Психология и методология образования
  • Главная
  • Шкала "психологическая защита" (шкала Q5 опросника Кеттелла-Ясюковой)

Шкала "психологическая защита" (шкала Q5 опросника Кеттелла-Ясюковой)

Модифицированный вариант Опросника Фидлера
Обработка и интерпретация результатов тестирования
Шкала «психологическая защита» (шкала Q5 опросника Кеттелла-Ясюковой)

1 (18). B игрe я предпочитаю выигрывать.

а) да

б) не знаю

в) нет, мне все равно, выиграю я или проиграю

2 (34). Я могу прихвастнуть.

а) да

б) иногда

в) нет, я никогда не хвастаю

3 (50). Бывает, я резко или даже грубо отвечаю родителям.

а) да

б) иногда

в) никогда такого не было

4 (66). Мне бывает трудно признать, что я не прав.

а) да

б) иногда

в) нет, легко признаю свою неправоту

5 (82).Среди ребят, которых я знаю, есть такие, которые мне явно не нравятся.

а) да

б) верно нечто среднее

в) нет, таких ребят нет

6 (98). Я свободен от всяких предрассудков.

а) да

б) верно нечто среднее

в) нет

7 (99). Если я обещаю что-то сделать, я всегда выполняю свое обещание.

а) да

б) не уверен

в) нет, не всегда

8 (100) Я добросовестно ответил на все вопросы и ни одного не пропустил.

а) да

б) не уверен

в) нет

 

Ключ

 

а

б

в

 

а

б

в

 

а

б

в

 

а

б

в

 

а

б

в

 

а

б

в

 

а

б

в

1

(18)

 

 

1

2 (34)

 

 

1

3

(50)

 

 

1

4

(66)

 

 

1

5

(82)

 

 

1

6

(98)

1

 

 

7

(99)

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 (100)

1

 

 

 

 

 

 

 

 

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Психологическая защита (фактор Q5).

Шкала Q5, позволяет оценить способность подростка адекватно оценивать свое поведение (шкала «лжи»). Если подросток набирает 4-7 баллов по этой шкале, то у него сформирована психологическая защита «Я», самооценка неадекватна, и следует с осторожностью отно­ситься и ко всем остальным его высказываниям. Необходимо также выяснить причину, по которой у него сформировалась психоло­гическая защита, с какими трудностями он оказывается не в со­стоянии справиться и «прячется» от них. Необходимо помочь подростку в преодолении проблем, поскольку психологическая защита искажает и тормозит личностное развитие. Если Q5 рав­но 3 баллам, то это начальная стадия формирования психологи­ческой защиты, возможна неадекватная самооценка только по отдельным факторам. Если Q5 равно 1-2 баллам, то хотя у подро­стка и возникает потребность в психологической защите, но са­мооценка может быть еще полностью адекватной. Если Q5 равно О баллов, психологическая защита и потребность в ней отсут­ствуют, самооценка подростка адекватна.

 

 

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Психологическая защита (фактор Q5).

Шкала Q5, позволяет оценить способность подростка адекватно оценивать свое поведение (шкала «лжи»). Если подросток набирает 4-7 баллов по этой шкале, то у него сформирована психологическая защита «Я», самооценка неадекватна, и следует с осторожностью отно­ситься и ко всем остальным его высказываниям. Необходимо также выяснить причину, по которой у него сформировалась психоло­гическая защита, с какими трудностями он оказывается не в со­стоянии справиться и «прячется» от них. Необходимо помочь подростку в преодолении проблем, поскольку психологическая защита искажает и тормозит личностное развитие. Если Q5 рав­но 3 баллам, то это начальная стадия формирования психологи­ческой защиты, возможна неадекватная самооценка только по отдельным факторам. Если Q5 равно 1-2 баллам, то хотя у подро­стка и возникает потребность в психологической защите, но са­мооценка может быть еще полностью адекватной. Если Q5 равно О баллов, психологическая защита и потребность в ней отсут­ствуют, самооценка подростка адекватна.

 

Вопросы

Варианты ответа

18

B игрe я предпочитаю выигрывать

а) да

б) не знаю

в) нет, мне все равно, выиграю я или проиграю

34

Я могу прихвастнуть.

 

а) да

б) иногда

в) нет, я никогда не хвастаю

50

Если бы я сделал полезное изобретение, то предпочел бы:

а) работать над ним в лаборатории дальше

б) трудно выбрать

в) позаботился бы о его практическом использовании

66

Мне бывает трудно признать, что я не прав.

 

а) да

б) иногда

в) нет, легко признаю свою неправоту

82

Среди ребят, которых я знаю, есть такие, которые мне явно не нравятся.

а) да

б) верно нечто среднее

в) нет, таких ребят нет

98

Я свободен от всяких предрассудков.

 

а) да

б) верно нечто среднее

в) нет

99

Если я обещаю что-то сделать, я всегда выполняю свое обещание.

 

а) да

б) не уверен

в) нет, не всегда

100

Я добросовестно ответил на все вопросы и ни одного не пропустил.

 

а) да

б) не уверен

в) нет