1. Психологический мониторинг как средство развития социальных навыков школьников
1. Психологический мониторинг как средство развития социальных навыков школьников
2. Предложения по использованию методик в практике воспитательной работы ГОУ ЦО 1423
3. Индивидуально-личностный профиль ученика 5 класса
4. Материалы мониторинга воспитательного процесса ГОУ ЦО №1423
Задачи современной школы, обозначенные в стандарте общего образования, значительно расширены. Старая, исторически сложившаяся система взаимодействия с ребенком была эмпирически подогнана с его биологическим ростом и созреванием. В результате чего создавалось впечатление единства процессов развития психики ребенка и процессов усвоения знаний, умений, навыков. В условиях системных изменений в сегодняшней школе происходит разрушение устоявшегося уклада и рождение новой школы. Наличие в школьной практике такого явления, как рост школьной неуспешности, говорит о серьезных проблемах, связанных с «болезнями роста». Практическая работа в школе показывает, что многие осложнения в учебно-воспитательном процессе являются следствием как несоответствия содержания обучения и воспитания возрастным особенностям учащихся, так и интеллектуальной и эмоционально-личностной дисгармоничности в целом нормально развитого ребенка.
В этих условиях мониторинг учебно-воспитательного процесса приобретает ведущую роль в сопровождении школьной жизни. Верные педагогические решения можно принимать на основе объективной информации о ходе учебно-воспитательного процесса. Проблема оценки воспитательного процесса создает новую ситуацию в образовании. В рамках ГЭП «Управление качеством образования в ОУ» группа (секция) из числа работников общеобразовательных школ проводила исследование существующих средств оценки социализации и нравственного развития учащихся. Это не значит, что школа раньше не занималась социализацией учащихся, но перед ней никогда не ставились задачи целенаправленного контроля социализации и нравственного развития. Разработка средств контроля и оценки воспитательного процесса, а тем самым направления развития ребенка дело в высшей степени серьезное и небезопасное, ибо, выбрав одно направление, мы заведомо отказываемся от других. Выбрать трудно, но надо.
В федеральном государственном образовательном стандарте общего образования представлены требования к личностным результатам обучения учащихся. Следует отметить, что нет необходимости в полном описании личности по нескольким причинам:
- стремление к всестороннему исследованию личности расширяет до невероятных размеров объем применяемых методик и увеличивает время для обследования; классному руководителю и психологу некогда будет заниматься практической работой;
- для получения информации о процессе развития личности достаточно иметь представление о состоянии ключевых ядерных личностных характеристиках, без которых личность, как самостоятельный субъект собственной жизни не состоится.
Согласно этим требованиям можно предложить психолого-педагогический инструментарий для оценки личностных результатов школьников.
Оценка социализации и нравственного развития школьников
Федеральные государственные стандарты общего образования (ФГОС) Задачи школы |
Параметры.
| Методики Критерии мониторинга |
Формирование мировоззрения: ценностное отношение к миру 1. (1) Воспитание российской идентичности; усвоение гуманистических демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества (3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; (8) Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни
| - гуманистические и демократические ценности - представления о мире, о людях
| 1. Опросник «Ценностные ориентации» Отношение подростка: - к человеку как таковому - «человек – это ценность», Человеку как к другому – (значимость другого человека), Человеку как к иному – «права другого человека»; - к своему телесному – (ценность здоровья; - к своему душевному «Я» – ценность своего Я; - отношение к духовному «Я» –роль человека в жизни.
2. Методика для изучения правосознания. Л.А.Ясюкова Сферы правосознания: Бытовая - Деловая - Гражданская - Правовые знания 3. Анкета выпускника О.А. Лепнева Е.А. Тимошенко 4. Анкета «Твое отношение к сигаретам, алкоголю и наркотикам» |
Формирование мировоззрения: самосознания (2) Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования
| -личностный смысл жизни - самосознание - мотивация обучения | 1.Опросник К Роджерса и Р. Даймонда «Шкала социально-психологической адаптированности» - Модель отношений человека с социальным окружением и самим собой - Принятие себя - неприятие себя - Принятие других - неприятие других - Самостоятельность в достижении целей - Эмоциональный комфорт.
2.Опросник «Школьная мотивация» Н.Г. Лусканова Уровни школьной мотивации |
Формирование мировоззрения: нравственность (4) Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере, гражданской позиции (6) Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
| - нравственный потенциал личности учащегося - нравственное поведение | 1.Опросник «Размышляя о жизненном опыте» Н.Е. Щуркова Нравственная ориентация Безнравственная ориентация Несформированность нравственных отношений
2.Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся 1. Школьные успехи 2. Участие во внеурочных делах 3. Общение с учителями 4. Общение со сверстниками 5. Поведение 3. Методика «Опрос мнений» Е.Н. Степанов Изучение общественного мнения. Доброжелательность Ответственность Организованность … |
Практическая деятельность: коммуникативная компетентность (5) Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. (7) Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной и общественно-полезной деятельности
| - адаптация - обособление - активность - направленность | 1. Методика «Изучение социализированности личности учащегося» М.И. Рожков Изучение процесса и результатов развития личности учащегося в коллективе Социальная адаптированность- ориентация на нормы и правила поведения, принятие этих норм – адаптация Социальная активность – наличие внутренней потребности в деятельности Социальная автономность – ориентация на свои интересы, обособление личности Социальная направленность – ориентация на хорошие взаимоотношения с людьми, на сотрудничество 2.Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся 1. Школьные успехи 2. Участие во внеурочных делах 3. Общение с учителями 4. Общение со сверстниками 5. Поведение |
Федеральные государственные стандарты общего образования (ФГОС) Задачи школы |
Параметры.
| Методики Критерии мониторинга |
Формирование мировоззрения: ценностное отношение к миру 1. (1) Воспитание российской идентичности; усвоение гуманистических демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества (3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; (8) Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни
| - гуманистические и демократические ценности - представления о мире, о людях
| 1. Опросник «Ценностные ориентации» Отношение подростка: - к человеку как таковому - «человек – это ценность», Человеку как к другому – (значимость другого человека), Человеку как к иному – «права другого человека»; - к своему телесному – (ценность здоровья; - к своему душевному «Я» – ценность своего Я; - отношение к духовному «Я» –роль человека в жизни.
2. Методика для изучения правосознания. Л.А.Ясюкова Сферы правосознания: Бытовая - Деловая - Гражданская - Правовые знания 3. Анкета выпускника О.А. Лепнева Е.А. Тимошенко 4. Анкета «Твое отношение к сигаретам, алкоголю и наркотикам» |
Формирование мировоззрения: самосознания (2) Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования
| -личностный смысл жизни - самосознание - мотивация обучения | 1.Опросник К Роджерса и Р. Даймонда «Шкала социально-психологической адаптированности» - Модель отношений человека с социальным окружением и самим собой - Принятие себя - неприятие себя - Принятие других - неприятие других - Самостоятельность в достижении целей - Эмоциональный комфорт.
2.Опросник «Школьная мотивация» Н.Г. Лусканова Уровни школьной мотивации |
Формирование мировоззрения: нравственность (4) Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере, гражданской позиции (6) Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
| - нравственный потенциал личности учащегося - нравственное поведение | 1.Опросник «Размышляя о жизненном опыте» Н.Е. Щуркова Нравственная ориентация Безнравственная ориентация Несформированность нравственных отношений
2.Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся 1. Школьные успехи 2. Участие во внеурочных делах 3. Общение с учителями 4. Общение со сверстниками 5. Поведение 3. Методика «Опрос мнений» Е.Н. Степанов Изучение общественного мнения. Доброжелательность Ответственность Организованность … |
Практическая деятельность: коммуникативная компетентность (5) Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. (7) Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной и общественно-полезной деятельности
| - адаптация - обособление - активность - направленность | 1. Методика «Изучение социализированности личности учащегося» М.И. Рожков Изучение процесса и результатов развития личности учащегося в коллективе Социальная адаптированность- ориентация на нормы и правила поведения, принятие этих норм – адаптация Социальная активность – наличие внутренней потребности в деятельности Социальная автономность – ориентация на свои интересы, обособление личности Социальная направленность – ориентация на хорошие взаимоотношения с людьми, на сотрудничество 2.Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся 1. Школьные успехи 2. Участие во внеурочных делах 3. Общение с учителями 4. Общение со сверстниками 5. Поведение |
*Предлагаемые тесты и опросники целесообразно модифицировать. Причин на это несколько:
- обследование не должно быть очень громоздким, поэтому количество вопросов в каждом опроснике не должно быть по 70-100 вопросов; можно ограничиться 20-40 вопросами;
- многие опросники перегружены количеством вопросов по каждому субтесту, например, МОДТ содержит по десять вопросов на каждый субтест; можно обойтись шестью вопросами на каждый субтест;
- некоторые опросники содержат устаревшие или незначимые вопросы (что показывает математическая обработка результатов).