Шкала "психологическая защита" (шкала Q5 опросника Кеттелла-Ясюковой)
Модифицированный вариант Опросника Фидлера
Обработка и интерпретация результатов тестирования
Шкала «психологическая защита» (шкала Q5 опросника Кеттелла-Ясюковой)
1 (18). B игрe я предпочитаю выигрывать.
а) да
б) не знаю
в) нет, мне все равно, выиграю я или проиграю
2 (34). Я могу прихвастнуть.
а) да
б) иногда
в) нет, я никогда не хвастаю
3 (50). Бывает, я резко или даже грубо отвечаю родителям.
а) да
б) иногда
в) никогда такого не было
4 (66). Мне бывает трудно признать, что я не прав.
а) да
б) иногда
в) нет, легко признаю свою неправоту
5 (82).Среди ребят, которых я знаю, есть такие, которые мне явно не нравятся.
а) да
б) верно нечто среднее
в) нет, таких ребят нет
6 (98). Я свободен от всяких предрассудков.
а) да
б) верно нечто среднее
в) нет
7 (99). Если я обещаю что-то сделать, я всегда выполняю свое обещание.
а) да
б) не уверен
в) нет, не всегда
8 (100) Я добросовестно ответил на все вопросы и ни одного не пропустил.
а) да
б) не уверен
в) нет
Ключ
| а | б | в |
| а | б | в |
| а | б | в |
| а | б | в |
| а | б | в |
| а | б | в |
| а | б | в |
1 (18) |
|
| 1 | 2 (34) |
|
| 1 | 3 (50) |
|
| 1 | 4 (66) |
|
| 1 | 5 (82) |
|
| 1 | 6 (98) | 1 |
|
| 7 (99) | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8 (100) | 1 |
|
|
|
|
|
|
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Психологическая защита (фактор Q5).
Шкала Q5, позволяет оценить способность подростка адекватно оценивать свое поведение (шкала «лжи»). Если подросток набирает 4-7 баллов по этой шкале, то у него сформирована психологическая защита «Я», самооценка неадекватна, и следует с осторожностью относиться и ко всем остальным его высказываниям. Необходимо также выяснить причину, по которой у него сформировалась психологическая защита, с какими трудностями он оказывается не в состоянии справиться и «прячется» от них. Необходимо помочь подростку в преодолении проблем, поскольку психологическая защита искажает и тормозит личностное развитие. Если Q5 равно 3 баллам, то это начальная стадия формирования психологической защиты, возможна неадекватная самооценка только по отдельным факторам. Если Q5 равно 1-2 баллам, то хотя у подростка и возникает потребность в психологической защите, но самооценка может быть еще полностью адекватной. Если Q5 равно О баллов, психологическая защита и потребность в ней отсутствуют, самооценка подростка адекватна.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Психологическая защита (фактор Q5).
Шкала Q5, позволяет оценить способность подростка адекватно оценивать свое поведение (шкала «лжи»). Если подросток набирает 4-7 баллов по этой шкале, то у него сформирована психологическая защита «Я», самооценка неадекватна, и следует с осторожностью относиться и ко всем остальным его высказываниям. Необходимо также выяснить причину, по которой у него сформировалась психологическая защита, с какими трудностями он оказывается не в состоянии справиться и «прячется» от них. Необходимо помочь подростку в преодолении проблем, поскольку психологическая защита искажает и тормозит личностное развитие. Если Q5 равно 3 баллам, то это начальная стадия формирования психологической защиты, возможна неадекватная самооценка только по отдельным факторам. Если Q5 равно 1-2 баллам, то хотя у подростка и возникает потребность в психологической защите, но самооценка может быть еще полностью адекватной. Если Q5 равно О баллов, психологическая защита и потребность в ней отсутствуют, самооценка подростка адекватна.
| Вопросы | Варианты ответа |
18 | B игрe я предпочитаю выигрывать | а) да б) не знаю в) нет, мне все равно, выиграю я или проиграю |
34 | Я могу прихвастнуть.
| а) да б) иногда в) нет, я никогда не хвастаю |
50 | Если бы я сделал полезное изобретение, то предпочел бы: | а) работать над ним в лаборатории дальше б) трудно выбрать в) позаботился бы о его практическом использовании |
66 | Мне бывает трудно признать, что я не прав.
| а) да б) иногда в) нет, легко признаю свою неправоту |
82 | Среди ребят, которых я знаю, есть такие, которые мне явно не нравятся. | а) да б) верно нечто среднее в) нет, таких ребят нет |
98 | Я свободен от всяких предрассудков.
| а) да б) верно нечто среднее в) нет |
99 | Если я обещаю что-то сделать, я всегда выполняю свое обещание.
| а) да б) не уверен в) нет, не всегда |
100 | Я добросовестно ответил на все вопросы и ни одного не пропустил.
| а) да б) не уверен в) нет |