Психология и методология образования
  • Главная
  • Описание методики и тест-опросника

Описание методики и тест-опросника

Описание методики и тест-опросника
Тест-опросник для оценки роли гражданина
Обработка результатов

Описание методики и тест-опросника.

В рамках ГЭП психологической службой ГОУ СОШ № 236 СОУО ДО г. Москвы совместно с Методическим объединением учителей истории и обществознания была разработана методика оценки усвоения учащимися роли гражданина, сформированности у них гражданской позиции.

Разработан основополагающий тест «Роль гражданина в обществе», целью которого являлось исследование усвоения учащимися роли гражданина, уровня сформированности гражданской позиции и правовой культуры, что является одним из показателей уровня социализации и адаптации подростка к обществу

Особенностью представленного здесь теста является наличие вопросов, предполагающих как знание теоретических понятий из курса обществознания, норм и правил, согласующихся с ролью гражданина, так и вопросы, связанные с ситуацией выбора учащимися той или иной формы поведения. Результатом стало разграничение вопросов на две разные группы: а) вопросы для проверки теоретических знаний и б) вопросы, связанные с практическим применением знаний в жизненных ситуациях, отражающие позицию подростка.

 

Содержание оценки

Социально-правовая грамотность включает в первую очередь знание основных терминов и понятий, связанных с государством, обществом, поведением граждан в обществе в различных ситуациях, правомерным поведением граждан и правонарушениями, юридической ответственностью, правами и обязанностями граждан, различиями в правовом статусе взрослых граждан и несовершеннолетних.

Данный аспект социаоизации во многом связан с ролью человека как гражданина общества, и включает как знание вышеперечисленных понятий, так и знание моделей поведения, соответствующих роли гражданина в различных социально-правовых ситуациях.

Перечень основных понятий, которые должен знать человек, находясь в роли гражданина:

  1. Государство - это особая политическая организация, обладающая верховенством власти на данной территории, суверенитетом, аппаратом управления и подавления и уравновешивающая интересы сословий и классов.

  2. Закон - это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый с соблюдением особой процедуры высшими органами власти государства, содержащий правовые нормы, которые регулируют важнейшие вопросы жизни общества.

  3. Гражданин - лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических прав и обязанностей.

  4. Правонарушение – это любое деяние (действие или бездействие), нарушающее какие-либо нормы права.

  5. Преступление - это виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное уголовным правом под угрозой наказания.

  6. Гражданское общество - совокупность негосударственных отношений и организаций, выражающих частные (индивидуальные или коллективные) интересы граждан в различных сферах.

  7. Конституция – основной закон государства, нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, определяющий основы государственного строя, организацию государственной власти, отношения гражданина и государства.

  8. Общество – совокупность людей, объединенных для общения, удовлетворения общих интересов, совместного выполнения какой-либо деятельности; определенный этап исторического развития.

  9. Юридическая ответственность – - это применение мер государственного принуждения за совершенное правонарушение.

  10. Правовое государство – демократическое государство, организация и деятельность которого основаны на праве и связаны с правом, где созданы условия для наиболее полного обеспечения естественных и неотчуждаемых прав человека.

  11. Правоохранительные органы – государственные органы, основной задачей которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод граждан, борьба с преступностью.

  12. Уголовная ответственность – наиболее строгий вид юридической ответственности, правовое последствие совершения преступления, заключающееся в применении к виновному мер уголовно-правового принуждения (воздействия).

  13. Правовой статус личности – права и обязанности, закрепленные за человеком в конституции и иных правовых документах.

  14. Экологическое право – специальные нормы, которые регулируют взаимодействия человека и природы.

  15. Уголовный кодекс РФ – единый закон, который объединяет нормы права, касающиеся преступлений и наказаний за них.

 

Кроме этого гражданину необходимо также знать некоторые законы:

  • Уголовный кодекс РФ – единый закон, который объединяет нормы права, касающиеся преступлений и наказаний за них.

  •  

    Кроме этого гражданину необходимо также знать некоторые законы:

    - Конституцию РФ

    - законы, касающиеся правонарушений (проступков и преступлений) и ответственности за них (видов юридической ответственности и видов наказаний) – Уголовный кодекс РФ

    - законы, касающиеся порядка общения с представителями правоохранительных органов (особенно для несовершеннолетних граждан)

    - законы, касающиеся прав и обязанностей гражданина (в том числе по Конституции)

    - нормы административного права (Административный кодекс)

    - правила дорожного движения

    - нормы избирательного права

    - нормы трудового права (Трудовой кодекс)

    Будучи в роли гражданина и обладая соответствующими знаниями основных вышеперечисленных понятий и законов, человеку необходимо обладать следующими умениями и навыками:

    - навыки общения с представителями правоохранительных органов (милиция, суд, прокуратура)

    - навыки поведения при попадании в ДТП, аварию

    - навыки общения с представителями коммунальных служб

    - навыки общения с представителями различных государственных служб и учреждений

    - навыки оформления различных документов при обращении в государственные органы

    - навыки поведения во время выборов, избирательных кампаний

    - навыки поведения при нарушении прав человека другим человеком или организацией

    - навыки поведения при попадании в ситуацию, когда кто-то нарушает закон, нормы права

    - навыки поведения при совершении финансовых операций

    - навыки поведения при устройстве на работу или увольнении с работы

    - правила поведения в общественных местах, в транспорте