Психология и методология образования
  • Главная
  • 2. Предложения по использованию методик в практике воспитательной работы ГОУ ЦО 1423

2. Предложения по использованию методик в практике воспитательной работы ГОУ ЦО 1423

1. Психологический мониторинг как средство развития социальных навыков школьников
2. Предложения по использованию методик в практике воспитательной работы ГОУ ЦО 1423
3. Индивидуально-личностный профиль ученика 5 класса
4. Материалы мониторинга воспитательного процесса ГОУ ЦО №1423

Важным является вопрос: кто будет работать с этими методиками? Правильным в данной ситуации будет ориентация на пользователя учителя, т.к. процесс социализации организует и проводит педагог, и именно ему необходим инструментарий для отслеживания успешности проведенной работы.  Указанные методики допускают применение педагогом: они не сложны по форме и для их использования не требуется какая-то дополнительная подготовка.

Роль психолога не ограничивается только функцией консультанта. Работа психолога с педагогом, представленная в составленной аналитической справке по итогам обследования, может и должна содержать план психологических занятий совместно с классным руководителем, направленных на решение выявленных проблем. Кроме того, в справке указываются учащиеся, требующие дополнительного внимания психолога.

Целесообразно использование результатов  обследования процесса воспитания учащихся данными методиками администрацией. Несомненно,  делать выводы об эффективности воспитательной работы педагога по отдельным учащимся на основании данных обследований было бы неправильно, т.к. в процессе воспитания принимают участие другие социальные институты, кроме школы: это семья, средства массовой информации, близкое окружение подростка и даже психофизиологические, генетические, личностные особенности развития самого ребенка. Но использование обобщенных данных по классу в целом можно использовать для оценки эффективности работы педагога. Причем, чем младше учащиеся, тем больше доля влияния педагога на процесс социализации и нравственные установки своих воспитанников.

В организационном плане можно рекомендовать следующий порядок проведения мониторинговых исследований воспитательного процесса в школе:

Мониторинговые исследования проводить в пятом, седьмом, девятом и одиннадцатом классе с целью составления психологического портрета ученика и класса в целом. Если позволяют ресурсные возможности (достаточное количество рабочего времени классного руководителя, психолога; возможность компьютерной обработки; выделение материальных ресурсов в виде ксерокса и бумаги), то исследования можно проводить каждый год в апреле-мае.

Программа мониторинговых исследований воспитательного процесса

Класс

Направление

 исследования

Методики

Количество

вопросов

5 класс

 

82 вопроса

Сформированность нравственных

установок

Сформированность

коммуникативной

компетенции

в общении

 

 

 

 

 

Мотивация обучения

 

 

Тревожность

учащихся

  1. «Размышляя о жизненном опыте» для младших школьников

Н.Е. Щуркова

 

  1. Методика «Изучение социализированности личности учащегося»  М.И. Рожков
  2. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся

 

  1. Методика  «Опрос мнений» Е.Н. Степанов

 

4. Школьная мотивация

Н.Г. Лусканова

 

5.Тест «Многомерная оценка детской тревожности» 

Е.Е. Ромицина

 

Сокращенный

 вариант 10 вопр.

 

20 вопросов

 

 

5 показателей

 

 

5-6 качеств

 

 

10 вопросов

 

 

Сокращенный вариант

42 вопроса

 

7 класс

 

130 вопросов

Сформированность нравственных установок

 

Сформированность

коммуникативной

компетенции в общении

 

 

 

Сформированность

самосознания

 

 

 

 

 

 

Сформированность мировоззрения

  1. «Размышляя о жизненном опыте»  Н.Е. Щуркова

 

  1. Методика «Изучение социализированности личности учащегося» М.И. Рожков
  2. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся
  3. Методика «Опрос мнений» Е.Н. Степанов

 

4. Опросник «Социально-психологической адаптированности» К Роджерса и Р. Даймондом, в адаптации Т. В. Снегиревой

  1. Школьная мотивация

Н.Г. Лусканова

 

  1. Опросник «Ценностные ориентации»

3.Методика для изучения правосознания. Л.А.Ясюкова

 

Сокращенный

 вариант 15 вопр.

 

20 вопросов

 

 

5 показателей

 

Оценка 10 качеств и способностей

 

Сокращенный

вариант

24 вопроса

 

10 вопросов

 

 

42 вопроса

 

13 вопросов

9 класс

 

120 вопросов

Сформированность нравственных

установок

Сформированность

коммуникативной

компетенции

в общении

 

 

 

 

Сформированность

самосознания

 

 

 

Сформированность

мировоззрения

  1. «Размышляя о жизненном опыте» Н.Е. Щуркова

 

2.Методика «Изучение социализированности личности учащегося» М.И. Рожков

3. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся

4. Методика  «Опрос мнений» Е.Н. Степанов

 

4. Опросник «Социально-психологической адаптированности» К Роджерса и Р. Даймондом, в адаптации Т. В. Снегиревой

 

5.Опросник «Ценностные ориентации»

6. Методика для изучения правосознания Л.А Ясюкова

Сокращенный вариант

15 вопросов

20 вопроса

 

 

5 показателей

 

Оценка 10 качеств и способностей

 

Сокращенный

вариант

24 вопросов

 

 

42 вопроса

 

13 вопросов

11 класс

 

73 вопроса

Сформированность

коммуникативной

 компетенции в общении

 

Сформированность

самосознания

 

 

 

 

Сформированность

мировоззрения

  1. Методика «Изучение социализированности личности учащегося» М.И. Рожков

 

2. Опросник «Социально-психологической адаптированности» К Роджерса и Р. Даймондом, в адаптации Т. В. Снегиревой

 

3.Анкета выпускника О.А. Лепнева Е.А. Тимошенко

4. Методика для изучения правосознания Л.А. Ясюкова

20 вопросов

 

 

 

Сокращенный

вариант

24 вопроса

 

 

10 вопроса

 

13 вопросов

Класс

Направление

 исследования

Методики

Количество

вопросов

5 класс

 

82 вопроса

Сформированность нравственных

установок

Сформированность

коммуникативной

компетенции

в общении

 

 

 

 

 

Мотивация обучения

 

 

Тревожность

учащихся

  1. «Размышляя о жизненном опыте» для младших школьников

Н.Е. Щуркова

 

  1. Методика «Изучение социализированности личности учащегося»  М.И. Рожков
  2. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся

 

  1. Методика  «Опрос мнений» Е.Н. Степанов

 

4. Школьная мотивация

Н.Г. Лусканова

 

5.Тест «Многомерная оценка детской тревожности» 

Е.Е. Ромицина

 

Сокращенный

 вариант 10 вопр.

 

20 вопросов

 

 

5 показателей

 

 

5-6 качеств

 

 

10 вопросов

 

 

Сокращенный вариант

42 вопроса

 

7 класс

 

130 вопросов

Сформированность нравственных установок

 

Сформированность

коммуникативной

компетенции в общении

 

 

 

Сформированность

самосознания

 

 

 

 

 

 

Сформированность мировоззрения

  1. «Размышляя о жизненном опыте»  Н.Е. Щуркова

 

  1. Методика «Изучение социализированности личности учащегося» М.И. Рожков
  2. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся
  3. Методика «Опрос мнений» Е.Н. Степанов

 

4. Опросник «Социально-психологической адаптированности» К Роджерса и Р. Даймондом, в адаптации Т. В. Снегиревой

  1. Школьная мотивация

Н.Г. Лусканова

 

  1. Опросник «Ценностные ориентации»

3.Методика для изучения правосознания. Л.А.Ясюкова

 

Сокращенный

 вариант 15 вопр.

 

20 вопросов

 

 

5 показателей

 

Оценка 10 качеств и способностей

 

Сокращенный

вариант

24 вопроса

 

10 вопросов

 

 

42 вопроса

 

13 вопросов

9 класс

 

120 вопросов

Сформированность нравственных

установок

Сформированность

коммуникативной

компетенции

в общении

 

 

 

 

Сформированность

самосознания

 

 

 

Сформированность

мировоззрения

  1. «Размышляя о жизненном опыте» Н.Е. Щуркова

 

2.Методика «Изучение социализированности личности учащегося» М.И. Рожков

3. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся

4. Методика  «Опрос мнений» Е.Н. Степанов

 

4. Опросник «Социально-психологической адаптированности» К Роджерса и Р. Даймондом, в адаптации Т. В. Снегиревой

 

5.Опросник «Ценностные ориентации»

6. Методика для изучения правосознания Л.А Ясюкова

Сокращенный вариант

15 вопросов

20 вопроса

 

 

5 показателей

 

Оценка 10 качеств и способностей

 

Сокращенный

вариант

24 вопросов

 

 

42 вопроса

 

13 вопросов

11 класс

 

73 вопроса

Сформированность

коммуникативной

 компетенции в общении

 

Сформированность

самосознания

 

 

 

 

Сформированность

мировоззрения

  1. Методика «Изучение социализированности личности учащегося» М.И. Рожков

 

2. Опросник «Социально-психологической адаптированности» К Роджерса и Р. Даймондом, в адаптации Т. В. Снегиревой

 

3.Анкета выпускника О.А. Лепнева Е.А. Тимошенко

4. Методика для изучения правосознания Л.А. Ясюкова

20 вопросов

 

 

 

Сокращенный

вариант

24 вопроса

 

 

10 вопроса

 

13 вопросов

 

Для проведения тестирования выделить в учебном процессе специальное время для проведения тестирования, чтобы обследование не растянулось на длительный срок.

После проведения тестирования проходит обработка результатов учителем или психологом.

Анализ полученных результатов проходит в несколько этапов: классный руководитель и психолог согласно полученным данным составляет свои портреты учащихся и класса;  далее проходит собеседование учителя и психолога, результатом которого является аналитическая справка по итогам обследования. Рекомендации составляются  на основании педагогического и психологического подхода специалистов школы: педагога и психолога. Следует отметить, что надо менять обычную практику ожидания рекомендаций только от психолога. Педагог также обладает профессиональными педагогическими и психологическими знаниями и, кроме того, значительно большей практикой взаимодействия с классом и отдельными учащимися. Таким образом, педагог и психолог - равноправные партнеры, которые дополняют характеристики класса и учащихся, каждый со своей точки зрения.

На основании аналитической справки по итогам психолого-педагогического обследования воспитательного процесса составляется план последующей работы по развитию необходимых способностей и качеств личности школьников.

Необходимым элементом процесса мониторинга воспитательного процесса является  педагогический консилиум с участием администрации и выработки решения, необходимого для исполнения всему педагогическому коллективу. 

Завершается мониторинг индивидуальной работой классного руководителя и психолога.  Психолог или классный руководитель проводит групповую консультацию по  итогам обследования с учащимися – классный час,  и родителями – родительское собрание. Психолог или классный руководитель проводит индивидуальные консультации по запросу учащихся или родителей.