Система учебных умений. Часть 4
Система учебных умений. Часть 1
Система учебных умений. Часть 2
Система учебных умений. Часть 3
Система учебных умений. Часть 4
Система учебных умений. Часть 5
Методы отработки как фактор закрепления знаний и умений.
1. Общие положения.
Метод обучения на этапе отработки состоит в организации закрепления учащимися изучаемых знаний и умений. Организация включает выбор и предложение учащимся выполнить определенный вид интериоризации и создании условий для его выполнения. Эти действия включают: объяснение способа действия, подбор и подготовку материалов и упражнений для произвольного непосредственного запоминания (повторного чтения, воспроизведения и применения в упражнениях), опосредованного запоминания (смысловой обработки, мнемотехник и знакового опосредования), непроизвольного запоминания - параллельно с уяснением или в упражнениях при отсутствии установки на запоминание. Соответственно, мeтoды отработки классифицируются по следующим основаниям: произвольность-непроизвольность, непосредственность-опосредованность, вид действий, в которых происходит закрепление (в действиях только порождения или в действиях порождения и последующего применения знаний); наличие или отсутствие поэтапности изменений усваиваемых знаний и действий по уровню интериоризации и другим параметрам.
Также как и объяснение, отработка знаний и действий может происходить в условиях, моделирующих коллективную деятельность в деловой игре. Но при решении задач на этом этапе обучаемый уже знает, как ему действовать в той или иной роли (позиции), и осуществляет эти действия для их отработки, а не нахождения способа действий, как при объяснении.
2. Виды методов отработки
Перечислим в полном составе методы отработки знаний и умений, как факторов их закрепления в учении.
1. Организация произвольной непосредственной интериоризации:
а) с помощью процедур заучивания в четырех вариантах;
повторное восприятие изучаемых объектов, чтение или слушание текстов, содержащих знания о них или действиях с ними.
повторное не только восприятие объектов и сообщений, но и их срисовывание и списывание письменных или записывание устных текстов;
с повторным воспроизведением на отдельных уровнях интериоризованности,
с повторным воспроизведением последовательно на всех возможных уровнях интериоризованности.
б) с помощью применения знаний в упражнениях в трех простых вариантах:
применение знаний, актуализирующихся при восприятии их знаковых репрезентаций, данных в графическом или звучащем виде, т.е.материализованном и не интериоризованном (читаю или слушаю и применяю в действиях);
применение знаний, актуализирующихся при воспроизведении их знаковых репрезентаций, интериоризованных на том или ином уровне (в развернутой громкой речи, или в шепотной речи, или во внутренней речи) выборочно (вспоминаю с помощью проговаривания, или шепотом, или мысленно и применяю в действиях);
применение знаний, воспроизводимых последовательно на каждом из возможных уровней интериоризации без их пропуска (вспоминаю с помощью сначала проговаривания вслух, затем «про себя» шепотом, затем мысленно и каждый раз применяю в действиях) и двух составных вариантах;
сочетание повторного чтения и применения с воспроизведением на некоторых уровнях интериоризации и применением в действиях.
тоже, но с воспроизведением на всех возможных уровнях, последовательно и поэтапно.
2. Организация произвольного опосредствованного запоминания и интериоризации в трех вариантах:
связывание запоминаемого содержания с уже хранящимся в памяти знанием или легче запоминаемым на основе искусственных связей (мнемотехника);
мыслительная обработка материала, состоящая в систематизации и обобщении содержания;
использование знаково-символических операций, включая образное и модельное представление содержания.
3. Организация непроизвольной интериоризации:
а) в ходе вариантов построения знаний в работе с сообщениями при выведении
при самостоятельном построении знаний конкретных знаний из общих;
б) в ходе вариантов упражнений:
при чтении с последующим применением в действиях;
при воспроизведении на отдельных уровнях интериоризации с применением в действиях;
при воспроизведении последовательно на всех возможных уровнях интериоризации с последующим применением в упражнениях;
при сочетании чтения и применения с воспроизведением на отдельных уровнях интериоризации и применением;
при воспроизведении последовательно на всех возможных уровнях интериоризации с последующим применением в упражнениях;
при сочетании чтения и применения с воспроизведением на отдельных уровнях интериоризации и применением;
при сочетании чтения и применения с воспроизведением на всех уровнях интериоризации и применением на каждом уровне (канонический вариант поэтапной отработки по П.Я.Гальперину).
3. Влияние методов отработки знаний и умений на эффективность закрепления материала.
Метод отработки, как и любой метод обучения, определяет конкретный вид учения, реализуемый в определенной ситцуации (при отработке это соответственно вид интериоризации). Он влияет на его протекание, содержание, механизмы осуществления и, в итоге, на эффективность.
Оценим суммарно влияние каждого метода отработки знаний и умений на эффективность отработки.
Оценка эффективности методов отработки знаний и умений, так же как и оценка методов объяснения их содержания, осуществляется по критериям длительности и трудоемкости отработки при одном и том же качестве знаний и умений, или наоборот – на уровень достигаемого качества при одинаковой длительности отработки. Поскольку в практике обучения фиксирован именно необходимый уровень качества сформированных знаний и умений, то при оценке эффективности методов отработки мы будем пользоваться критерием трудоемкости и длительности при заданном качестве усвоения. Напомним, что качество усвоенных знаний и умений определяется многими характеристиками. Одни из них должны быть достигнуты при объяснении и уяснении содержания материала (обобщенность, полнота, дифференцированность, разумность и т.п.), другие — при отработке (уровень интериоризации, степень автоматизированности, прочность овладения).
По имеющимся экспериментальным данным, отработка с применением произвольных видов и вариантов интериоризации по времени при фиксированном качестве результата менее длительна, чем с применением непроизвольных ее видов.
Сравнительная эффективность отработки с применением видов и вариантов произвольной интериоризации примерно такова.
Самым эффективным является повторное воспроизведение последовательно на всех уровнях интериоризации. За ним по эффективности следует составной метод - чтение с последующими воспроизведением тоже последовательно поэтапно на всех уровнях интериоризованности и с упражнениями на применение усваиваемых знаний и умений.
В первом случае знания о действиях усваиваются по меньшей мере вдвое быстрее, чем во втором при отработке в порождении и применении знаний, но при этом отработка действий с применением знаний по параметру автоматизированности остается неполной. Отработку знаний только по их применению можно осуществлять без опоры на источники знаний, т.е. они интериоризованы, хорошо обобщены и дифференцированы, но недостаточно автоматизированы. Чтобы добиться большей степени автоматизированности, необходимо выполнить несколько заданий на применение знаний. Тем не менее общее время отработки будет меньше, чем при методе поэтапной отработки в действиях порождения и применения знаний.
Эффективность обоих методов отработки обусловлена рядом факторов (активность, постепенность, отсутствие ошибок, дифференцированная обратная связь), которые в конечном счете сводятся к наличию эффективного управления ходом отработки. Для преподавателя подготовка и реализация методов поэтапной отработки — более трудоемкое дело, так как требует разработки дифференцированной системы заданий (особенно для метода с упражнениями в решении задач) и большей активности при работе с обучаемыми. Однако трудозатраты окупаются повышением эффективности отработки.
Отметим, что эффективность всех разновидностей метода поэтапной отработки материала значительно выше, чем методов отработки путем заучивания и упражнений без поэтапности усвоения.
Метод заучивания в повторном восприятии и чтении (символ зубрежки) может использоваться только в отдельных случаях для овладения конкретным материалом (цифровые данные, даты и т.п.). Метод упражнений с не поэтапной интериоризацией требует от преподавателя меньших усилий при подготовке к занятию, но он менее эффективен.
Эффективность методов отработки с применением вариантов опосредованого запоминания в сравнении с применением вариантов непосредственной интериоризации не изучена. Судя по опыту их применения в обучении эффективность первых уступает в целом эффективности вторых, хотя в отдельных случаях смысловая обработка материала может иметь вполне высокую продуктивность по показателям времени и качества.
Метод запоминания по мнемосхеме целесообразно применять в качестве дополнительного, поскольку этот метод связан с формальным увязыванием неупорядоченных фактов, отдельных формул, дат и т.п. Кроме того, надо учитывать, что ассоциации, не имеющие отношения к предмету изучения, слишком большая роскошь и нельзя им отводить много учебного времени.
Методы отработки с применением непроизвольных видов интериоризации в ходе вариантов порождения знаний и их применения в упражнениях могут быть также вполне успешными.
Различия в их эффективности методов отработки с организацией непроизвольной интериоризации в ходе построения новых знаний определяются степенью сложности процесса порождения знаний.
Методы отработки с применением непроизвольных видов интериоризации в ходе вариантов порождения знаний и их применения в упражнениях могут быть также вполне успешными.
Различия в их эффективности методов отработки с организацией непроизвольной интериоризации в ходе построения новых знаний определяются степенью сложности процесса порождения знаний.
Здесь чаще всего более трудным и длительным является эвристический поиск. Поэтому параллельно с этим могут достигаться довольно высокие уровни интериоризации. За ним по эффективности следует метод отработки в ходе выведения конкретных знаний из общих, а затем – метод отработки одновременно с осмыслением сообщений. Вместе с тем, в отдельных случаях выведение конкретных знаний или работа с сообщениями могут быть достаточно сложными и давать тем самым также высокий эффект в отработке занний.
Методы отработки с организацией интериоризации в упражнениях также по разному влияют на успешность последней.
Здесь наиболее эффективным является составной метод, сочетающий чтение и применение с воспроизведением на всех уровнях интериоризации и применением на каждом уровне (канонический вариант поэтапной отработки по П.Я.Гальперину).
Остальные варианты отработки в упражнениях имеют меньшую эффективность в зависимости от степени отклонения по составу от канонического варианта.
Методы контроля и их влияние на эффективность учения
1. Виды контроля в обучении как фактора учения
Методы контроля в обучении соответствуют ходу и результатам объяснения материала и его отработки. С учетом преемственности обучения можно выделить пять видов контроля:
предварительный (вступительный, контроль исходного уровня обученности);
текущий контроль уяснения;
промежуточный (контроль результата уяснения и готовности к отработке);
текущий контроль отработки;
итоговый контроль (контроль результатов отработки, контроль конечного уровня обученности).
Эти виды контроля можно считать методами в том смысле, что их выбор определяют стратегию контроля в процессе обучения.
Второе независимое основание для определения методов контроля - действия обучаемых, в которых они демонстрируют свои знания и умения: в ответах на вопросы на воспроизведение знаний или в решении задач на применение знаний. В обоих случаях возможна и точная, и вероятностная оценка, когда по небольшому количеству контрольных заданий судят о знаниях и умениях большогo объема. Крайним методом является косвенный контроль по образцу психологических тестов, когда вопросы направлены на выяснение не знаний и умений, а сопутствующих психологических явлений, например, эмоциональных реакций на слова или разного рода ассоциации. Важна также степень формализации контроля: письменный текст, или свободное сочинение, или устная беседа, или отзыв о производственной практике. Характером вопросов и задач определяется форма ответа. Следует различать контроль по ответам и пооперационный контроль (по ходу решения). Кроме того, контроль может основываться на открытых вопросах (конструируемые ответы) и закрытых, т.е. требующих выбора из серии готовых ответов (например, вопросы множественного выбора).
Наконец, вид контроля зависит от характера оценки: от общей оценки до оценки, дифференцированной по знаниям и умениям, по их параметрам (правильность, обобщенность, форма, автоматизированность и др.) и даже по возможным причинам ошибок.
Каждый из пяти основных видов (методов) контроля, выделенных по учебным процедурам, конкретизируется далее с помощью методов, выбранных по представленным выше основаниям - действиям обучаемых. При этом должны учитываться связанные с ними качество и количество контрольных заданий, а также по качественные и количественные характеристики оценки.
Предварительный контроль решает три задачи. Во-первых, в eгo ходе проверяется уровень старых знаний и умений, кoтopыe нужны для формирования новых. Этот вид контроля можно назвать повторным итогoвым контролем старых (уже усвоенных учащимися) знаний и умений с тем отличием, что их состав и требования к ним определяются на основе новых знаний и умений.
В предварительном контроле целесообразно использовать задачи с проверкой по ответу и с оценкой правильности при условии умственной формы действия и высокой степени автоматизированности действий (ограничение по времени). Кроме этого, в контроле этого вида проверяется уровень усвоения новых знаний и умений, которые изучались учащимися ранее, но на более низком уровне (например, физика в школе - физика в вузе). Здесь важно выявить неверные и неточные (частично верные, частично неверные) знания. Для этого рекомендуется предлагать обучаемым вопросы на воспроизведение знаний с проверкой по выборочным ответам и оценкой содержания знаний.
В процессе предварительного контроля можно проверять учебные умения и способности обучаемых. С этой целью можно использавать задание на конспектирование новогo учебногo текста. Если же решается задача отбора обучаемых или распределения их по группам, то могут быть полезны тесты с выборочными ответами и общей оценкой.
В процессе предварительного контроля можно проверять учебные умения и способности обучаемых. С этой целью можно использавать задание на конспектирование новогo учебногo текста. Если же решается задача отбора обучаемых или распределения их по группам, то могут быть полезны тесты с выборочными ответами и общей оценкой.
Текущuй контроль уяснения и контроль результата уяснения (nромежymочный контроль) в основном совпадают по своим психологическим особенностям. Поскольку при объяснении основная задача состоит в том, чтобы обеспечить полное уяснение содержания материала, необходимо проверитъ понимание, достигнутое при объяснении и выявить ошибки в уяснении содержания.
Под пониманием мы имеем в виду приобретение из сообщения следующих знаний:
о свойствах и различиях характеристик изучаемых объектов и процессов, об их видах и типах, основаниях, причинах, сущности, способах действий с ними в различных условиях, составляющих их операциях и порядке их осуществления. Поскольку при объяснении речь идет об исходном этапе приобретения знаний - познании характеристик объектов, их сущности и действий с ними, то адекватныe задания для проверки понимания должны включать в себя вопросы по содержанию знаний и действий, а именно:
- по сходствам и различиям их характеристик,
- по подведению конкретных объектов под усваиваeмыe понятия или по выведению характеристик объектов на основе их принадлежности тому или иному классу,
- по особенностям связей объектов, их функций и т.п, а также задачи на применение знаний.
Чтобы исключить влияние неотработанности знаний и действий и проверять только понимание, обучаемым при ответе на вопросы и решении задач следует предоставить возможность использовать источник информации об объектах и алгоритмах действий. Ответы при этом могут быть как конструируемые, так и выборочные, т.е. когда обучаемый выбирает правильный ответ из нескольких возможных не совсем правильных или совсем неправильных. При контроле с помощью решения задач сначала должны проверяться конечные ответы, а затем операции, если конечные ответы неверны.
В процессе отработки знания и действия переходят на более высокий уровень гoтовности воспроизведения и использования знаний и автоматизируются. Поэтому контроль хода и результатов отработки направлен на проверку достигнутогo уровня интериоризации знаний и действий и степени их автоматизированности. Первая цель реализуется при выполнении обучаемыми задания в отсутствии источников информации, но с опорой на собственное прогoвариванне, а затем и без него. Автаматизираванность действий проверяется по скорости выполнения задания и степени осознанности выполнения отдельных операций. Если знания и действия являются обобщенными, то должен специально контролироваться перенос общих знаний и правил на частные случаи. При поэтапной отработке дополнительно контролируется умение решать конкретные задачи данного класса на разных этапax отработки: материальном, речевом, умственном. Если же осуществляется просто oтpaботкa в упражнениях, то в этом случае обучаемому при воспроизведении знаний предлагается действовать сразу по памяти ("в уме"), а достижение этогo уровня оценивается по исчезновению ошибок воспроизведения знаний и выполнения задания.
Следует иметь ввиду, что в целом функции текущего и промежуточногo видов контроля состоят в выявлении и корректировке хода процесса уяснения и отработки материала, поэтому оценки здесь могут играть только стимулирующую роль. Организационно-административные санкции (например, в виде посещения дополнительных занятий) допускаются только в случае отказа обучаемого, не выполнившего контрольные задания.
Итоговыii контроль имеет целью проверку достижения цели обучения по всему учебному курсу. При этом недопустимо смешивать проверку достижения цели обучения по типовым задачам и по развитию продуктивного мышления. Итоговый контроль должен включать как типовые задачи, так и творческие, а не только творческие.
2. Сравнительная эффективность методов контроля знаний и умений
Оценка методов контроля (так же, как и методов объяснения и отработки материала) осуществляется на основе критериев адекватности и эффективности при сравнении разных методов. Адекватность метода контроля определяется возможностью оценки уяснения и отработки материала и их характеристик с помощью метода контроля. Эффективность метода контроля определяется длительностью процедуры контроля и объемом деятельности преподавателя при подготовке процедуры контроля.
Будем считать, что текущий контроль входит в процедуры уяснения и отработки знаний и умений. Тогда требуется организовать исходный контроль, контроль уяснения знаний и итоговый контроль.
Контроль исходного уровня обученности, или готовности к восприятию нового материала, можно проводить в процессе объяснения нового материала, осуществляя попутную корректировку предыдущих знаний. Но если фактические или ожидаемые пробелы в подготовке слишком велики, необходимо организовать отдельные подготовительные занятия и проводить специальный исходный контроль. Априори невозможно отдать предпочтение каким-то определенным средствам и формам исходного контроля. Можно, в принципе, использовать весь арсенал методов: контроль по ответам и пооперационный контроль решения, контроль воспроизведения, применения знаний, контроль с помощью выборочных и конструируемых ответов. Подчеркнем значение особого вида вопросов, редко используемых в процедурах исходного контроля — вопросов на восприятие, понимание и интерпретацию новых знаний на основе старых (например, проверка знания математики с помощью математизированного текста по физике и вопросов к нему)
Контроль исходного уровня обученности, или готовности к восприятию нового материала, можно проводить в процессе объяснения нового материала, осуществляя попутную корректировку предыдущих знаний. Но если фактические или ожидаемые пробелы в подготовке слишком велики, необходимо организовать отдельные подготовительные занятия и проводить специальный исходный контроль. Априори невозможно отдать предпочтение каким-то определенным средствам и формам исходного контроля. Можно, в принципе, использовать весь арсенал методов: контроль по ответам и пооперационный контроль решения, контроль воспроизведения, применения знаний, контроль с помощью выборочных и конструируемых ответов. Подчеркнем значение особого вида вопросов, редко используемых в процедурах исходного контроля — вопросов на восприятие, понимание и интерпретацию новых знаний на основе старых (например, проверка знания математики с помощью математизированного текста по физике и вопросов к нему)
Контроль объяснения и уяснения материала может осуществляться при постановке вопросов по содержанию знаний и действий и при решении задач на применение знаний. И то, и другое проводится при наличии опоры на конспекты и схемы.
Для проверки понимания материала, содержанием которого является знание об объектах, их свойствах и характеристиках, следует использовать вопросы, а не задачи, поскольку для решения задач требуются знания не только характеристик объекта, но и способов их решения. Способы решения задач связаны со знаниями характеристик объектов. Часто это не простая и не очевидная связь и для ее установления необходимо не только понимать содержание характеристик объектов, но и проводить дополнительную познавательную деятельность, иногда весьма сложную. Эта деятельность должна контролироваться и управляться преподавателем, что достигается на основе предписаний к решению задач, которые целесообразно вводить после уяснения знаний о характеристиках объектов. В противном случае попытка решить задачу может стать неуправляемой творческой деятельностью обучаемого и завершиться неудачей, хотя содержание знания о характеристиках объектов может быть принято обучаемым достаточно адекватно. Иными словами, в таких условиях задание на решение задачи не является однозначной и надежной проверкой понимания материала и может привести к ошибке в оценке понимания обучаемым содержания материала. Избежать этого недостатка позволяет контроль с помощью вопросов по содержанию порции материала.
Проверка понимания предписаний к действиям, к решению задач может осуществляться двумя способами: 1) на основе вопросов, требующих воспроизведения описаний тем или новых операций, объяснения их состава с привлечением знаний о характеристиках объектов действий и различения всех компонентов действий в случае необходимости; 2) на основе заданий на решение задач с помощью усваиваемых предписаний. В этом случае контроль по решению задач дает вполне адекватные результаты.
Относительно видов контроля, определяемых формой ответов обучаемых (выборочные или конструируемые), можно сказать, что последние в целом более адекватно отражают понимании и более эффективны по времени, затрачиваемому преподавателем на подготовку и проведение контроля. Метод выборочных ответов допускает возможность выбора правильного ответа "наугад" и требует значительно больше времени на подготовку, хотя продолжительность самой процедуры контроля значительно меньше. Поэтому на фронтальных занятиях следует по возможности (если позволяет время) пользоваться конструируемыми формами ответов. При выполнении самостоятельной работы самоконтроль возможен главным образом на основе выборочных ответов.
Итак, при проверке уяснения знаний и умений обучаемый должен иметь опору в виде справочников, конспектов или любого другого источника знаний. В качестве контрольных заданий должны выступать вопросы на воспроизведение знаний и качественные задачи на их применение. При этом форма вопросов и ответов должна раскрывать истинное понимание, например, за счет развертывания ответов, изменения средств выражения (слова, термины, символы, графики) и дополнительных вопросов. Такой контроль целесообразно проводить на семинарском занятии, совмещая контроль с обучением. В некоторых случаях требуется более жесткий и формальный контроль уяснения, завершающийся, например, допуском к последующей лабораторной, тренажерной или другой практической работе. В этом случае обычно проверяется большое количество не очень сложных знаний. Например, для оценки подготовленности обучаемых к лабораторной работе по программированию на ЭВМ после уяснения языка программирования наиболее приемлем автоматизированный контроль с помощью выборочных ответов при большом количестве вопросов (порядка десятков). Не исключаются и другие средства и формы контроля, в частности очень перспективен внеаудиторный индивидуальный самоконтроль по решению пробной задачи из числа тех, которые будут предложены на практических занятиях.
Итоговый контроль должен быть комплексным - должны проверяться знания, умения, умственные действия, двигательные навыки, абстракции (на бумаге или моделях) и конкретику (действию в реальных условиях). Для этого следует использовать разные средства и формы контроля, например, сочетать вопрос на воспроизведение общей структуры знаний и конкретные задачи. Задачи полезно дополнить вопросами на используемые знания. Письменный экзаменационный тест с выборочными ответами целесообразно сочетать с устным собеседованием, устный экзамен — с практикой. Комплексность итогового контроля также достигается за счет использования одного, но достаточно большого комплексного задания, включающего множество конкретных умений и требующего применения всего массива изученных знаний. Это может быть деловая игра, проект или выполнение профессиональных обязанностей. В ряде развитых стран для увеличения пропускной способности контроля используют формализованные экзаменационные тесты с компьютерной обработкой результатов. С целью сокращения времени на обработку большого количества ответов можно применять статистические критерии. Перспективна разработка гибкого компьютерного контроля, позволяющего за счет обратной связи быстро обнаружить уязвимые места в системе знаний и умений обучаемого.
Итоговый контроль должен быть комплексным - должны проверяться знания, умения, умственные действия, двигательные навыки, абстракции (на бумаге или моделях) и конкретику (действию в реальных условиях). Для этого следует использовать разные средства и формы контроля, например, сочетать вопрос на воспроизведение общей структуры знаний и конкретные задачи. Задачи полезно дополнить вопросами на используемые знания. Письменный экзаменационный тест с выборочными ответами целесообразно сочетать с устным собеседованием, устный экзамен — с практикой. Комплексность итогового контроля также достигается за счет использования одного, но достаточно большого комплексного задания, включающего множество конкретных умений и требующего применения всего массива изученных знаний. Это может быть деловая игра, проект или выполнение профессиональных обязанностей. В ряде развитых стран для увеличения пропускной способности контроля используют формализованные экзаменационные тесты с компьютерной обработкой результатов. С целью сокращения времени на обработку большого количества ответов можно применять статистические критерии. Перспективна разработка гибкого компьютерного контроля, позволяющего за счет обратной связи быстро обнаружить уязвимые места в системе знаний и умений обучаемого.
Важный принцип, определяющий стратегию контроля, — приближение контроля к учебным процедурам. Заметим, что исходный контроль наиболее эффективен непосредственно в процессе объяснения нового материала, поскольку понимание нового — лучший тест усвоения старого, а сам процесс понимания нового осуществляется через старое - из старого. Эффективный контроль уяснения достигается на семинарском занятии в процессе завершения самого процесса уяснения знаний, когда по итогам контроля можно исправлять ошибки и доводить знания до нужного уровня качества. Эффективность контроля отработки обеспечивается на завершающем этапе отработки непосредственно на практических занятиях, когда оценивается решение последних тренировочных задач. Аналогичным образом решается вопрос о форме экзаменов по учебным дисциплинам. Наибольшая эффективность контроля достигается при проведении зачета по каждой теме и определении по результатам зачетов итоговой оценки. При этом обучаемые, набирая очки (зачетные баллы), могут оценить свое продвижение вперед, что имеет важное значение для их мотивации. Кроме того, возможна более полная и всесторонняя проверка знаний и умений. По каждой теме это достигается гораздо проще, чем на итоговом экзамене. Разумеется, экзамен имеет свои плюсы и выполняет свои функции, например проведение независимого контроля (не теми, кто учил), определение квалификации специалиста, сдача экстерном, пересдача для повышения оценки.