Психология и методология образования
  • Главная
  • Тест-опросник для оценки роли гражданина

Тест-опросник для оценки роли гражданина

Описание методики и тест-опросника
Тест-опросник для оценки роли гражданина
Обработка результатов

Тест предназначен для учащихся 9-11 классов. Включает 12 вопросов, на каждый из которых предложены 4 варианта ответа, один из которых является показателем сформированности у учащихся роли гражданина, гражданской позиции, правовой культуры. Рассчитан на 15-20 минут.

Инструкция для учащихся: Вашему вниманию предлагается тест, включающий 12 вопросов, на каждый из которых предложены 4 варианта ответа. Вам необходимо выбрать и отметить только один из них – тот, который вы считаете для себя наиболее подходящим, приемлемым, отражающим лично ваше мнение по предложенной проблеме. Просим вас отвечать искренне, так как нам важно знать вашу позицию.

 

1. Участие в выборах, голосовании, в первую очередь, это:

А) Обязанность каждого гражданина, за невыполнение которой должна наступать юридическая ответственность.

Б) Пустая трата времени

В) Обязанность каждого гражданина страны, его вклад в управление государством.

Г) Возможность выразить свою точку зрения.

 

2. Как бы вы поступили, если бы вас попросили дать показания как свидетеля какого-либо происшествия (например, аварии):

А) Отказался бы, так как боюсь быть замешанным в какую-нибудь «темную» историю.

Б) Согласился бы, так как возможно это поможет восстановить справедливость, и это гражданский долг каждого.

В) Отказался бы, так как жалко тратить свое свободное время.

Г) Согласился бы, так как испугался правовых последствий отказа.

 

3. Судебная власть и суды существуют чтобы:

А) Наказывать преступников за совершенные преступления.

Б) Проверять целесообразность вновь принятых законов.

В) Предупреждать совершение преступлений.

Г) Защищать интересы граждан.

 

4. Приняли бы вы участие в митинге, манифестации, если бы вас пригласила какая-либо организация?

А) Нет, потому что это незаконно.

Б) Да, так как это единственный способ отстоять свои гражданские права

В) Да, только если это санкционированный митинг и мне близка идея его организаторов.

Г) Нет, потому что такие мероприятия всегда жестко подавляются правоохранительными органами.

 

5. Как вы думаете, наличие в стране нескольких оппозиционных политических партий:

А) Способствует развитию демократического государства и гражданского общества.

Б) Никак не влияет на развитие государства и общества

В) Показатель отсутствия в государстве сильной власти, его тенденция к анархии.

 

6. Каких людей, на ваш взгляд, следует приглашать для участия в суде в качестве присяжных?

А) Только людей с высшим юридическим образованием, имеющим опыт работы в суде.

Б) Людей самых разных профессий, не зависимо от их образования

В) Людей не заинтересованных в конкретном рассматриваемом деле.

Г) Только тех, у кого есть свободное время и желание участвовать в рассмотрении дел в суде

 

7. Если ваш сосед даче сжигает мусор в близлежащем лесу, то как вы поступите?

А) Ничего не сделаю, так как мне все равно.

Б) Ничего не сделаю: хоть мне и мешает дым, но я опасаюсь испортить отношения с соседом.

В) Поговорю с ним «по-хорошему», но если ситуация не изменится – придется смириться.

Г) Поговорю с ним «по-хорошему», но если ситуация не изменится – обращусь в экологическую милицию округа. (Это задание мною отклонено)

 

8. Что из перечисленного ниже не является целью и смыслом привлечения граждан РФ к юридической ответственности?

А) Демонстрация силы и воли государства по отношению к нарушителям

Б) Воспитание уважения к правам человека

В) Демонстрация неотвратимости наказания за совершенные нарушения и преступления

Г) Предупреждение повторного совершения преступления.

Д) Восстановление социальной справедливости

 

9. Вы считаете, что ваши права были нарушены какой-либо организацией или должностным лицом. Что вы будете делать?

А) Ничего не буду делать, так как все равно ничего не докажешь.

Обращусь с жалобой в вышестоящую организацию или вышестоящему должностному лицу

Б) Обращусь в правоохранительные органы с жалобой или ходатайством.

А) Ничего не буду делать, так как все равно ничего не докажешь.

Обращусь с жалобой в вышестоящую организацию или вышестоящему должностному лицу

Б) Обращусь в правоохранительные органы с жалобой или ходатайством.

В) Обращусь за помощью к общественным организациям, защищающим права человека.

Г) Постараюсь уладить дело с помощью влиятельных знакомых

 

10. Нужно ли наказывать человека, совершившего мелкое правонарушение?

А) Нет, если он никому не нанес ущерб.

Б) Да, так как в следующий раз он может повторить то же самое, и это приведет к более тяжким последствиям.

В) Нет, так как правоохранительным органам невозможно уследить за всеми мелкими правонарушениями.

Г) Да, если об этом сказано в соответствующем законе и определено соразмерное наказание.

 

11. Как вы относитесь к политическим новостям в средствах массовой информации?

А) Не интересуюсь, так как меня это абсолютно не касается.

Б) Интересуюсь, чтобы было, что обсудить с другими, быть в курсе событий.

В) Интересуюсь, чтобы знать законы, права и обязанности, иметь возможность влиять на управление государством через представителей.

Г) Не интересуюсь, так как все равно все, что освещается в СМИ недостоверно и искажено.

 

12. Если в вашем классе учитель несправедливо относится к одному из учеников, постоянно и беспричинно придирается к нему, как вы поступите?

Б) Попробую вместе с остальными учащимися «отомстить» этому учителю.

В) Ничего не сделаю – это не мое дело.

Г) Вместе с другими учениками обратимся к администрации, родителям с просьбой разрешить проблему.