Система учебных умений. Часть 5
Система учебных умений. Часть 1
Система учебных умений. Часть 2
Система учебных умений. Часть 3
Система учебных умений. Часть 4
Система учебных умений. Часть 5
Формы обучения как фактор учения
1. Виды форм обучения и их характеристики
Формы обучения представляют собой виды занятий (лекция, семинар и т.д.). Они выделяются не по одному какому-нибудь основанию, а по нескольким родовым и видовым характеристикам. Рассмотрим их основные виды и характеристики.
1.1. Наличие или отсутствие преподавателя и непосредственного его участия в обучениu. При наличии преподавателя обучение является по форме несамостоятельным, управляемым непосредственно, а при его отсутствии - самостоятельно опосредованно управляемым. Формы несамостоятельного обучения (лекции, семинары, консультации и др.) реализуются всегда как аудиторные занятия. Формы самостоятельного обучения - как аудиторные и внеаудиторные занятия.
1.2. Характер взаuмодействия преподавателя с обучаемыми и между обучаемыми. По характеру взаимодействия можно выделить монологическую и диалогическую формы обучения, что определяется соответственно отсутствием или наличием двустороннего взаимодействия и обратной связи участников процесса обучения. К монологическим формам обучения относятся лекции, контрольные работы, самостоятельная работа в виде самоподготовки по учебникам и задачникам. К диалогическим формам обучения можно отнести семинарские занятия, деловые игры, самостоятельную работу - в виде программированного обучения по программированным пособиям, содержащим объяснительные тексты (как в учебниках) и упражнения с информацией об ошибках, а не просто с ответами (как в задачниках) и др. Некоторые формы обучения могут быть как монологическими, так и диалогическими. К ним относятся консультации, лабораторные работы, коллоквиумы.
1.3. Налuчие или отсутствие взаимодействия обучаемых между собой.
По этому основанию выделяются совместно-коллективные формы обучения, такие, как деловые игры, коллективные дискуссии, и раздельно-индивидуальные занятии - лекции, программированное обучение, контрольные работы, консультации.
Большинство форм обучения могут быть как совместными, так и раздельными, например семинарские занятия, лабораторные работы, тренировочные занятия,· самоподготовка, коллоквиумы-зачеты, экзамены.
1.4. Общность видов деятельности обучаемых в группе.
По этой характеристике выделяют фронтальные и индивидуализированные формы обучения. Если группа выполняет одно общее задание, занятие называют фронтальным; если каждый обучаемый в группе работает над своим заданием, занятия являются индивидуализированными. К фронтальной форме обучения относятся лекции, контрольные работы, к индивидуализированным формам - деловые игры, программированное обучение, коллоквиумы. Многие формы обучения могут быть и фронтальными, и индивидуализированными, например, семинарские занятия, консультации, лабораторные работы, тренировочные занятия, контрольные работы.
1.5. Применuмость для осуществления объяснения, отра6тки u контроля усвоения.
К формам обучения, используемым для объяснения учебного материала, относятся лекции, семинарские занятия, консультации, лабораторные работы. Отработка знаний и умений осуществляется на тренировочных занятиях, контроль усвоения - на контрольных работах, коллоквиумах, зачетах, экзаменах. Для объяснения и отработки знаний и умений используются деловые игры, самоподготовка, программированное обучение.
2. Возможности формы обучения для реализации различных методов обучения.
Рассмотрим в данном аспекте возможности основных форм обучения.
Лекция как монологическая форма обучения позволяет проводить объяснение материала только с помощью методов сообщения готового знания - информирующего или проблемного изложения. На лекции не представляется возможным осуществлять объяснение методом выведения из общих положений и тем более методом эвристического поиска. Использовать два последних метода для объяснения материала можно только на семинарском занятии. На групповых предэкзаменационных консультациях так же, как и на лекциях, практически возможны только методы сообщения готового знания из-за большого дефицита времени. На текущих групповых и индивидуальных консультациях для объяснения материала можно привлекать те же методы, что и на семинарских занятиях.
2. Возможности формы обучения для реализации различных методов обучения.
Рассмотрим в данном аспекте возможности основных форм обучения.
Лекция как монологическая форма обучения позволяет проводить объяснение материала только с помощью методов сообщения готового знания - информирующего или проблемного изложения. На лекции не представляется возможным осуществлять объяснение методом выведения из общих положений и тем более методом эвристического поиска. Использовать два последних метода для объяснения материала можно только на семинарском занятии. На групповых предэкзаменационных консультациях так же, как и на лекциях, практически возможны только методы сообщения готового знания из-за большого дефицита времени. На текущих групповых и индивидуальных консультациях для объяснения материала можно привлекать те же методы, что и на семинарских занятиях.
На самостоятельных работах полноценное объяснение достигается только с помощью сообщения готового знания, включая дедуктивное выведение. И, в определенной степени, метод эвристического поиска.
Отработка материала может проводиться одинаково успешно на практических занятиях (решение типовых задач), на лабораторных работах, а также на самостоятельных работах с использованием всех известных методов отработки.
Указанная функциональная отнесенность форм обучения не является жесткой Она лишь указывает на преимущеcтвенные, преобладающие их функции. Так, на семинарском занятии можно не только объяснять материал, но и проводить промежуточный контроль понимания и частично даже отработку материала, а на практических занятиях может происходить дообъяснение и промежуточный контроль. Тем не менее, главная функция семинарского занятия - продолжение и завершение объяснения материала, которое было начато на лекции или при выполнении самостоятельных работ, причем в некоторых случаях объяснение определенного раздела или темы целиком, проводится только на семинарских занятиях.
Главная функция практических занятий - организация и проведение отработки материала в упражнениях или решении задач. Тоже можно сказать и о лабораторных работах. Здесь необходимо сделать два пояснения. Во-вторых, иногда семинарское занятие считается разновидностью практических занятий и поэтому используется для упражнений и решения задач, как лабораторные работы и практикумы (т.е. подчеркивается егo второстепенная, вспомогательная функция), а главная функция - проведение объяснения материала приписывается только лекциям. Такая классификация вредит практике обучения, поскольку связывает процедуру объяснения материала только с лекцией, возможности которой в данном отношении ограничены, и дезориентирует преподавателей, не раскрывая функции семинарского занятия и его большие возможности для проведения объяснения и достижения понимания материала, следовательно, не обосновывая необходимости его обязательного использования прежде всего для объяснения.
Второе пояснение касается функций лабораторных работ и практикумов. Зачастую структура этих занятий такова: сначала осуществляется объяснение, только после этого отработка, на которую остается мало времени. Поэтому преподаватели, проводящие лабораторные работы, оказываются в затруднительном положении. Даже когда на объяснительных занятиях (лекциях и семинарских занятиях) имеются излишки времени, преподаватели не отводят их на объяснения действий, отрабатываемых на практикумах и лабораторных работах. Преподаватели должны четко понимать, что на объяснительных занятиях необходимо проводить объяснение вceгo материала, а не части его, а на лабораторных занятиях этот материал следует отрабатывать. Таким образом, каждая форма обучения может быть определена не менее чем по шести рассмотренным выше характеристикам, а не по какой-нибудь одной, как это часто пытаются делать.
Рассмотрим, какие формы обучения наиболее приемлемы для реализации тех или иных методов обучения.
Метод получения готового знания из печатного источника используется в самоподroтовке, а устное сообщение, информирующее или вопросное - на лекции. Другие формы (консультации, лабораторная работа, программированное обучение) играют вспомогательную роль в сообщении готового знания. Методы логического выведения и эвристического поиска знаний наилучшим образом реализуются на групповых занятиях, например на семинарском. Самоподготовка и программированное обучение менее по; ходят для этого, поскольку без участия преподавателя трудно организовать косвенное управление поисковой деятельностью об чаемых, а решение поисковых задач без управления или с помощью явных подсказок при обратной связи на выборочных ответах снижает эффективность логического и эвристического методов.
Методы отработки знаний и умений менее дифференцированны по формам обучения, но некоторые различия можно выделить, так форма деловой игры чаще связана сметодомупражнени
Метод прямого заучивания реализуется в основном в самоподготовке. Поэтапная отработка реализуется в различных формах, наиболее целесообразно использовать ее на групповых тренировочных занятиях, где преподаватель контролирует переход обучаемых с этапа на этап.
Кроме того, следует учесть, что для объяснения или отработки знаний и умений, как правило, следует использовать не одну форму обучения, а несколько форм, в их определенном сочетании и порядке применения; так, для объяснения материала нельзя обойтись только лекцией или семинарским занятием, необходимо их сочетание; целесообразно использовать самостоятельную работу. Для проверки отработки и контроля усвоения также нужно использовать разные сочетания (подробнее об этом будет сказано ниже).
Проведение контроля материала на фронтальных формах (семинарских занятиях, коллоквиумах, зачетах, экзаменах, письменных контрольных работах) позволяет применять методы контроля с конструируемыми ответами, пооперационно и по конечному продукту, т.е. все основные эффективные методы контроля. На самостоятельных работах можно осуществлять контроль только с помощью методов выборочного ответа.
Проведение контроля материала на фронтальных формах (семинарских занятиях, коллоквиумах, зачетах, экзаменах, письменных контрольных работах) позволяет применять методы контроля с конструируемыми ответами, пооперационно и по конечному продукту, т.е. все основные эффективные методы контроля. На самостоятельных работах можно осуществлять контроль только с помощью методов выборочного ответа.
3. Эффективность разных форм обучения
3.1. Эффективность разных форм обучения для объяснения знаний
Объяснение может быть реализовано только с использованием фронтальных форм обучения, или только самостоятельных, или сочетания фронтальных и самостоятельных форм обучения.
В настоящее время обучение с использованием только фронтальных форм или только самостоятельных считается менее эффективным по сравнению с обучением, использующим сочетание форм фронтальной и самостоятельной работы, поэтому ниже будет рассматриваться только такая форма обучения (смешанная).
Поскольку фронтальное обучение и самостоятельная работа как составляющие смешанной формы обучения реализуются в разных видах форм обучения (лекции, семинарские и практические занятия и др. при фронтальном обучении, изучение материла по учебникам и задачникам или программированным пособиям на самостоятельных работах), то возникает возможность для объяснения материала пользоваться разным составом и последовательностью конкретных форм фронтального обучения и самостоятельных работ,
Можно рекомендовать два варианта состава и последовательности
форм обучения при изучении каждой порции материала.
В первом, более традиционном варианте обучения должны быть использованы три формы в такой последовательности: лекция, самостоятельная работа, семинарские занятия. В этом варианте процесс обучения протекает примерно следующим образом: на лекции преподаватель объясняет материал порциями и в конце объяснения каждой из них формулирует вопросы в качестве задания для самостоятельной работы; на самостоятельной работе обучаемые готовятся и затем на семинарском занятии обсуждают вопросы по содержанию.
Во втором варианте состава и последовательности форм обучения лекции исключаются. Используется лишь самостоятельная работа и семинарские занятия, причем сначала на самостоятельной работе обучаемые читают текст и самостоятельно уясняют содержание очередной порции материала, готовясь к обсуждению вопросов, которое проводится на семинарском занятии. Недостаток этого варианта состава и последовательности форм занятий связан с его непривычностью, так как знакомство и изучение нового материала осуществляется обучаемыми самостоятельно, а не из сообщения преподавателя. Достоинство варианта — в большой активности обучаемых на занятиях, так как самоподготовка и семинарское занятие является более активными формами учебной работы, чем слушание лекции (разумеется, при прочих равных условиях).
Уяснение содержания учебного материала в условиях аудиторной работы происходит на основе слушания сообщений преподавателя, сопровождаемых демонстрациями в виде схем, графиков, таблиц и записей на доске. Устное сообщение разворачивается во времени, и обучаемый либо фиксирует его без предварительной обработки и понимания, либо пытается сначала понять и обработать, а затем кратко зафиксировать. В первом случае обучаемый много времени тратит на малополезную запись текста (иногда под диктовку преподавателя, а чаще — вслед за его речью, звучащей в нормальном темпе). Во втором случае осуществляется активная работа по пониманию, но в осложненных условиях, так как возвращение к тексту, произнесенному преподавателем ранее, невозможно, а для полноценного понимания материала эта операция в подавляющем большинстве случаев просто необходима. По этой причине у обучаемых часто возникают вопросы к преподавателю, на которые они не могут получить ответ, поскольку лишены возможности диалога с лектором. Однако непонятое на предыдущем шаге может вызвать непонимание последующих компонентов сообщений. Таким образом, можно считать, что понимание и уяснение содержания учебного материала из устных сообщений является делом сложным.
Уяснение содержания учебного материала из письменных сообщений лишено тех недостатков, которые характерны для уяснения из устных сообщений. Здесь у обучаемых есть возможность многократного обращения к непонятым при чтении местам, чередования чтения с обдумыванием и анализом. Кроме этого, читая текст, легче понять общую структуру содержания учебного материала, иерархию понятий, частей, разделов содержания. На этом моменте преподаватели обычно не акцентируют внимания в устных сообщениях, что также снижает уровень понимания. Вопросы, возникающие у обучаемого после уяснения содержания материала из текста, являются, как правило, более глубокими, принципиальными, содержательными, поскольку их источник — серьезная проработка материала и его осмысление.
Изложенное позволяет сделать вывод, что более эффективным является такой вариант уяснения содержания учебного материала из сообщений, при котором оно начинается с самостоятельной работы над текстом, содержащим подлежащую усвоению информацию об объектах и действиях с ними, а затем продолжается и завершается на аудиторных занятиях. В этом варианте преподаватели освобождены от больших затрат времени и сил на осуществление сообщений, содержание которых уже давно зафиксировано в текстах (и может быть самостоятельно извлечено обучаемым), а работа с обучаемыми становится творческой, активной, взаимной, поскольку при этом затрагиваются серьезные вопросы, проводятся обсуждения, дискуссии.
Изложенное позволяет сделать вывод, что более эффективным является такой вариант уяснения содержания учебного материала из сообщений, при котором оно начинается с самостоятельной работы над текстом, содержащим подлежащую усвоению информацию об объектах и действиях с ними, а затем продолжается и завершается на аудиторных занятиях. В этом варианте преподаватели освобождены от больших затрат времени и сил на осуществление сообщений, содержание которых уже давно зафиксировано в текстах (и может быть самостоятельно извлечено обучаемым), а работа с обучаемыми становится творческой, активной, взаимной, поскольку при этом затрагиваются серьезные вопросы, проводятся обсуждения, дискуссии.
В подавляющем большинстве случаев подход к обучению взрослых такой же, какой используется при обучении младших школьников, для которых самостоятельное уяснение содержания учебного материала из текста по целому ряду психологических причин действительно не может предшествовать уяснению из устных сообщений преподавателя на аудиторных занятиях.
Разумеется, чтобы данный вариант соотношения аудиторной и самостоятельной работы применительно к уяснению содержания материала из сообщений мог быть успешно реализован, должны быть в наличии педагогически полноценные учебные пособия, в которых полно, обобщенно и систематично излагается информация, составляющая содержание учебного материала.
Таким образом, очевидны преимущества объяснения методами информирующего и вопросного изложения в самостоятельной работе и в семинарских занятиях без использования лекционной формы. Для реализации методов дедуктивного выведения и проблемного объяснения единственно пригодными формами обучения являются самостоятельная работа и семинарские занятия. Лекции в этом случае вообще неприемлемы.
Предлагаемый вариант соотношения форм обучения проверялся в ходе обучения студентов МГУ. Результаты эксперимента показали, что процесс уяснения содержания материала в целом характеризовался весьма высокой активностью студентов. Они стремились понять материал каждой порции самостоятельно, фиксировали и выносили на обсуждение сложные для понимания моменты. На аудиторных занятиях происходило деловое обсуждение вопросов по содержанию порций материала, в котором участвовали все обучаемые. Обсуждение и активное общение с преподавателем позволяли не только добиться понимания материала каждой порции, но и одновременно достаточно полно контролировать его уровень. Отмечено вполне положительное отношение студентов к данной системе построения обучения. Заметим, что при этом и труд преподавателя облегчается.
Особое место в обучении занимает выбор компьютерной (программированной, автоматизированной) формы объяснения знаний. Планируя ее использование в учебном процессе, преподаватель должен учитывать ее преимущества - возможность формирования обратной связи посредством использования компьютерных моделей, а также недостаток — неудобство работы с экранным текстом по сравнению с печатным. Это, во-первых, хуже для зрения, во-вторых, сложнее на этапе проработки данного текста (листать, возвращаться к прочитанному, подчеркивать, делать пометы, в дальнейшем возвращаться к тексту в любой момент — все это легко и просто при использовании печатного текста). Поэтому для реализации метода сообщения готового знания достаточно большого объема лучше прибегнуть к сочетанию индивидуальной самостоятельной работы с книгой, компьютерного контроля и корректировки понимания. Кроме того, во всех случаях следует помнить об уникальной функции компьютера — знаковом моделировании: обучаемый может экспериментировать с объектом изучения, рассматривать его с разных сторон и т.д. Компьютерная форма позволяет реализовать логический и эвристический методы объяснения, хотя это далеко не просто.
Лабораторная форма обучения, связанная с демонстрацией технических объектов и их моделей, может быть индивидуальной (работа в лаборатории в специально отведенное для индивидуальных занятий время), групповой (лабораторная работа, экскурсия на предприятие) и поточной (так называемые лекционные демонстрации, кинодемонстрации и т.п.). Эта форма в наибольшей степени зависит от специфики учебной дисциплины — предмета изучения и материальной оснащенности учебного заведения
3.2. Эффективность форм обучения для отработки знаний и умений
Для отработки отдельных действий следует использовать практические занятия, на которых осуществляется выполнение заданий и решение задач, в том числе, в условиях деловых игр, когда это возможно. Отработка сложных систем действий проводится на лабораторных занятиях и практикумах.
Определенными возможностями для реализации эффективности отработки обладают формы самостоятельной работы: самоподготовка и программированное обучение. Имеющиеся трудности в обеспечении обратной связи можно преодолеть путем организации коллективной самостоятельной работы и использования ЭВМ. Целесообразно принять методы поэтапной отработки материала, если обучаемые владеют соответствующими учебными умениями (если не владеют, можно научить их поэтапной методике).
Отработка материала может происходить при выполнении действий в виде тренировки или при имитации условий реальной трудовой деятельности, например в деловой игре. Это целесообразно при отработке знаний и умений на завершающих этапах отработки, хотя в принципе метод деловой игры можно применять с самого начала отработки, поскольку нет оснований считать, что в условиях деловой игры методы поэтапной отработки нереализуемы и следует использовать только метод упражнений. Действия, соответствующие той или иной роли в деловой игре, вполне возможно выполнять сначала с помощью конспектов или схем, а потом без них.
Отработка материала может происходить при выполнении действий в виде тренировки или при имитации условий реальной трудовой деятельности, например в деловой игре. Это целесообразно при отработке знаний и умений на завершающих этапах отработки, хотя в принципе метод деловой игры можно применять с самого начала отработки, поскольку нет оснований считать, что в условиях деловой игры методы поэтапной отработки нереализуемы и следует использовать только метод упражнений. Действия, соответствующие той или иной роли в деловой игре, вполне возможно выполнять сначала с помощью конспектов или схем, а потом без них.
4. Средства обучения как фактор учения
4.1. Средства обучения, их виды и характеристики
Средства обучения используются при реализации всех педагогических процедур: объяснения знаний, отработки знаний и умений и контроля усвоения.
Любая педагогическая процедура может включать (или обязательно включает) четыре основных вида действий преподавателя:
предъявление информации (знаний и заданий);
получение ответа анализ;
обработка и оценка ответа;
принятие решения о дальнейших действиях.
Так, например, при объяснении материала методом сообщения готового знания реализуется одно действие преподавателя - предъявление материала, а при объяснении методом эвристического поиска - осуществляются все четыре действия: предъявление знания и задания, получение знания, анализ и оценка, принятие решений. Отработка и контроль также требуют вьполнения четырех действий: предъявление заданий, получение ответов и их оценка, решение о дальнейших действиях.
Средства обучения - это средства, используемые для осуществления указанных четырех видов универсальных педагогических действий в составе методов обучения и по существу являются разными материальными носителями иинформации и устроиствами для ее обработки.
Выбрав в качестве основания классификации действия преподавателя, можно подразделить средства обучения:
на средства предъявления информации;
средства получения ответа от обучаемых;
средства анализа и оценки ответов;
средства принятия решений о дальнейших действиях обучаемых.
В качестве материала носителей информации могут выступать бумага, слайды и фильмы, магнито- и видеозаписи и т.п. Носители информации и устройства для ее переработки могут быть автоматизированными в разной степени, вплоть до очень высокой степени, которая достигается с помощью современных ЭВМ.
4.2. Эффективность средств обучения
Для передачи и получения знаний (информации, образной и понятийной), содержащихся в источниках (учебники, тексты лекций, описания действий, разные изображения объектов, процессов и действий), пригодны средства на любых носителях (бумажных, аудиовизуальных простых (магнитных, оптических и электронных) и автоматизированных (компьютеризованных). Здесь для знаний об объектах средства на любых носителях эффективны при сочетании образных и вербально-понятийных форм презентации знаний. Для знаний о процессах и действиях использование, кроме описаний, образного представления динамики значительно повышает эффективность учения при использовании соответствующих средств обучения (фильмы,.видео, компьютеры).
Для обработки информации и принятия решения пригодны только компьтерные устройства. Они позволяют давать и получать информацию от учащихся, обрабатывать (оценивать) ее, принимать решения о дальнейших действиях учащихся (переходить к новым заданиям или обратную связь и помощь при ошибках для их исправления). Они позволяют не только давать и получать информацию от учащихся, но главное - обрабатывать (оценивать) ее, принимать решения о дальнейших действиях учащихся (переходить к новым заданиям или обратную связь и помощь при ошибках для их исправления.) Это последнее очень важно при реализации комплексных обучающих программ с сообщениями знаний, постановкой вопросов и заданий для контроля и оценки хода учения, обеспечения обратной информации учащимся с указаниями по дальнейшим действиям. Такие программы могут быть весьма эффективными для объяснения, отработки и контроля на всех этапах обучения.