Психология и методология образования

Типы социализации (по показателям опросника Кеттелла-Ясюковой)

Ю.Ф. Гущин

Нормативная

социализация

Незавершенная   социализация

с признаками конформизма

с признаками инфантилизма

с  признаками дезадаптации

С признаками конфликности

Самостоятельность

 (зона 3)

Конформизм

Зона 2

Исполнительность

(зона 3)

Самоконтроль

(зона 3)

Честолюбие

(зона 2)

Прагматизм

(зона 3)

Тревожность

(зона 2)

Беспечность

(зона 2)

Эмоциональность

(зона 2)

Дипломатичность

(зоны 2 и 3)

Коммуникативная. активность (зона 3)

Психол. Энергия (зона 3)

Радикализм (зона 3)

Самостоятельность (зона 2)

Конформизм

Зона 3

Исполнительность

(зона 2)

Самоконтроль

(зона 2)

Честолюбие

(зона 1 и 3)

Прагматизм

(зона 2)

Тревожность

(зона 3)

Эмоциональность

(зона 3)

Дипломатичность

(зона 1)

Коммуникативная активность (зона 4)

Потребность в общении (зона 2 и 3)

Психол. Энергия

(зона 1)

Радикализм (зона 2

Самостоятельность

(зона 1)

Конформизм

Зона 4

Исполнительность

(зона 4)

Самоконтроль

(зона 4)

Радикализм

(зона 1)

Самостоятельность

(зона 1)

Самоконтроль

(зона 1)

Радикализм

(зона 1)

Прагматизм

(зона 1)

Тревожность

(зона 1)

Беспечность

(зона 4)

Потребность в общении (зона 4)

Коммуникативная активность (зона 1)

Психол. Энергия (зона 1)

Прагматизм

(зона 4)

Тревожность

(зона 4)

Конформизм

(зона 1)

Эмоциональность

(зона 4 )

Дипломатичность

(зона 4)

Потребность в общении (зона 1)

Психол. Энергия (зона 4)

Исполнительность

(зона 1)

Честолюбие

(зоны  4)

Самостоятельность/

независимость

(зона 4)

Реабилитационная социализация

Самоконтроль

(зона 4)

Беспечность

(зона 1)

Эмоциональность

(зона  1)

Радикализм

(зона 4)

 

Краткая характеристика типов социализации

 

ТИП 1. Нормативная социализация. Для этого типа характерно достижение оптимальных результатов по основным показателям социализации.

ТИП 2. Незавершенная или запаздывающая социализация. Характерным для этого типа является наличие отклонений по некоторым или даже многим показателям. Если при этом дальнейший положительных изменений в развитии не происходит, то мы имеем дело с устойчивым типом и, следовательно, незавершенной социализацией. Если же  положительные изменения происходят, то этот случай следует рассматривать как определенный промежуточный этап в развитии и социализации. Тем не менее оба эти случая можно отнести к успешной социализации.  так как наблюдающиеся при этом отклонения  не являются непреодолимыми и существенно препятствующими развитию личности.

ТИП 3. Конформистская социализация. Для этого типа характерно наличие таких признаков, как приспособленчество, зависимость от чужих мнений, соглашательство, уступчивость, интеллектуальная несамостоятельность. Следует при этом иметь в виду, что причины конформизма может быть самые разные - повышенная внушаемость, не способность к анализу и оценке, отсутствие критического мышления, страх перед наказанием и др.

ТИП 4. Отклоняющаяся социализация с признаками инфантилизма. Характерными особенностями этого типа являются несамостоятельность, постоянная нужда в помощи со стороны взрослых, беспечность и плохо развитый самоконтроль.

ТИП 5. Отклоняющаяся социализация с признаками дезадаптации. Для этого типа характерным является высокий уровень тревожности, постоянное ожидание неприятностей, неумение и неспособность выстроить нормальные отношения с окружающими, фрустрированность, несдержанность, высокий уровень эмоционального напряжения. Следует, однако, иметь в виду и различать, дезадаптированность социальную, социально-психологическую, личностную и психологическую. Например, социально-психологическая дезадаптированность проявляется в неспособности учащегося устанавливать нормальные взаимоотношения с окружающими, что ведет к изолированности в классе или группе. Личностная дезадаптированность может проявляться в индивидуализме и «закрытости», уходе от проблем, а психологическая характеризуется такими чертами, как высокая тревожность, фрустрированность, постоянное эмоциональное напряжение и т.д.

ТИП 5. Отклоняющаяся социализация с признаками дезадаптации. Для этого типа характерным является высокий уровень тревожности, постоянное ожидание неприятностей, неумение и неспособность выстроить нормальные отношения с окружающими, фрустрированность, несдержанность, высокий уровень эмоционального напряжения. Следует, однако, иметь в виду и различать, дезадаптированность социальную, социально-психологическую, личностную и психологическую. Например, социально-психологическая дезадаптированность проявляется в неспособности учащегося устанавливать нормальные взаимоотношения с окружающими, что ведет к изолированности в классе или группе. Личностная дезадаптированность может проявляться в индивидуализме и «закрытости», уходе от проблем, а психологическая характеризуется такими чертами, как высокая тревожность, фрустрированность, постоянное эмоциональное напряжение и т.д.

ТИП 6. Отклоняющаяся социализация с признаками конфликтности. Этот тип проявляется в стремлении во что бы то ни стало доминировать, быть первым; излишней принципиальности, прямолинейности в высказываниях и суждениях; критике, особенно критике необоснованной, недостаточно аргументированной, прямолинейности, стремлении сказать правду в глаза, иногда бесцеремонном вмешательстве в личную жизнь; Наблюдается излишняя самоуверенность, чопорность, скептицизм, иногда циничность, прагматизм, подозрительность, направлен­ность интересов преимущественно на самого себя, самомнение, поиск недостатков у других.

ТИП 7. Реабилитационная социализация. К этому типу социализации мы относим случаи, когда в поведении и качествах личности проявляются признаки, сигнализирующие об отклонениях от нормы психического развития и требующие проведения индивидуальной реабилитационной работы с учащимся с помощью реабилитационных средств.