям. И различия, и подобия могут быть найдены как на уровне личностной идентичности, так и на уровне социальной. Более того, предлагается эмпирически обоснованная гипотеза о том, что личностная идентичность может рассматриваться как социальная репрезентация, представляющая собой результат ассимиляции распространенных в обществе представлений о человеческой личности [7].

«По Ю. Хабермасу Я-идентичность образуется из совокупности личностной и социальной идентичностей. Он рассматривает личностную и социальную идентичности как два измерения, в которых реализуется балансирующая Я-идентичность» [1]. В свою очередь, Г. Брейкуэлл подчеркивает социальное происхождение идентичности, причем она считает личностную идентичность вторичной по отношению к социальной. «Во взаимодействии с социальным миром человек активно усваивает понятия, с помощью которых познает себя. Усвоенные им категории социальной идентичности и социальных ролей обеспечивают: а) формирование структуры личностной идентичности (набора характеристик, используемых для самоописания); б) оценку элементов содержательной структуры (моральные и социальные нормы, задаваемые референтной группой). Таким образом, личностная идентичность является продуктом социальной идентичности, но, будучи сформированной, начинает активно влиять на последнюю (цитировано по [8], с. 484).

Одним из ключевых вопросов, на который пытаются ответить исследователи, состоит в том, какой вид идентичности является первичным по отношению к другому. Как правило, исследователи признают первичность социальной идентичности и ее опосредующее влияние на формирование личностной идентичности. G. M. Breakwell предположила,  что «личностная идентичность является продуктом социальной идентичности, формирующимся в процессе селективного отбора характеристик, являющихся содержанием разнообразных социальных стереотипов». Аналогичная гипотеза была выдвинута А. Reid и К. Deaux, «которые  на основе анализа полученных эмпирических данных предположили, что в формировании личностной идентичности существенную роль играет не только индивидуальный опыт, но и социальные представления, распространенные в культуре» ([1]) .

Суммируя сказанное, отметим, что, во-первых, что при интерпретации поведения человека необходимо учитывать оба аспекта идентичности, а, во-вторых, что социальную и личностную идентичность можно рассматривать как две подсистемы в рамках единого представления об идентичности.

Г. Брейкуэлл по-иному решает проблему соотношения личностной и социальной идентичности. Она подчеркивает взаимосвязь между ними. «С точки зрения реальной динамики личностная и социальная идентичности, - говорит она, - не различные части или аспекты единой идентичности, а разные точки в процессе развития последней» ([8], с. 139).

Г. Брейкуэлл выделяет следующие составляющие структуры идентичности.

1. Биологический организм. «Идентичность является продуктом взаимодействия биологического организма с социальным контекстом.

2. Содержательное измерение. «Включает все характеристики, которыми индивид пользуется, чтобы описать себя, и которые описывают его как уникальную личность. Содержательные характеристики, образующие это измерение, относятся как к социальной (роли, групповое членство), так и к личностной (ценности, мотивы, эмоции, установки, каузальные схемы, персональные конструкты) идентичности.

3. Ценностное измерение. «Каждый элемент содержательного измерения имеет свою оценку, позитивную или негативную, которая приписывается ему индивидом, исходя из социальных норм и ценностей. Оценки также не статичны, они могут меняться в соответствии с изменениями в наличной социальной ситуации. Таким образом, ценности индивида находятся в состоянии изменения» (цитировано по [8], с. 139).

Интересным является представление Дж. Мида о осознаваемой и неосознаваемой идентичности. «Неосознаваемая идентичность базируется на неосознаваемых нормах, привычках». Это, по Дж. Миду, «принятый человеком комплекс ожиданий, поступающих от социальной группы, к которой он принадлежит. Осознаваемая же идентичность возникает, когда человек начинает размышлять о себе, о своем поведении». Дж. Мид. подчеркивает значение когнитивных составляющих в этом процессе, так как «переход от неосознаваемой к осознаваемой идентичности возможен только при наличии рефлексии» (цитировано по [8], с. 136).

Интересным является представление Дж. Мида о осознаваемой и неосознаваемой идентичности. «Неосознаваемая идентичность базируется на неосознаваемых нормах, привычках». Это, по Дж. Миду, «принятый человеком комплекс ожиданий, поступающих от социальной группы, к которой он принадлежит. Осознаваемая же идентичность возникает, когда человек начинает размышлять о себе, о своем поведении». Дж. Мид. подчеркивает значение когнитивных составляющих в этом процессе, так как «переход от неосознаваемой к осознаваемой идентичности возможен только при наличии рефлексии» (цитировано по [8], с. 136).

В свою очередь, А. Ватерман в большей степени акцентирует внимание на ценностно-волевом аспекте идентичности. Он считает, что «идентичность связана с наличием у человека четкого самоопределения, включающего выбор целей, ценностей и убеждений, которым человек следует в жизни. Цели, ценности и убеждения А. Ватерман называет элементами идентичности. «Они формируются в результате выбора среди различных альтернативных вариантов в период кризиса идентичности и являются основанием для определения жизненного направления, смысла жизни», считает он.

Идентичность рассматривается А. Ватерманом с процессуальной и содержательной стороны. «Во-первых, процесс формирования и существования идентичности охватывает средства, с помощью которых человек идентифицирует, оценивает и отбирает ценности, цели и убеждения, которые впоследствии станут элементами его идентичности. Так, подросток осуществляет выбор из огромного количества потенциальных элементов идентичности, оценивая преимущества и ограничения каждого из них, а также значимость каждого элемента для собственной личности. Во-вторых, идентичность невозможно рассматривать без учета содержательной специфики целей, ценностей и убеждений, которые человек выбирает. Каждый элемент идентичности относится к какой-либо сфере человеческой жизни». (цитировано по [8], с. 133).

Дж. Марсиа определяет идентичность как «внутреннюю самосоздающуюся, динамическую организацию потребностей, способностей, убеждений и индивидуальной истории». Развитие «Я» или идентичности происходит, по Дж. Марсиа, путем решения разнообразных проблем, с которыми повседневно встречается личность. «Решение каждой, даже незначительной жизненной проблемы, говорит он, - вносит определенный вклад в достижение идентичности».

Особо ценным, на наш взгляд, является описание Дж. Марсиа состояний или статусов идентичности. Если проводить аналогию с типологией социализированности, то здесь мы имеем, фактически, описание типов идентичности. Он рассматривает четыре такие типа:

1) Достигнутая идентичность. «Этим статусом обладает человек, прошедший период кризиса и самоисследований и сформировавший определенную совокупность личностно значимых для него целей, ценностей и убеждений. Такой человек знает, кто он и чего он хочет, и соответственно структурирует свою жизнь. Таким людям свойственно чувство доверия, стабильности, оптимизм в отношении будущего. Осознание трудностей не уменьшает стремления придерживаться избранного направления. Свои цели, ценности и убеждения такой человек переживает как личностно значимые и обеспечивающие ему чувство направленности и осмысленности жизни».

2) Мораторий. «Этот термин вслед за Э. Эриксоном Дж. Марсиа использует по отношению к человеку, находящемуся в состоянии кризиса идентичности и активно пытающемуся разрешить его, пробуя различные варианты. Такой человек постоянно находится в состоянии поиска информации, полезной для разрешения кризиса (чтение литературы о различных возможностях, беседы с друзьями, родителями, реальное экспериментирование со стилями жизни). На ранних стадиях такого поиска человек переживает чувства радостного ожидания, любопытства».

3) Преждевременная идентичность. «Этот статус приписывается человеку, который никогда не переживал состояния кризиса идентичности, но тем не менее обладает определенным набором целей, ценностей и убеждений. Содержание и сила этих элементов идентичности могут быть такими же, как у достигших идентичности, различен же процесс их формирования. У людей с преждевременной идентичностью элементы формируются относительно рано в жизни не в результате самостоятельного поиска и выбора, а в основном вследствие идентификации с родителями или другими значимыми людьми. Принятые таким образом цели, ценности и убеждения могут быть сходными с родительскими или отражать ожидания родителей».

4) Диффузная идентичность. «Такое состояние идентичности характерно для людей, которые не имеют прочных целей, ценностей и убеждений и которые не пытаются активно сформировать их. Они или никогда не находились в состоянии кризиса идентичности, или оказались неспособными решить возникшие проблемы. При отсутствии ясного чувства идентичности люди переживают ряд негативных состояний, включая пессимизм, апатию, тоску, ненаправленную злобу, отчуждение, тревогу, чувства беспомощности и безнадежности» (цитировано по [8], с. 134). Примечательно, что это описание типов или статусов увязано с проблемой протекания кризиса идентичности, т.е. состояния, характерного для подросткового возраста.

Отдельно в данном контексте можно было бы обсудить содержание понятия «социальная идентичность» и, в частности, то, что отличает это понятие от личностной идентичности. Знакомство с публикациями по этой теме показывает, что в содержательном плане это понятие во многом совпадает с тем, что обсуждалось выше, но есть и некоторая специфика, о которой следует упомянуть.

Отдельно в данном контексте можно было бы обсудить содержание понятия «социальная идентичность» и, в частности, то, что отличает это понятие от личностной идентичности. Знакомство с публикациями по этой теме показывает, что в содержательном плане это понятие во многом совпадает с тем, что обсуждалось выше, но есть и некоторая специфика, о которой следует упомянуть.

В [9] говорится о том, что «С одной стороны, социальная идентичность - это часть идентичности личности, или «Я-концепции», один из элементов структуры личности человека. Здесь понятие встраивается в систему общепсихологического теоретического знания (Э. Эриксон, Дж. Марсиа, М. Заваллони и др.). С другой стороны, идентичность понимается как результат идентификации человека или группы людей с социальной общностью, и является социологическим понятием (В.Ядов, А. Тешфел, Бергер и Лукман и др.).

Ряд исследователей рассматривает социальную идентичность как один из уровней Я- концепции (самокатегоризации, Я- отнесенности). «По сути, социальная идентичность в этом смысле - это форма самоописания, самопрезентации, тот самый ярлычок, который человек навешивает на себя, оценивая свою отнесенность к внешнему миру. Она выступает, наряду с «общечеловеческой» и «личностной» идентичностью, в качестве когнитивной структуры, в которой причудливо соединены те связи, отношения, оценки, которые структурируют место данного конкретного индивида в социуме. И среди видов социальной идентичности неизбежно представлены те социальные группы, принадлежность к которым имеет ту или иную ценность для социума - половая (гендерная) идентичность, этническая, профессиональная. С другой стороны, каждый из этих видов идентичности выступает не только и не столько «внутренним классификатором», сколько регулятором деятельности человека, системообразующим элементом. В зависимости от того, какая у человека идентичность, можно с той или иной степенью достоверности прогнозировать его поведение, принимаемые и отвергаемые ценности и нормы, интересы и принципы, стереотипы и установки» [9].

Остановимся теперь на специфике понятия «гражданская идентичность» и процитируем одно из определений этого термина. «Термин «гражданская идентичность» означает, во первых, «осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющие для индивида   значимый смысл», во-вторых, «феномен надындивидуального сознания, признак (качество)  гражданской общности, характеризующее ее как коллективного субъекта ([4]). Отмечается, что эти два определения, не взаимоисключают друг друга. Они акцентируют внимание на различных аспектах гражданской идентичности: со стороны индивида и со стороны общности. «Первое из данных определений касается специфики включения отдельных индивидов в гражданскую общность, через осознание ими своей принадлежности к ней. С этой точки зрения гражданская идентичность рассматривается как компонент социальной идентичности, то есть индивидуального знания о том, что «персона» принадлежит некоторой социальной группе вместе с эмоциональным и ценностным персональным смыслом группового членства (Г. Тэджфел). Среди них гражданская идентичность выступает одной из многих категорий, существуя наряду с половой, возрастной, этнической, религиозной и др. идентичностями. Для индивида функция гражданская идентичность заключается в реализации базисных потребностей личности в принадлежности к группе. Чувство  МЫ, объединяющее человека  с большой общностью, позволяет ему чувствовать себя более уверенно перед сложной и не всегда понятной ему социальной реальностью. Гражданская идентичность фиксирует единство интересов индивида с данной социальной общностью и тем самым выполняет как защитную функцию, так и функцию самореализации и самовыражения, позволяет оказывать влияние  на гражданское сообщество,  которое проявляется в политической и гражданской активности. …«Знание о принадлежности к гражданской общности предполагает наличие представлений (не всегда полных, адекватных и непротиворечивых) об идентифицирующих признаках, принципах и основах данного объединения (территориальные, культурные, политические и т.д.), о гражданстве и характере взаимоотношений гражданина и государства и граждан между собой. В них входит образ  государства , занимающего ту или иную территорию, определяющего характер социальных отношений, систему ценностей, а также народ  (или народы), населяющий эту территорию, со своей культурой, языком и традициями. Наличие или отсутствие для человека личностного смысла этих элементов, их значимость и включенность в систему ценностей отражает ценностный компонент. Ценностный и эмоциональный компоненты гражданской идентичности могут преобладать и оказывать существенное влияние на содержание когнитивного компонента» .. «Гражданская идентичность как результат самоосознания общности является ее качеством, характеризующим субъектность наряду с такими качествами, как взаимосвязанность и взаимозависимость членов общности, а также ее способность проявлять различные формы совместной активности. При этом гражданская идентичность как результат саморефлексии общности рассматривается как наиболее высокий и сложный уровень развития ее субъектности»… «Процесс  самоосознания гражданской общности предполагает две тенденции: с точки зрения дифференциации, обособления гражданской общности, как однородного сообщества, от "других", не входящих в нее, проведения определенных границ. И с точки зрения интеграции, основанной на внутригрупповом подобии по значимым признакам, основой которого является сходство в образе жизни, традициях,  ценностях и мировоззрении, подкрепляемое совместным историческим прошлым, настоящим и предполагаемым будущим». «…функционально гражданская идентичность является важнейшим конституирующим элементом гражданской общности. Она представляет собой основу группового самосознания, создающего из совокупности индивидов коллективного субъекта. Гражданская идентичность интегрирует население страны и является залогом стабильности государства. Два выделенных аспекта рассмотрения гражданская идентичность тесно взаимосвязаны как феномены индивидуального и надындивидуального сознания. Целостность и единство гражданской общности, ее идентичность  как признак субъектности невозможно без осознания принадлежности к ней отдельных граждан, и именно в нем она находит свое проявление» [4]. 

Остановимся теперь на специфике понятия «гражданская идентичность» и процитируем одно из определений этого термина. «Термин «гражданская идентичность» означает, во первых, «осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющие для индивида   значимый смысл», во-вторых, «феномен надындивидуального сознания, признак (качество)  гражданской общности, характеризующее ее как коллективного субъекта ([4]). Отмечается, что эти два определения, не взаимоисключают друг друга. Они акцентируют внимание на различных аспектах гражданской идентичности: со стороны индивида и со стороны общности. «Первое из данных определений касается специфики включения отдельных индивидов в гражданскую общность, через осознание ими своей принадлежности к ней. С этой точки зрения гражданская идентичность рассматривается как компонент социальной идентичности, то есть индивидуального знания о том, что «персона» принадлежит некоторой социальной группе вместе с эмоциональным и ценностным персональным смыслом группового членства (Г. Тэджфел). Среди них гражданская идентичность выступает одной из многих категорий, существуя наряду с половой, возрастной, этнической, религиозной и др. идентичностями. Для индивида функция гражданская идентичность заключается в реализации базисных потребностей личности в принадлежности к группе. Чувство  МЫ, объединяющее человека  с большой общностью, позволяет ему чувствовать себя более уверенно перед сложной и не всегда понятной ему социальной реальностью. Гражданская идентичность фиксирует единство интересов индивида с данной социальной общностью и тем самым выполняет как защитную функцию, так и функцию самореализации и самовыражения, позволяет оказывать влияние  на гражданское сообщество,  которое проявляется в политической и гражданской активности. …«Знание о принадлежности к гражданской общности предполагает наличие представлений (не всегда полных, адекватных и непротиворечивых) об идентифицирующих признаках, принципах и основах данного объединения (территориальные, культурные, политические и т.д.), о гражданстве и характере взаимоотношений гражданина и государства и граждан между собой. В них входит образ  государства , занимающего ту или иную территорию, определяющего характер социальных отношений, систему ценностей, а также народ  (или народы), населяющий эту территорию, со своей культурой, языком и традициями. Наличие или отсутствие для человека личностного смысла этих элементов, их значимость и включенность в систему ценностей отражает ценностный компонент. Ценностный и эмоциональный компоненты гражданской идентичности могут преобладать и оказывать существенное влияние на содержание когнитивного компонента» .. «Гражданская идентичность как результат самоосознания общности является ее качеством, характеризующим субъектность наряду с такими качествами, как взаимосвязанность и взаимозависимость членов общности, а также ее способность проявлять различные формы совместной активности. При этом гражданская идентичность как результат саморефлексии общности рассматривается как наиболее высокий и сложный уровень развития ее субъектности»… «Процесс  самоосознания гражданской общности предполагает две тенденции: с точки зрения дифференциации, обособления гражданской общности, как однородного сообщества, от "других", не входящих в нее, проведения определенных границ. И с точки зрения интеграции, основанной на внутригрупповом подобии по значимым признакам, основой которого является сходство в образе жизни, традициях,  ценностях и мировоззрении, подкрепляемое совместным историческим прошлым, настоящим и предполагаемым будущим». «…функционально гражданская идентичность является важнейшим конституирующим элементом гражданской общности. Она представляет собой основу группового самосознания, создающего из совокупности индивидов коллективного субъекта. Гражданская идентичность интегрирует население страны и является залогом стабильности государства. Два выделенных аспекта рассмотрения гражданская идентичность тесно взаимосвязаны как феномены индивидуального и надындивидуального сознания. Целостность и единство гражданской общности, ее идентичность  как признак субъектности невозможно без осознания принадлежности к ней отдельных граждан, и именно в нем она находит свое проявление» [4]. 

«Формирование гражданской идентичности предполагает формирование следующих структурных компонентов:

- когнитивный (познавательный) – знания о власти, правовой основе организации общества, государственной символике, общественно-политических событиях, о выборах, политических лидерах, партиях и их программах, ориентация в их функциях и целях;

- эмоционально-оценочный (коннотативный) – рефлексивность знаний и представлений, наличие собственного отношения к общественно-политическим событиям, способность четко выражать и аргументировать свою точку зрения и суждения;

- ценностно-ориентировочный (аксиологический) – уважение прав других людей, толерантность, самоуважение, признание права на свободный и ответственный выбор каждого человека, умение определять влияние общественной жизни на свою собственную, готовность к принятию и анализу явлений общественной жизни; принятие и уважение правовых основ государства и общества;

- поведенческий – участие в общественной жизни образовательного учреждения; желание и готовность участвовать в общественно-политической жизни страны; самостоятельность в выборе решений, способность противостоять асоциальным и противоправным поступкам и действиям; ответственность за принятые решения, действия и их последствия.

Неотъемлемой составляющей когнитивного компонента является правовое сознание. Важной составляющей правосознания российских граждан являются социальные представления о справедливости, связанные, как правило, с коллективистическими ценностями, такими как следование общезначимым нормам, сохранение позитивных отношений, избегание межличностных конфликтов. Актуальность формирования правого сознания личности как компонента гражданской идентичности связана с тем, что отличительными чертами российского правосознания выступают потеря авторитета, недоверие к государству и правовым институтам, отсутствие веры в их эффективность, негативное восприятие закона, понимаемого как средство защиты государства, выполняющее карательную функцию, склонность к абстрактному принятию правовых принципов с неумением использовать их на практике» [3].

Это описание раскрывает смысл и назначение гражданской идентичности в рамках формирования личности. Перечислим наиболее значимые характеристики этого понятия.

1) Отмечается, что «гражданская идентичность рассматривается как компонент социальной идентичности, то есть индивидуального знания о том, что «персона» принадлежит некоторой социальной группе вместе с эмоциональным и ценностным персональным смыслом группового членства».

2) «Гражданская идентичность фиксирует единство интересов индивида с данной социальной общностью и тем самым выполняет как защитную функцию, так и функцию самореализации и самовыражения, позволяет оказывать влияние  на гражданское сообщество,  которое проявляется в политической и гражданской активности».

3) «Гражданская идентичность как результат самоосознания общности является ее качеством, характеризующим субъектность наряду с такими качествами, как взаимосвязанность и взаимозависимость членов общности, а также ее способность проявлять различные формы совместной активности. При этом гражданская идентичность как результат саморефлексии общности рассматривается как наиболее высокий и сложный уровень развития ее субъектности»…

4) Процесс  самоосознания «предполагает две тенденции: с точки зрения дифференциации, обособления гражданской общности, как однородного сообщества, от "других", не входящих в нее, проведения определенных границ. И с точки зрения интеграции, основанной на внутригрупповом подобии по значимым признакам, основой которого является сходство в образе жизни, традициях,  ценностях и мировоззрении, подкрепляемое совместным историческим прошлым, настоящим и предполагаемым будущим»

5) Формирование гражданской идентичности предполагает:

«рефлексивность знаний и представлений, наличие собственного отношения к общественно-политическим событиям, способность четко выражать и аргументировать свою точку зрения и суждения;

6) «Неотъемлемой составляющей когнитивного компонента (гражданской идентичности) является правовое сознание. Важной составляющей правосознания российских граждан являются социальные представления о справедливости ..» [3].

 

Литература

  1. Антонова И.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии. – М.:, «Вопросы психологии», 1969, № 1, С. 131-143.

  2. Асмолов А.Г., Карабанова О.А., Марцинковская Т.Д. и др. Учебно-методические материалы для педагогов различных ступеней общего образования по формированию гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнерства семьи и школы. – М.:, 2002.

  3. Гражданская идентичность - mokeevo.edu.yar.ru

  4. Водолажская Т.В. Социологический словарь. – www. Slovari.ru

  5. Микляева А. В., Румянцева П. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования: Монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - С. 93-118.

  6. Гражданская идентичность - mokeevo.edu.yar.ru

  7. Водолажская Т.В. Социологический словарь. – www. Slovari.ru

  8. Микляева А. В., Румянцева П. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования: Монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - С. 93-118.

  • Мудрик А.В. Социализация человека. М.:, 2004.

  • Павленко В.Н., Корж Н.Н. Трансформация социальной идентичности в посттоталитарном обществе. // Психологический журнал. - 1998. - Т. 19. - № 1. - С. 75 - 88.

  • Психология самосознания. Хрестоматия. – Самара, 2000.

  • Самошкина И.С. Социальная идентичность как понятие и объяснительный принцип социальной психологии. YIII Международная конф. Студентов и аспирантов по фундаментальным наукам «Ломоносов 2010» (секция «Психология») – М.: МГУ – conf2001.dem.ru.

  • Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.

  • Формирование гражданской идентичности личности в системе общего образования - macsi.ru/publikacii/

  •