Обработка и интерпретация результатов тестирования
Модифицированный вариант Опросника Фидлера
Обработка и интерпретация результатов тестирования
Шкала «психологическая защита» (шкала Q5 опросника Кеттелла-Ясюковой)
Обработка результатов может производиться вручную или с использованием компьютерной программы. Подсчитывается 6 типов индексов или 18 показателей. Для «Психологической характеристики» используются баллы по общим индексам, для психологического консультирования предпочтительно иметь данные по всем 18-ти показателям. Три типа индексов введены самим Ф. Фидлером, поэтому мы сохранили их английскую аббревиатуру (МРС, LPC, ASO), два индекса (СО и Р) введены Ю.Н. Емельяновым и А.А. Русалиновой, индекс А введен Л.А. Ясюковой. Все ниже приведенные интерпретации (типы установок по отношению к людям, объективность в оценке их качеств, характер самооценки) и дополнительные интерпретации разработаны Л.А. Ясюковой.
Качества, выраженность которых старшекласснику предлагают оценить у «человека, который нравится», у того, «который не нравится», и у себя самого, подразделяются на два типа. С ' первого по десятое включительно - это деловые качества (или качества, проявляющиеся в деловом и учебном взаимодействии), с одиннадцатого по двадцатое - это личные качества (или качества, проявляющиеся в межличностном, неформальном общении).
Условные обозначения индексов и показателей:
1. МРС - most preferred co-worker - индекс оценки наиболее предпочитаемого сотрудника, по Фидлеру; или индекс оценки человека, который нравится (в нашей методике).
МРСд - индекс оценки человека, который нравится, по деловым качествам;
МРСл - индекс оценки человека, который нравится, по личным качествам;
МРСо - общий индекс оценки человека, который нравится.
2. LPC - least preferred co-worker - индекс оценки наименее предпочитаемого сотрудника, по Фидлеру; или индекс оценки человека, который не нравится (в нашей методике).
LРСд - индекс оценки человека, который не нравится, по деловым качествам;
LРСл - индекс оценки человека, который не нравится, по личным качествам;
LPCo - общий индекс оценки человека, который не нравится.
3. СО - индекс самооценки.
СОд - индекс самооценки по деловым качествам;
СОл - индекс самооценки по личным качествам;
СОо - общий индекс самооценки.
4. ASO - assumed similarity of opposites - индекс предполагаемого подобия между противоположностями, по Фидлеру; или индекс поляризации оценок, различия в подходе к оценке людей, которые нравятся и которые не нравятся (в нашей методике).
ASOд - индекс поляризации оценок по деловым качествам;
АSОл - индекс поляризации оценок по личным качествам;
ASOo - общий индекс поляризации оценок.
5. Р - индекс самокритичности.
Рд - индекс самокритичности по деловым качествам;
Рл - индекс самокритичности по личным качествам;
Ро - общий индекс самокритичности.
6. А - индекс адекватности самооценки.
Ад - индекс адекватности самооценки по деловым качествам;
Ал - индекс адекватности самооценки по личным качествам;
Ао - общий индекс адекватности самооценки.
Подсчет показателей происходит следующим образом:
МРСд - суммируются баллы, выставленные человеку, который нравится, по деловым качествам (т.е. с первого по десятое качество включительно); полученная сумма делится на десять.
МРСл - суммируются баллы, выставленные человеку, который нравится, по личным качествам (т.е. с одиннадцатого по двадцатое), полученная сумма делится на десять.
МРСо - суммируются значения показателей МРСд и МРСл, полученная сумма делится на два.
LРСд - суммируются баллы, выставленные человеку, который не нравится, по деловым качествам (т.е. с первого по десятое качество включительно); полученная сумма делится на десять.
LРСл - суммируются баллы, выставленные человеку, который не нравится, по личным качествам (т.е. с одиннадцатого подвадцатое), полученная сумма делится на десять.
LPCo - суммируются значения показателей 1_РСд и 1_РСл, полученная сумма делится на два.
СОд - суммируются баллы, выставленные самому себе, по деловым качествам (т.е. с первого по десятое качество включительно; полученная сумма делится на десять.
СОл - суммируются баллы, выставленные самому себе, по личным качествам (т.е. с одиннадцатого по двадцатое), полученная сумма делится на десять.
СОо - суммируются значения показателей СОд и СОл , полученная сумма делится на два.
АSОд - по каждому из деловых качеств высчитывается разница между оценкой человека, который нравится, и оценкой человека, который не нравится (из оценки, поставленной человеку, который нравится, вычитается оценка по этому же качеству, поставленная человеку, который не нравится); каждая из полученных разностей возводится в квадрат (если имелись минусовые, значения, то при возведении в квадрат они исчезают); далее по лученные 10 чисел суммируются, и из итоговой суммы извлекается квадратный корень, значение которого и характеризует АЭОд.
АSОд - по каждому из деловых качеств высчитывается разница между оценкой человека, который нравится, и оценкой человека, который не нравится (из оценки, поставленной человеку, который нравится, вычитается оценка по этому же качеству, поставленная человеку, который не нравится); каждая из полученных разностей возводится в квадрат (если имелись минусовые, значения, то при возведении в квадрат они исчезают); далее по лученные 10 чисел суммируются, и из итоговой суммы извлекается квадратный корень, значение которого и характеризует АЭОд.
АБОл - по каждому из личных качеств высчитывается разница между оценкой человека, который нравится, и оценкой человека, который не нравится (из оценки, поставленной человеку, который нравится, вычитается оценка по этому же качеству, поставленная человеку, который не нравится); каждая из полученных разностей возводится в квадрат (если имелись минусовые значения, то при возведении в квадрат они исчезают); далее полученные 10 чисел суммируются, и из итоговой суммы извлекается квадратный корень, значение которого и характеризует АБОл.
ASOo - складываются подкоренные выражения АБОд и АБОл (т.е. те суммы, которые были до извлечения из них квадратного корня), из полученной суммы извлекается квадратный корень.
Рд - из значения показателя СОд вычитается значение показателя МРСд, полученная разность умножается на десять.
Рл - из значения показателя СОл вычитается значение показателя МРСл, полученная разность умножается на десять.
Ро - суммируются значения показателей Рд и Рл, полученная сумма делится на два.
Ад - (показатель рассчитывается только при условии, что значение показателя Рд отрицательно) разность показателей МРСд и СОд делится на разность показателей МРСд и LРСд.
Ал - (показатель рассчитывается только при условии, что значение показателя Рл отрицательно) разность показателей МРСл и СОл делится на разность показателей МРСл и 1РСл.
Ао - (показатель рассчитывается только при условии, что значение показателя Ро отрицательно) разность показателей МРСо и СОо делится на разность показателей МРСо и LPCo.
Интерпретация результатов по методике Фидлера-Ясюковой В «Психологической характеристике» выставляются только три качества, анализируемые методикой: самокритичность, доброжелательность, объективность в оценке людей. Вывод делается на основе сравнения с нормативами общих индексов по этим характеристикам (Приложение 2). Для индивидуального консультирования можно использовать дополнительную информацию, получаемую с помощью отдельного, независимого рассмотрения индексов по деловым и личным качествам. Количественные значения индексов по деловым и личным качествам могут существенно различаться и попадать в разные зоны. Отношение к подростку со стороны старших (учителей, родителей) будет определяться в большей степени особенностями интерпретаций, получаемых на основе оценок в деловой сфере, отношение одноклассников больше зависит от того, получается ли доброжелательная установка, самокритичность, объективность в личностной сфере. Соответственно, может наблюдаться и различная успешность подростка в деловых или приятельских контактах.
Самокритичность (индекс Р, дополнительно А и СО)
Зона 1
Самокритичность отсутствует. Подросток считает себя лучше всех, не видит своих недостатков, не в состоянии адекватно оценивать свои способности, качества и поступки. Такое самоотношение часто складывается и долго сохраняется у захваленных отличников, которые искренне считают себя идеальными детьми, видят недостатки только у других, но не у себя, постоянно делают всем замечания. От этого у них могут портиться отношения с одноклассниками, возникать ссоры с друзьями. Завышенная самооценка может возникать и усиливаться из-за подростковой потребности в самоутверждении. Такой подросток не соглашается с критикой, замечаниями, считает их несправедливыми. Защищаясь, склонен преувеличивать недостатки других ребят, доказывая, что другие еще хуже его.
Зона 2
Начальная стадия формирования самокритичности. Подросток уже иногда задумывается о себе, понимает, что не идеален, допускает наличие у себя недостатков, может адекватно оценивать отдельные свои качества, которые считает не особо важными, или действия. Однако отношение к себе пока сохраняется целостное и несколько «улучшенное». О недостатках задумывается только тогда, когда ему на них указывают. Не сразу принимает критику, старается оправдаться тем, что он такой, как все.
Зона 3
Подросток уже может независимо от того, как его оценивают другие, анализировать собственные поступки и формировать собственное мнение о себе. Оно в основном соответствует тому, что подросток собой представляет. Он видит свои недостатки, может критически к ним относиться. Признает, что среди людей, с которыми он общается, есть такие, которые явно лучше его по значимым для него качествам. Сравнивая себя с ними, он видит то, чего ему еще не хватает. Оптимум самокритичности позволяет подростку заниматься саморазвитием, самовоспитанием, преодолевать свои недостатки. Готов принять советы и помощь от других, чтобы преодолеть свои недостатки.
Зона 4
Подросток самокритичен, иногда склонен видеть у себя больше недостатков, чем есть на самом деле. Самооценка занижена, может расти тревожность, закрепляться неуверенность в себе. Часто так бывает, когда подростка больше ругают, чем хвалят, и в итоге он привыкает и принимает такую заниженную оценку. Бывает, что она его и не травмирует, а свою беспомощность и неумелость он использует как психологическую защиту, чтобы окружающие не предъявляли к нему высоких требований.
Зона 4
Подросток самокритичен, иногда склонен видеть у себя больше недостатков, чем есть на самом деле. Самооценка занижена, может расти тревожность, закрепляться неуверенность в себе. Часто так бывает, когда подростка больше ругают, чем хвалят, и в итоге он привыкает и принимает такую заниженную оценку. Бывает, что она его и не травмирует, а свою беспомощность и неумелость он использует как психологическую защиту, чтобы окружающие не предъявляли к нему высоких требований.
Доброжелательность (индекс МРС, дополнительно LPC, ASO)
Зона 1
Для подростка характерна негативная установка по отношению к людям, стремление принизить всех, с кем он общается. Он убежден, что хороших людей нет вообще. Доверять никому нельзя, надеяться ни на кого нельзя. В разговоре такой подросток не скрывает неприязнь, может проявлять элементы агрессии. Он, в первую очередь, обращает внимание на недостатки людей, подчеркивает их, относится к окружающим хуже, чем они этого заслуживают. Такие подростки не понимают, что подобным отношением обижают друзей и близких, что они сами провоцируют конфликты, портят отношения с одноклассниками. Если подросток самокритичен, то у него могут сохраняться приемлемые отношения с одним-двумя одноклассниками. Если его самооценка явно выше того, как он оценивает других, то все ребята будут избегать общения с ним.
Зона 2
Для подростка характерна скептическая установка по отношению к людям. Он ни к кому плохо не относится, однако хорошие стороны людей недооценивает. Он считает, что все люди с недостатками, это неизбежно и, в общем, нормально. Честные, справедливые, умные, сильные - бывают только в книжках и фильмах. Такие подростки никого не уважают, не испытывают ни к кому глубокой эмоциональной привязанности. Иногда - это некая бравада, показная позиция в период подросткового самоутверждения, но она может закрепиться и как черта характера.
Зона 3
Для подростка характерны доброжелательная установка по отношению к людям, ощущение того, что в подавляющем большинстве люди хорошие. Подросток, в первую очередь, отмечает достоинства человека, уважает и ценит окружающих его людей. И окружающие ему платят тем же. Доброжелательная установка может быть полноценной и неполноценной. Основным для вывода о доброжелательности является соответствие значения индекса МРС в 3 зоне. Если при этом индекс LPC попадает не в 3, а в 1-2 зону, то доброжелательность подростка не распространяется на тех, кто ему не нравится. У него хорошие отношения с друзьями, приятелями, близкими людьми, они его считают хорошим, добрым, отзывчивым. Но у всех остальных о нем мнение другое, и с ними у него отношения не складываются. Если индекс ASO попадает в 1-2 зону, то подросток хотя и доброжелателен к людям, объективно отмечает их достоинства, но склонен преувеличивать недостатки, иногда допускает излишне резкие высказывания.
Зона 4
Для подростка характерна установка всеприятия по отношению к людям. Он старается со всеми поддерживать хорошие отношения, не склонен о ком-либо высказываться критически. Ребята такого человека считают приспособленцем, беспринципным и обычно не поддерживают с ним глубоких, дружеских отношений, хотя в свои компании принимают.
Объективность в оценке людей (индекс ASO, дополнительно МРС)
Зона 1
Для подростка характерен субъективизм, категоричность в оценке людей, преувеличение их недостатков. Все воспринимается в черно-белом цвете: если нравится человек, то он весь хороший, если не нравится, то на нем светлого пятна нет. Такая позиция потенциально конфликтна. Переубедить такого подростка в том, что он неправ, обычно невозможно. Для старшеклассников часто характерен такой подростковый максимализм, который обычно несколько сглаживается по мере взросления.
Зона 2
Подросток уже способен в основном правильно судить о людях, но еще сохраняется субъективизм оценок по наиболее эмоционально значимым для него качествам (или сферам). Можно выделить сферы (или качества), к которым подросток наиболее чувствителен, склонен реагировать эмоционально. Они определяются по наибольшим количественным различиям в оценке качеств у человека, который нравится, и у человека, который не нравится.
Зона 3
Подросток хорошо разбирается в людях, способен объективно оценивать их деловые и личные качества, видеть положительные стороны, признавать достоинства даже у тех людей, которые ему не нравятся. В то же время, он понимает, что и те люди, которых он любит, не идеальны, но это не мешает в целом хорошо к ним относиться. Если на основе индекса МРС сделан вывод о скептической установке, то вывод об объективности делается только в том случае, когда значение индекса ASO меньше 14 баллов. При негативной установке никогда не делается вывода об объективности в оценке людей.
Зона 4
Не видит различий между людьми, положительно отзывается обо всех, с кем общается, но при этом может испытывать неприязнь к хорошим людям. Такая позиция обычно не нравится одноклассникам.
Зона 4
Не видит различий между людьми, положительно отзывается обо всех, с кем общается, но при этом может испытывать неприязнь к хорошим людям. Такая позиция обычно не нравится одноклассникам.
Развитие личности в подростковом возрасте имеет ряд специфичных моментов, и по данным методики можно получить дополнительную информацию, важную для проведения индивидуальных консультаций. Эта информация позволяет глубже разобраться в причинах негативного поведения подростков, оказать С им необходимую помощь, вывести их из кризисного состояния.
Сравнивая профиль самооценки с профилями оценок людей, которые нравятся и не нравятся, или по результату корреляционного анализа (имеется в программе компьютерной обработки результатов теста) можно определить тип самоидентификации. Если профиль самооценки соответствует профилю оценок человека, который нравится (или выявлена положительная корреляция индексов МРС и СО), то это свидетельствует о положительной самоидентификации. Подросток относит себя к таким людям, которые ему нравятся. У него имеется подсознательная эмоциональная установка: «мы - хорошие». Такая установка поддерживает уверенность подростка в себе, позволяет сохранять оптимизм, хорошее настроение, свидетельствует об эмоциональном благополучии.
Если профиль самооценки совпадает с профилем оценок человека, который не нравится (или выявлена положительная корреляция индексов LPC и СО), то это свидетельствует об отрицательной самоидентификации. Подросток неосознанно относит себя к категории людей, которые ему не нравятся. Он сам себе не нравится, считает себя плохим, глупым, никчемным и т.д. В этом случае подросток находится постоянно в плохом настроении, может замыкаться в себе, считать, что он не достоин дружбы ребят, избегать общения. Такое состояние может вести к суициду. Также он может считать, что его проблемы с учебой вполне закономерны, и бесполезно предпринимать какие-либо усилия по их преодолению, все равно ничего не получится.
Отрицательные корреляции индексов МРС и СО, а также индексов LPC и СО встречаются редко. Они свидетельствуют о гипертрофированной позиции самоутверждения. В первом случае подросток старается отстаивать, доказывать свою индивидуальность, отличие себя от своего же идеала, пытаясь выйти из-под его влияния. Он может обожать своего друга и постоянно ссориться с ним, поступать наперекор ему и очень страдать от этого. Во втором случае подросток пытается доказать окружающим, что он хороший, а не такой, каким его считают, и совсем не похож на плохих ребят. Он хочет быть хорошим, но если встречает только негативное отношение, то скоро перестанет сопротивляться и согласится: да, я плохой.
Если индекс А отрицателен (т.е. подросток оценивает себя и человека, который ему нравится, значительно ниже, чем того, который не нравится), то у него сложилась психологическая защита. Он полностью согласился с тем, что ничего особенного собой не представляет, удовлетворен этим и ничего не собирается менять. Образно эту позицию можно охарактеризовать так: «Да, мы с приятелем такие: троечники, охламоны, оболтусы. И мы совершенно не собираемся быть похожими на этих хороших, воспитанных паинек-отличников. Нам нравится жить так, как мы живем». Такие подростки отвергают помощь в учебе, а на ругань не обращают внимания. Такая позиция может сложиться и у очень способных учащихся, если многое упущено в учебе, а педагоги и родители долго придерживались тактики укоров, требований, давления, но не пытались разобраться и помочь.
Если индекс А имеет значение больше единицы (т.е. подросток считает себя хуже всех, хуже даже того, кто ему не нравится), то у него сложилась установка самоуничижения. Ощущение собственной беспомощности и никчемности подавляет его настолько, что он не может предпринимать какие-либо усилия, чтобы изменить что-то, и пассивно отказывается от помощи, которую ему пытаются предоставить окружающие. Он послушно соглашается, что надо больше времени уделять урокам, готов заниматься с репетиторами, но фактически он пассивен, ничего не выполняет. Положение не улучшается, несмотря на все старания окружающих. Укоры, выговоры еще глубже загоняют подростка в состояние самоуничижения. Оно также может приводить к суициду.