Психология и методология образования

Тест-опросник оценки роли избирателя

Ю.Ф. Гущин

Роль избирателя относится к типичным видам деятельности гражданина. Проблема компетентности избирателя была актуальна и полстолетия назад. Русский философ и правовед И.А. Ильин не раз обращался к этой проблеме. Он писал, что голосующий человек «не компетентен в большинстве вопросов, по которым он подает свой голос: он не знает этих предметов; он не разбирается в том, что народу и государству полезно и вредно; он или голосует наобум, или же подменяет пользу государства своею личной выгодой». «Есть минимальный уровень образования и осведомленности, вне которого всякое голосование становится своею собственной карикатурою. Здесь нужна не элементарная грамота, которая позволяет человеку вместо «приложения руки», вымазанной чернилами, нарисовать буквами свою фамилию, Здесь нужно понимание самого выборного процесса и предлагаемых программ, умная оценка кандидатов, разумение государственного и экономического строя страны и его нужд, верное видение политических, международных и военных опасностей; и, конечно, приобщенность к источникам правдивых сведений».

Культура политического выбора понимается в науке как относительно устойчивая система знаний, оценок и норм электорального поведения и электоральных отношений, избирательного процесса в целом. Граждане России лишь в 1990-е гг. получили первый опыт голосования по партийным спискам.

Для компетенции избирателей важна способность анализировать политику тех или иных партий, содержания тех или иных предвыборных программ. Качество или уровень этого анализа зависит от знаний, умений, опыта. Поэтому очень важно на начальном этапе формирования компетенции избирателя дать необходимые теоретические знания.

Данный тест направлен на выявление начальных, базовых знаний о проведении выборов в РФ, роли избирателя.

Для успешного выполнения задания учащемуся необходимо иметь представления о демократических выборах, возрастном цензе, ограничении избирательного права, Мажоритарной и пропорциональной системе выборов, преимуществах и недостатках демократических выборов.

Тесты могут быть использованы для работы с учащимися 9-10 классов. Задания представляют собой тесты с несколькими вариантами выбора. Формулировки заданий разнообразны, Учащимся предлагается выбрать правильный ответ.

Тесты полезно использовать не только для контроля знаний, но и в качестве обучающих познавательных заданий, заданий для самопроверки и самостоятельной работы учащихся.

Возможность анализировать экономическую политику, программы партий, предвыборных программ зависит от определенного уровня. Та или иная компетентность будет иметь определенный уровень в основной школе, другой уровень - после окончания средней, еще более высокий - после получения высшего образования.

Тест-опросник роли избирателя

Тест Школа______________                           Класс                                                           ____________________________

Дата___________________                              Проверил__________________________

1. Избирательное право в РФ не является:

  1. всеобщим;
  2. равным;
  3. многостепенным;
  4. добровольным.

2. Всенародное голосование по вопросам государственного значения называется:

  1. реституцией;
  2. реабилитацией;
  3. реформацией;
  4. референдумом.

3. Избирательное право принадлежит всем гражданам:

  1. 14 лет
  2. 16 лет
  3. 18 лет
  4. 21 года

4. Лишены избирательного права в РФ

  1. военнослужащие;
  2. россияне, проживающие за пределами РФ;
  3. лица моложе 21 года;
  4. лица, содержащиеся в местах лишения свободы.

5. Быть избранными в Государственную Думу РФ могут граждане:

  1. с 18 лет
  2. с 21 года
  3. с 35 лет
  4. с 40 лет

6. Какой тип избирательной системы в РФ?

  1. многоступенчатый;
  2. пропорциональный;
  3. мажоритарный;
  4. мажоритарно-пропорциональный.

7. Способ голосования, при котором волеизъявления избирателя происходит в специальных кабинах:

  1. активный;
  2. пассивный;
  3. тайный;
  4. добровольный.

8. Кого не выбирают граждане РФ:

  1. президента;
  2. председателя правительства;
  3. депутата в Государственную Думу;
  4. мэра города.

9. Пассивное избирательное право это:

  1. избирать президента;
  2. избирать губернатора;
  3. право избираться в депутаты;
  4. право не участвовать в выборах.

9. Пассивное избирательное право это:

  1. избирать президента;
  2. избирать губернатора;
  3. право избираться в депутаты;
  4. право не участвовать в выборах.

10. К недостаткам парламентской демократии не относится:

  1. система финансирования избирательной компании;
  2. участие граждан в деятельности органов государственной власти;
  3. неравенство между новичками и бывшими парламентариями;

4. отбор кандидатов производится самими партиями, внутри которых существуют различные политические течения.

11. Высшим исполнительным органом Российской Федерации является:

  1. Верховный Суд РФ;
  2. Государственная Дума РФ;
  3. Правительство РФ;
  4.  Совет Федерации РФ.

12 В развитых странах наибольшую долю производимых товаров дают:

  1. индивидуальные частные предприятия;
  2. государственные предприятия;
  3. акционерные общества;
  4. кооперативные предприятия.

13 Из перечисленного характеристикой исключительно мажоритарной избирательнойсистемы является:

1. призвание выборов действительными только при участии в них заранее оговоренной части избирателей;

2. возможность проведения выборов в два тура;

3. организация выборов по одномандатным округам;

4. проведение выборов при введение цензов (ограничений).

14. Любое государство характеризуется наличием: 

1. конституции;

2. выборной власти;

3. аппарата управления;

4. политический плюрализм.

15. Только пропорциональную избирательную систему характеризует:

  1. выдвижение кандидатов списками от избирательных объединений.
  2. поддержка кандидатов партиями и борьба с конкурентами.
  3. осуществление общественного контроля за подсчетом голосов.
  4. создание избирательных округов.

16. Социальное равенство проявляется в ...

  1. равенстве природных задатков в способностей людей.
  2. удовлетворении любых потребностей.
  3. распределении материальных благ в равной долях между всеми.
  4. отсутствие привилегий для отдельных групп.

17. Деятельность каждого государства направлена на ...

  1. защиту прав и свободу граждан.
  2. зазработку заказа товара производителям.
  3. сокращение имущественных различий между богатыми и бедными.
  4. регулирование общественных отношений с помощью законов.

18. Политическое многообразие современного мира проявляется в:

  1. различных формах государственного устройства.
  2. различиях в численности населения страны.
  3. специфике укладов семейной жизни.
  4. социальном расслоение общества.

19.Являются приведенные ниже документы примерами правового регулирования рыночной экономики:

  1. А. Закон о поощрении конкуренции.
  2. Б. Закон о выборах.
  3. только А;
  4. только Б;
  5. А и Б;
  6. Оба не являются.