Обработка результатов
Описание методики и тест-опросника
Тест-опросник для оценки роли гражданина
Обработка результатов
Бланк для регистрации ответов
Номер вопроса | Варианты ответов | |||
А | Б | В | Г | |
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
Ответы учащихся сверяются с ключом:
Ключ
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
В | Б | Г | В | А | Б | Г | А | Б | Г | В | Г |
За каждый совпавший с ключом ответ учащийся получает 1 балл. Сумма баллов является показателем сформированности у учащегося представления о роли гражданина, готовности принять на себя эту роль. Максимальное количество баллов – 12.
Для удобства интерпретации полученных результатов мы предлагается выделить на шкале оценки 3 уровня: низкий (0-4 правильных ответов), средний (5-8 правильных ответов) и высокий (9-12 правильных ответов).
Предварительные результаты апробации тест-опросника
Данный тест был апробирован в школе № 236. В апробации теста участвовали учащиеся 8-10 классов. Всего в эксперименте приняли участие 145 учащихся - 43 учащиеся 8-х классов, 68 учащиеся 9-х классов, 34 учащиеся 10-х классов.
Результаты тестирования (см. табл. 1)
Таблица 1
уровень: | 8 класс | 9 класс | 10 класс |
высокий | 16% | 22% | 56% |
средний | 55% | 59% | 38% |
низкий | 29% | 19% | 6% |
После обработки всех данных по классам получены следующие результаты.
В 8-х классах 55% учащихся продемонстрировали средний уровень усвоения роли гражданина, 29% показали низкий уровень и всего 16% - высокий уровень.
С возрастом уровень социализированности в отношении роли гражданина возрастает, причем от 9 к 10 классу значительно более заметно, чем от 8 к 9.
В 9-х классах несколько увеличивается процент учащихся со средним уровнем (от 55% до 59%), при этом также увеличивается процент учащихся с высоким уровнем (от 16% до 22%) и снижается – с низким (от 29% до 19%).
С возрастом уровень социализированности в отношении роли гражданина возрастает, причем от 9 к 10 классу значительно более заметно, чем от 8 к 9.
В 9-х классах несколько увеличивается процент учащихся со средним уровнем (от 55% до 59%), при этом также увеличивается процент учащихся с высоким уровнем (от 16% до 22%) и снижается – с низким (от 29% до 19%).
В 10-ом классе показатели уровня усвоения роли гражданина меняются еще более существенно: большинство учащихся демонстрируют уже высокий уровень (56%), средний уровень у 38% десятиклассников, у 6% - низкий уровень сформированности (см. рис. 1)
Рис. 1. Показатели уровня усвоения учащимися роли гражданина
Полученные результаты можно проинтерпретировать следующим образом.
Во-первых, следует учитывать, что развитие правовой культуры, а также знания и представления учащихся о роли гражданина и готовность принять на себя эту роль во многом связано с изучением такого предмета школьной программы, как обществознание. В 7-ом классе учащиеся только начинают знакомиться с устройством современного общества и государства, основными законами, правами и обязанностями граждан. Поэтому у них еще нет достаточно полного объема информации по данному вопросу. Программа 8, 9 и 10 классов более углубленно знакомит учащихся с знаниями об обществе и государстве, что помогает им лучше усвоить гражданские права и обязанности, принять роль гражданина.
Во-вторых, рост уровня усвоения роли гражданина, сформированности гражданской позиции учащихся более старших классов объясняется более богатым опытом общения, социального взаимодействия с различными людьми и организациями.
В-третьих, низкий уровень сформированности роли гражданина у восьмиклассников объясняется и некоторыми психологическими особенностями подросткового возраста, такими как негативизм, протест. Это было выявлено с помощью дополнительных обсуждений методики с подростками после окончания процедуры ее проведения: Оказалось, что многие восьмиклассники, отвечая на вопросы теста, знают, как правильно вести себя в той или иной ситуации, но часто просто не хотят так поступать, выбирая заведомо неправильный вариант ответа, демонстрируя протест общепринятым взрослыми нормам поведения в обществе.
В целом же затруднений с проведением методики не наблюдалось, учащиеся легко понимали инструкцию, с интересом выполняли задание, и справлялись с ним.
Некоторые вопросы по содержанию заданий поступали только от учащихся 8-х классов.
Анализ полученных результатов тестирования позволил сделать следующие выводы:
Тест отражает динамику изменения показателя уровня усвоения роли гражданина в зависимости от возраста учащихся.
Тест удобен при проведении с учащимися и в обработке, требует мало времени, поэтому легко может использоваться в школе.
Тест отражает не только уровень социализации учащихся, но также уровень усвоения учащимися учебной программы по предмету обществознание, поэтому может использоваться не только психологами, но и учителями на уроках.
Некоторые вопросы являются трудными для понимания восьмиклассниками, поэтому требуют доработки и уточнения. Учителям необходимо внести в личное планирование на уроках сопутствующее повторение по данным темам и отработку на индивидуальных консультациях вопросов с учащимися, у которых они вызвали трудности.
Необходимо отработать отдельные теоретические понятия, введя сложные термины в словарь по обществознанию, усилить как метод работы на уроках обществознания ролевые игры с отработкой теоретических понятий.
В процессе обсуждения результатов тестирования школьников было решено продолжить и расширить работу над созданием методики и тест-опросника, дополнив его заданиями, направленными на оценку знаний учащихся основных понятий и терминов. основных законом, навыков поведения в различных социально-правовых ситуациях и готовность применять их в соответствующих условиях. В итоге, были выделены следующие категории (виды) заданий:
задания, направленные на проверку знания понятий и терминов, относящихся к проверяемой области;
задания, связанные с проверкой знания моделей поведения, связанных с ролью гражданина;
задания, проверяющие знание и понимание последствий, связанных с выполнением или невыполнением каких-либо действий;
задания, проверяющие готовность к поведению определенного типа
Этот тест-опросник (и материал к нему) может использоваться не только в рамках оценки социализации учащихся (наряду с другими тестами), но и при оценке знаний по предмету «Обществознание». Поэтому, нами был составлен дополнительный тест-опросник, учитывающий особенности оценки знаний по обществознанию (по соответствующим разделам учебного предмета).
I. Знание понятий, относящихся к проверяемой области.
Какое из приведенных ниже определений соответствует понятию «гражданин»?
I. Знание понятий, относящихся к проверяемой области.
Какое из приведенных ниже определений соответствует понятию «гражданин»?
А) Нравственный человек, исполняющий закон.
Б) Лицо, принадлежащее к постоянному населению государства, пользующееся его защитой и наделенное политическими правами и обязанностями.
В) Человек, который горячо любит свою Родину, предан отечеству.
Г) Лицо, покинувшее страну постоянного проживания в результате военных действий или чрезвычайной ситуации.
II. Знание и понимание последствий, связанных с выполнением или невыполнением каких-либо действий.
Полная уголовная ответственность за совершение любых преступлений наступает:
А) с 18 лет
Б) с 16 лет
В) с 21 года
Г) с 14 лет
III. Знание моделей поведения (какое поведение соответствует той или иной роли в соответствующей ситуации).
Что не относится к обязанностям гражданина?
А) обязанность платить налоги
Б) обязанность получить высшее образование
В) обязанность защищать Отечество (служить в армии)
Г) обязанность соблюдать законы, Конституцию
IV. Индивидуальные предпочтения (какой вид поведения предпочитает учащийся в той или иной ситуации).
Как бы вы поступили, если бы вас попросили дать показания как свидетеля какого-либо происшествия (например, аварии):
А) Отказался бы, так как боюсь быть замешанным в какую-нибудь «темную» историю.
Б) Согласился бы, так как возможно это поможет восстановить справедливость, и это гражданский долг каждого.
В) Отказался бы, так как жалко тратить свое свободное время.
Г) Согласился бы, так как испугался правовых последствий отказа.
V. Готовность к поведению определенного типа.
Если бы вам нужно было голосовать на выборах, вы бы:
А) не пошел голосовать, так как один мой голос все равно ничего не изменит
Б) голосовал бы за тех, за кого большинство моих друзей и родственников
В) изучил бы внимательного программы партий и на основании этого сделал выбор
Г) голосовал бы за тех, кого больше всех «рекламируют», чьи имена «на слуху»
Апробация доработанного теста была проведена с учащимися 9-х классов. Полученные результаты характеризуют положительную динамику изменения уровня сформированности гражданской позиции у тех учащихся, которые выполняли тест «Роль гражданина в обществе» в прошлом учебном году, будучи восьмиклассниками.
Учащиеся заинтересованы в данной форме работы, так как тест проверяет не только теоретические знания по предмету, но и позволяет проработать варианты поведения в той или иной жизненной ситуации, узнать, в каких случаях знание законов, правил и норм поведений в обществе может помочь учащимся справиться с возможными трудностями, подготовиться к взрослой жизни в социуме. После выполнения теста возникшие вопросы всегда обсуждаются с учениками.
Апробацию данного теста мы планируем продолжить с учащимися других классов, с целью отбора заданий, в наибольшей степени позволяющих определить уровень усвоения учащимися ЗУН по обществознанию, уровень сформированности у них гражданской позиции, освоения норм и правил поведения в различных социально-правовых ситуациях.
В заключении отметим, что, данная работа помогает педагогическому коллективу определить, какими знаниями, умениями и навыками по обществознанию должен обладать выпускник II и III ступеней обучения, позволяет составить задания для определения не только уровня ЗУН учащихся, но и уровня сформированности у них гражданской позиции, усвоения норм и правил поведения, соответствующих роли гражданина, а главное – готовности вести себя правильно в различных жизненных ситуациях в соответствии с усвоенными знаниями, что очень важно в условиях современного общества. Разработанный тест помогает учителям выявить, какие темы по предмету учащиеся усваивают хорошо, а какие необходимо повторить, чтобы лучше подготовить их к итоговой аттестации, особенно в форме ЕГЭ.
Отличительной особенностью данного теста также является выделение по каждому вопросу той области знаний, которую этот вопрос проверяет и которой учащиеся должны овладеть в ходе изучения определенной темы по программе обществознания. В соответствии с данной схемой был составлен новый тест, с вопросами по каждому из 5 блоков, например,