4. Материалы мониторинга воспитательного процесса ГОУ ЦО №1423
1. Психологический мониторинг как средство развития социальных навыков школьников
2. Предложения по использованию методик в практике воспитательной работы ГОУ ЦО 1423
3. Индивидуально-личностный профиль ученика 5 класса
4. Материалы мониторинга воспитательного процесса ГОУ ЦО №1423
Приложение №1.
Исследование социализированности с помощью теста Рожкова М.И.
Тест-опросник «Оценка социализированности учащихся», разработанный М.И. Рожковым, предоставляет информацию о процессе и результатах развития личности учащегося в коллективе, кроме того, имеет существенные преимущества перед другими тестами своей компактностью и простотой обработки.
Замеряемые параметры (интерпретация названия шкал авторская ГОУ ЦО 1423):
- Социальная адаптированность - ориентация на нормы и правила поведения, принятие этих норм – адаптация
- Социальная автономность – ориентация на свои интересы, обособление личности
- Социальная активность – наличие внутренней потребности в социальной деятельности
- Социальная направленность – ориентация на хорошие взаимоотношения с людьми, на сотрудничество
После анализа результатов возникает необходимость калибровки показателей по возрастам. Предложенный вариант в методике не отвечает требованиям практики.
Проведенный опрос на базе ГОУ ЦО 1423 в 2009-2011 годах показал следующие результаты
Диаграмма №1
Младшие подростки проявляют наиболее высокий уровень принятия правил, норм поведения и социальную направленность. С возрастом растет автономность и активность школьников. К 10 классу социальная направленность несколько снижается. В целом полученные результаты согласуются с возрастными особенностями развития школьников. Поэтому рассогласование индивидуальных результатов с общими закономерностями могут рассматриваться, как своеобразие развития и или завершение решения возрастных задач данного периода, готовность перехода ребенка к другим возрастным периодам или задержку в личностном развитии ребенка.
Например, результаты Кирилла Л – пятиклассник:
- Социальная адаптированность – низкая
- Социальная автономность - высокая
- Социальная активность - хорошая
- Социальная направленность - низкая
Данные результаты не соответствуют профилю пятиклассника, в большей степени подходят для более старших школьников. По наблюдениям психолога и экспертной оценке классного руководителя с Кириллом бывает непросто найти общий язык, хотя он учится хорошо, профессионально занимается хоккеем. Он упрям, настойчив, пользуется уважением одноклассников, демонстрирует протестные реакции при несогласии с оценкой его успехов. Главной рекомендацией в работе с Кириллом является необходимость перестройки отношений со взрослыми: постепенно, но необходимо переходить на партнерские взаимоотношения в взрослеющим школьником, меньше выдвигать директивных требований, вводить систему договоров.
Интерпретация результатов обследования и рекомендации по развитию социальных компетенций пятиклассников.
| Уровни | ||||
Очень низкий | Низкий | Средний | Хороший | Высокий | |
5 класс «А» | |||||
Социальная адаптированность | 8% | 17% | 33% | 21% | 21% |
Социальная автономность | 17% | 17% | 38% | 17% | 13% |
Социальная активность | 17% | 21% | 25% | 25% | 13% |
Социальная направленность | 21% | 13% | 25% | 25% | 17% |
|
|
|
|
|
|
5 класс «Б» | |||||
Социальная адаптированность | 15% | 10% | 10% | 45% | 20% |
Социальная автономность | 0% | 15% | 25% | 30% | 30% |
Социальная активность | 5% | 5% | 50% | 20% | 20% |
Социальная направленность | 0% | 25% | 30% | 25% | 20% |
| Уровни | ||||
Очень низкий | Низкий | Средний | Хороший | Высокий | |
5 класс «А» | |||||
Социальная адаптированность | 8% | 17% | 33% | 21% | 21% |
Социальная автономность | 17% | 17% | 38% | 17% | 13% |
Социальная активность | 17% | 21% | 25% | 25% | 13% |
Социальная направленность | 21% | 13% | 25% | 25% | 17% |
|
|
|
|
|
|
5 класс «Б» | |||||
Социальная адаптированность | 15% | 10% | 10% | 45% | 20% |
Социальная автономность | 0% | 15% | 25% | 30% | 30% |
Социальная активность | 5% | 5% | 50% | 20% | 20% |
Социальная направленность | 0% | 25% | 30% | 25% | 20% |
Характеристика 5 класс «А»
Только половина учащихся (42%) принимают нормы и правила, хорошо приспосабли-ваются к изменению условий. Поэтому с учащимися 5 класса «А» на классных часах и в индивидуальных беседах следует уделить внимание воспитанию сознательного отношения к выполнению правил поведения в школе. Продумать систему мер по поддержанию дисциплины, например, ввести работу с дисциплинарной тетрадью.
Треть класса проявляет низкую автономность (34%), а, следовательно, слабую настойчивость в достижении успеха. Поэтому есть необходимость проводить целенаправленную работу по развитию мотивации обучения через классные часы, классные собрания, где формировать общественное мнение о значимости учебы, уважения к успешным в обучении школьникам. Подключить к формированию учебной мотивации родителей. Провести родительское собрание, индивидуальные беседы с некоторыми родителями.
По социальной активности класс разделился на две равные части: половина учащихся социально активны (38%), другая половина социально пассивна (38%). Для успешной социализации всех учащихся необходимо включать в социальную жизнь неактивных ребят. Давать небольшие поручения, включать в групповую работу тех, кто не проявляет самостоятельной активности.
Высока доля школьников с низкой социальной направленностью (21%). Этим детям необходима помощь в осознании важности жить не только для себя. Учить таких детей заботиться о других, помогать родным и друзьям. И наоборот, тем (17%) кто готов забыть о себе ради класса, помочь научиться заботится о себе.
Приложение №2.
Исследование социально-психологической адаптированности учащихся
Тест «Социально-психологической адаптированности» К Роджерса и Р. Даймондом, в адаптации Т. В. Снегиревой.
Шкала социально-психологической адаптированности исходит из концепции личности как субъекта собственного развития, способного отвечать за собственное поведение. Показатель адаптированности в опроснике совпадает с такими критериями личностной зрелости как чувство собственного достоинства и умение уважать других, открытость практике деятельности и отношений, понимание своих проблем и стремление овладеть, справляться с ними и т.д. В свою очередь дезадаптированность указывает на неприятие себя и других, наличие защитных «барьеров» в осмыслении собственного опыта, кажущееся «решение» проблем, т. е. решение их на субъективном психологическом уровне, в собственном представлении, а не в действительности, негибкость психических процессов. Данный опросник замеряет личностные качества, которые, конечно же, определяют социальное поведение человека.
Изучение социально-психологической адаптированности учащихся проходило среди учащихся 10 и 8 классов.
Модель отношений человека с социальным окружением и самим собой
Принятие себя - неприятие себя
Принятие других - неприятие других
Самостоятельность в достижении целей
Эмоциональный комфорт
Результаты тестирования учащихся 8 класса ГОУ ЦО 1423 2009 г
Среднее арифметические показатели по субтестам
адаптированность | 6,1 | 4,9 | 5,8 | 5,0 | 4,4 | 5,4 |
4,3 | 4,1 | 4,3 | 4,8 | 4,6 | 5,4 | 5,1 | 4,4 |
дезадаптированность |
3,2 |
3,6 |
3,3 |
2,8 |
4,0 |
3,5 | 3,9 |
4,4 |
2,6 |
2,9 |
4,2 |
3,4 |
2,4 |
4,2 |
приятие себя | 6,8 | 4,8 | 6,3 | 5,6 | 5,5 | 5,5 | 3,5 | 4,5 | 4,7 | 4,3 | 5,5 | 6,0 | 5,5 | 5,5 |
неприятие себя | 2 | 3 | 2 | 1,7 | 3,4 | 3,9 | 3,4 | 4 | 1,9 | 2 | 3,6 | 1,9 | 2,1 | 3,6 |
"шкала лжи" | 6,6 | 3,6 | 4,9 | 4,4 | 4,9 | 4,7 | 4,2 | 4,3 | 4,4 | 5,3 | 4,8 | 4,4 | 4,4 | 2,6 |
принятие других | 5,5 | 5,3 | 5,3 | 4 | 4,5 | 5,2 | 4,8 | 5,3 | 4,7 | 4,8 | 4,7 | 5,7 | 5,5 | 3,2 |
конфликт с другими | 3 | 3,1 | 3 | 3,3 | 4,1 | 3,1 | 3,6 | 3 | 2,1 | 4,7 | 2,1 | 2,4 | 1,9 | 3,3 |
эмоц комфорт | 6,3 | 4,2 | 5,7 | 5,0 | 3,7 | 4,8 | 4,3 | 4,2 | 4,2 | 5,7 | 3,0 | 5,3 | 5,2 | 2,3 |
эмоц дискомфорт | 2,9 | 4,8 | 2,9 | 2,0 | 3,8 | 2,6 | 4,1 | 4,8 | 3,4 | 2,6 | 5,4 | 2,8 | 2,6 | 4,9 |
успех от тебя | 6 | 5 | 5,7 | 4,4 | 3,9 | 5,2 | 4,5 | 3,6 | 4,2 | 4,9 | 4,3 | 5,6 | 4,6 | 4,6 |
успех от других | 3,6 | 3,4 | 3,3 | 4,1 | 4,7 | 3,7 | 4,0 | 4,9 | 2,6 | 3,1 | 5,8 | 4,8 | 1,9 | 5,2 |
доминирование | 4 | 3,7 | 6,3 | 5,3 | 4,7 | 4,3 | 4,7 | 3 | 2,3 | 3,7 | 5,7 | 4 | 4 | 4 |
ведомость | 2,7 | 4,5 | 4,7 | 3,0 | 5,2 | 5,3 | 4,7 | 5,3 | 3,5 | 2,5 | 4,2 | 2,5 | 4,2 | 3,7 |
уход от проблем | 5,2 | 3,8 | 5,4 | 4,4 | 4,2 | 3,4 | 4,6 | 4,8 | 3,6 | 3,2 | 3,6 | 4,8 | 3 | 4 |
| Александра В. | Никита Е. | Олег К. | маша Л. | Дима М. | Миша М. | Алина М. | Ольга М. | Анна Р. | Ксения Р. | Настя С. | Руслан Х. | Владимир Ш. | Дмитрий Ш. |
адаптированность | 6,1 | 4,9 | 5,8 | 5,0 | 4,4 | 5,4 |
4,3 | 4,1 | 4,3 | 4,8 | 4,6 | 5,4 | 5,1 | 4,4 |
дезадаптированность |
3,2 |
3,6 |
3,3 |
2,8 |
4,0 |
3,5 | 3,9 |
4,4 |
2,6 |
2,9 |
4,2 |
3,4 |
2,4 |
4,2 |
приятие себя | 6,8 | 4,8 | 6,3 | 5,6 | 5,5 | 5,5 | 3,5 | 4,5 | 4,7 | 4,3 | 5,5 | 6,0 | 5,5 | 5,5 |
неприятие себя | 2 | 3 | 2 | 1,7 | 3,4 | 3,9 | 3,4 | 4 | 1,9 | 2 | 3,6 | 1,9 | 2,1 | 3,6 |
"шкала лжи" | 6,6 | 3,6 | 4,9 | 4,4 | 4,9 | 4,7 | 4,2 | 4,3 | 4,4 | 5,3 | 4,8 | 4,4 | 4,4 | 2,6 |
принятие других | 5,5 | 5,3 | 5,3 | 4 | 4,5 | 5,2 | 4,8 | 5,3 | 4,7 | 4,8 | 4,7 | 5,7 | 5,5 | 3,2 |
конфликт с другими | 3 | 3,1 | 3 | 3,3 | 4,1 | 3,1 | 3,6 | 3 | 2,1 | 4,7 | 2,1 | 2,4 | 1,9 | 3,3 |
эмоц комфорт | 6,3 | 4,2 | 5,7 | 5,0 | 3,7 | 4,8 | 4,3 | 4,2 | 4,2 | 5,7 | 3,0 | 5,3 | 5,2 | 2,3 |
эмоц дискомфорт | 2,9 | 4,8 | 2,9 | 2,0 | 3,8 | 2,6 | 4,1 | 4,8 | 3,4 | 2,6 | 5,4 | 2,8 | 2,6 | 4,9 |
успех от тебя | 6 | 5 | 5,7 | 4,4 | 3,9 | 5,2 | 4,5 | 3,6 | 4,2 | 4,9 | 4,3 | 5,6 | 4,6 | 4,6 |
успех от других | 3,6 | 3,4 | 3,3 | 4,1 | 4,7 | 3,7 | 4,0 | 4,9 | 2,6 | 3,1 | 5,8 | 4,8 | 1,9 | 5,2 |
доминирование | 4 | 3,7 | 6,3 | 5,3 | 4,7 | 4,3 | 4,7 | 3 | 2,3 | 3,7 | 5,7 | 4 | 4 | 4 |
ведомость | 2,7 | 4,5 | 4,7 | 3,0 | 5,2 | 5,3 | 4,7 | 5,3 | 3,5 | 2,5 | 4,2 | 2,5 | 4,2 | 3,7 |
уход от проблем | 5,2 | 3,8 | 5,4 | 4,4 | 4,2 | 3,4 | 4,6 | 4,8 | 3,6 | 3,2 | 3,6 | 4,8 | 3 | 4 |
| Александра В. | Никита Е. | Олег К. | маша Л. | Дима М. | Миша М. | Алина М. | Ольга М. | Анна Р. | Ксения Р. | Настя С. | Руслан Х. | Владимир Ш. | Дмитрий Ш. |
Вывод об адаптированности учащихся можно делать при сравнении двух шкал: адаптированность и дезадаптированность. Так в группу подростков с разницей этих показателей от 2 и далее попадает следующая группа учащихся:
| Высокий уровень Адаптированность > Дезадаптированности (разница больше 2,1) | Средний уровень Адаптированность > дезадаптированности (разница больше 1 -2) | Низкий уровень адаптированность примерно равна дезадаптированности (разница меньше 1) |
8 класс | 1. Александра В. – 2,9 2. Володя Ш. – 2,7 3. Олег К. – 2.5 4. Маша - 2,2 | 1. Руслан Х. – 2 2. Миша – 1,9 3. Ксения Р. – 1,9 4. Аня – 1,7 5. Никита - 1,3 | 1. Дима М. – 0,4 2. Алина – 0,4 3. Оля М. – 0,3 4. Дима Ш. – 0,2 |
По наблюдениям психолога и экспертной оценке классного руководителя школьники, попавшие в одну группу по итогам обследования, обладают некоторыми общими характеристиками. Так школьники с высоким уровнем адаптированности хорошо учатся, нет замечаний по поведению, исполнительны и организованы. Эту группу составляют подростки с активной жизненной позицией. Они всегда в действии. Деятельность может быть необязательно учебной, но сидеть на месте они не будут: чем-то увлечены, куда-то стремятся, чего-то хотят.
Школьники из средней группы стремятся хорошо учиться, но не все получается. Некоторые из них получают замечание по поведению. Эта группа образована из подростков тоже с активной жизненной позицией, но большинство из них имеют проблемы.
В третьею группу входят ученики с пассивной жизненной позицией. Они скорее изберут стратегию избегания в поведении, чем будут отстаивать свои интересы. Хотя при этом внутренняя неудовлетворенность будет причиной тревог и переживаний.
К тому же каждая из этих шкал может быть использована отдельно. Так, например, шкала принятие – непринятие себя может быть использована для исследования самооценки. Для использования этих результатов в качестве самооценки необходимо провести калибровку по возрасту и полу. С помощью экспертной оценки классного руководителя эмпирическим путем на небольшой выборке учеников 8 класса были получены результаты:
| Завышенная самооценка Разность принятия и непринятия себя больше 4 | Адекватная самооценка Разность принятия и непринятия себя больше 2-3,9 | Заниженная самооценка Разность принятия и непринятия себя больше 0-1,9 |
8 класс | 1. Александра В. - 4.8 2. Олег К. – 4,3 3. Руслан Х. – 4,1 | 1. Маша Л. – 3,9 2. Володя – 3,4 3. Никита Е. – 2,8 4. Аня Р. – 2,8 5. Дима М. – 2,4 6. Ксения Р. – 2,3 | 1. Дима Ш. – 1,9 2. Настя С. – 1,9 3. Миша М. – 1,6 4. Оля М. – 0,5 5. Алина М. - 0,1 |
Приложение 3.
Исследования ценностных ориентаций старшеклассников
Ценностные ориентации характеризуют в некоторой степени результат воспитательного процесса. Детализация психологического портрета подростков с помощью описания ценностей дает информацию о решении задач, поставленных новыми стандартами образования. Такое исследование может быть полезным как в индивидуальной работе с учащимися, так и в планировании и коррекции работы с классом в целом.
Значение шкал опросника школьников «Ценностные ориентации»
Отношение подростка к человеку:
1. как таковому - «человек это - ценность»
2. как к другому - «значимость другого человека»
2. как к другому - «значимость другого человека»
3. как к иному - «права другого человека»
4. к своему телесному - « ценность здоровья»
5. к своему душевному «я» - «ценность своего Я»
6. к духовному «я» - «роль человека в жизни»
Результаты представлены на графике №1.
Сравнив средние показатели значений восьмиклассников и десятиклассников можно сделать некоторые выводы:
Параллельность графиков показателей шкал ценностных ориентаций говорит о некоторой общих ценностных ориентациях для восьми и десяти-классников по 1, 2, 5 и 6 шкалам: низкая ценность человека, как такового; более высокая оценка значимости других людей; вера в значимой роли самого человека в этой жизни. Высокие показатели по шкале № 6 говорят о вере подростков в свои силы и возможности. При этом многим восьмиклассникам катастрофически не хватает веры в себя, понимания ценности своего «Я».
Расхождение графиков по шкалам 3 и 4 говорит о разной позиции школьников: десятиклассники в большей степени нетерпимы, декларирует принцип равенства людей, но при этом испытывает личное неприятие отдельных социокультурных групп. Тогда как восьмиклассники, в данном исследовании, показали более терпимое отношение к человеку, как к другому, в признании прав других людей.
Анализ уровней проявления той или иной ценности представлен на диаграмме №2,3.
В целом в группе восьмиклассников наблюдается большая поляризация точек зрения по всем шкалам, чем в группе десятиклассников, что свидетельствует об активном процессе поиска ответов на ценности в этой жизни. В отношении подростка к своему телесному «Я» восьмиклассники ровно разделились на две группы: одна группа считает здоровье приоритетной ценностью, тогда как у второй группы подростков ценность здоровья невысока. Размышления и разговоры о здоровье и здоровом образе жизни он считает пустой тратой времени, уделом пенсионеров. Ему хочется хорошо, по-спортивному, выглядеть в глазах окружающих, но что-то делать для этого ему откровенно лень. Вредные привычки не кажутся ему такими уж вредными, наоборот, - в них есть некая приятность, шарм.
Десятиклассники показали слабую поляризация точек зрения по всем шкалам, что свидетельствует о завершении у большинства школьников процесса формирования ценностей на данном возрастном этапе. И только в отношении к человеку как Иному (№3) десятиклассники резко разделились на противоположные группы: одна группа признает права людей на иной, отличный от его собственного, образ жизни и свободное выражение своих взглядов, а другая отказывается признавать, принимать и понимать представителей иных культур. Для всех десятиклассников отношение к своему духовному «Я» более устойчиво-позитивное - подростки рассматривает себя как автора и распорядителя собственной жизни. Они способны на самостоятельный и ответственный выбор. Для них очень важно найти смысл собственной жизни, которую они хотят прожить «по совести».
Рекомендации для работы с учащимися
Проведение бесед на морально-этические темы с учащимися 8 классов. Полезным будет проведение диспутов с участием старшеклассников, мнения которых уже определились и являются для восьмиклассников более авторитетными, чем точки зрения учителей.
Для десятиклассников можно включить в курсы общественных предметов рассмотрение национального вопроса. Разговор на эту тему в рамках исторических или общественных событий будет полезен юношам и девушкам, т.к. он перейдет из эмоционального обсуждения в плоскость фактов и аргументов.
С учащимися, у которых тестирование выявило искажения ценностных ориентаций, необходима индивидуальная работа. Причем значение будет иметь не столько содержание бесед, сколько проявление внимание к подростку, проявление уважения к его личности в целом. Именно внимательное и уважительное отношение к самому человеку может изменить внутреннюю позицию школьника, когда он сам почувствует ценность себя самого.