Психология и методология образования
  • Главная
  • Обработка и интерпретация результатов тестирования

Обработка и интерпретация результатов тестирования

Модифицированный вариант Опросника Фидлера
Обработка и интерпретация результатов тестирования
Шкала «психологическая защита» (шкала Q5 опросника Кеттелла-Ясюковой)

Обработка результатов может производиться вручную или с использованием компьютерной программы. Подсчитывается 6 типов индексов или 18 показателей. Для «Психологической характеристики» используются баллы по общим индексам, для психологического консультирования предпочтительно иметь данные по всем 18-ти показателям. Три типа индексов введены самим Ф. Фидлером, поэтому мы сохранили их английскую аббревиату­ру (МРС, LPC, ASO), два индекса (СО и Р) введены Ю.Н. Емелья­новым и А.А. Русалиновой, индекс А введен Л.А. Ясюковой. Все ниже приведенные интерпретации (типы установок по отношению к людям, объективность в оценке их качеств, характер самооцен­ки) и дополнительные интерпретации разработаны Л.А. Ясюковой.

Качества, выраженность которых старшекласснику предла­гают оценить у «человека, который нравится», у того, «который не нравится», и у себя самого, подразделяются на два типа. С ' первого по десятое включительно - это деловые качества (или качества, проявляющиеся в деловом и учебном взаимодействии), с одиннадцатого по двадцатое - это личные качества (или каче­ства, проявляющиеся в межличностном, неформальном общении).

Условные обозначения индексов и показателей:

1. МРС - most preferred co-worker - индекс оценки наиболее предпочитаемого сотрудника, по Фидлеру; или индекс оценки человека, который нравится (в нашей методике).

МРСд - индекс оценки человека, который нравится, по де­ловым качествам;

МРСл - индекс оценки человека, который нравится, по лич­ным качествам;

МРСо - общий индекс оценки человека, который нравится.

2. LPC - least preferred co-worker - индекс оценки наименее предпочитаемого сотрудника, по Фидлеру; или индекс оценки человека, который не нравится (в нашей методике).

LРСд - индекс оценки человека, который не нравится, по де­ловым качествам;

LРСл - индекс оценки человека, который не нравится, по лич­ным качествам;

LPCo - общий индекс оценки человека, который не нравится.

3. СО - индекс самооценки.

СОд - индекс самооценки по деловым качествам;

СОл - индекс самооценки по личным качествам;

СОо - общий индекс самооценки.

4. ASO - assumed similarity of opposites - индекс предполагаемого подобия между противоположностями, по Фидлеру; или индекс поляризации оценок, различия в подходе к оценке людей, которые нравятся и которые не нравятся (в нашей методике).

ASOд - индекс поляризации оценок по деловым качествам;

АSОл - индекс поляризации оценок по личным качествам;

ASOo - общий индекс поляризации оценок.

5. Р - индекс самокритичности.

Рд - индекс самокритичности по деловым качествам;

Рл - индекс самокритичности по личным качествам;

Ро - общий индекс самокритичности.

6. А - индекс адекватности самооценки.

Ад - индекс адекватности самооценки по деловым качествам;

Ал - индекс адекватности самооценки по личным качествам;

Ао - общий индекс адекватности самооценки.

 

Подсчет показателей происходит следующим образом:

МРСд - суммируются баллы, выставленные человеку, кото­рый нравится, по деловым качествам (т.е. с первого по десятое качество включительно); полученная сумма делится на десять.

МРСл - суммируются баллы, выставленные человеку, который нравится, по личным качествам (т.е. с одиннадцатого по двадцатое), полученная сумма делится на десять.

МРСо - суммируются значения показателей МРСд и МРСл, полученная сумма делится на два.

LРСд - суммируются баллы, выставленные человеку, кото­рый не нравится, по деловым качествам (т.е. с первого по десятое качество включительно); полученная сумма делится на десять.

LРСл - суммируются баллы, выставленные человеку, кото­рый не нравится, по личным качествам (т.е. с одиннадцатого подвадцатое), полученная сумма делится на десять.

LPCo - суммируются значения показателей 1_РСд и 1_РСл, полученная сумма делится на два.

СОд - суммируются баллы, выставленные самому себе, по деловым качествам (т.е. с первого по десятое качество включи­тельно; полученная сумма делится на десять.

СОл - суммируются баллы, выставленные самому себе, по личным качествам (т.е. с одиннадцатого по двадцатое), получен­ная сумма делится на десять.

СОо - суммируются значения показателей СОд и СОл , по­лученная сумма делится на два.

АSОд - по каждому из деловых качеств высчитывается разница между оценкой человека, который нравится, и оценкой человека, который не нравится (из оценки, поставленной человеку, который нравится, вычитается оценка по этому же качеству, поставленная человеку, который не нравится); каждая из полученных разностей возводится в квадрат (если имелись минусовые, значения, то при возведении в квадрат они исчезают); далее по лученные 10 чисел суммируются, и из итоговой суммы извлекается квадратный корень, значение которого и характеризует АЭОд.

АSОд - по каждому из деловых качеств высчитывается разница между оценкой человека, который нравится, и оценкой человека, который не нравится (из оценки, поставленной человеку, который нравится, вычитается оценка по этому же качеству, поставленная человеку, который не нравится); каждая из полученных разностей возводится в квадрат (если имелись минусовые, значения, то при возведении в квадрат они исчезают); далее по лученные 10 чисел суммируются, и из итоговой суммы извлекается квадратный корень, значение которого и характеризует АЭОд.

АБОл - по каждому из личных качеств высчитывается разни­ца между оценкой человека, который нравится, и оценкой чело­века, который не нравится (из оценки, поставленной человеку, который нравится, вычитается оценка по этому же качеству, по­ставленная человеку, который не нравится); каждая из получен­ных разностей возводится в квадрат (если имелись минусовые значения, то при возведении в квадрат они исчезают); далее по­лученные 10 чисел суммируются, и из итоговой суммы извлека­ется квадратный корень, значение которого и характеризует АБОл.

ASOo - складываются подкоренные выражения АБОд и АБОл (т.е. те суммы, которые были до извлечения из них квадратного корня), из полученной суммы извлекается квадратный корень.

Рд - из значения показателя СОд вычитается значение по­казателя МРСд, полученная разность умножается на десять.

Рл - из значения показателя СОл вычитается значение пока­зателя МРСл, полученная разность умножается на десять.

Ро - суммируются значения показателей Рд и Рл, полученная сумма делится на два.

Ад - (показатель рассчитывается только при условии, что значение показателя Рд отрицательно) разность показателей МРСд и СОд делится на разность показателей МРСд и LРСд.

Ал - (показатель рассчитывается только при условии, что значение показателя Рл отрицательно) разность показателей МРСл и СОл делится на разность показателей МРСл и 1РСл.

Ао - (показатель рассчитывается только при условии, что значение показателя Ро отрицательно) разность показателей МРСо и СОо делится на разность показателей МРСо и LPCo.

 

Интерпретация результатов по методике Фидлера-Ясюковой В «Психологической характеристике» выставляются только три качества, анализируемые методикой: самокритичность, доб­рожелательность, объективность в оценке людей. Вывод делает­ся на основе сравнения с нормативами общих индексов по этим характеристикам (Приложение 2). Для индивидуального консуль­тирования можно использовать дополнительную информацию, получаемую с помощью отдельного, независимого рассмотрения индексов по деловым и личным качествам. Количественные значения индексов по деловым и личным качествам могут суще­ственно различаться и попадать в разные зоны. Отношение к под­ростку со стороны старших (учителей, родителей) будет опреде­ляться в большей степени особенностями интерпретаций, полу­чаемых на основе оценок в деловой сфере, отношение однокласс­ников больше зависит от того, получается ли доброжелательная установка, самокритичность, объективность в личностной сфе­ре. Соответственно, может наблюдаться и различная успешность подростка в деловых или приятельских контактах.

 

Самокритичность (индекс Р, дополнительно А и СО)

Зона 1

Самокритичность отсутствует. Подросток считает себя лучше всех, не видит своих недостатков, не в состоянии адек­ватно оценивать свои способности, качества и поступки. Такое самоотношение часто складывается и долго сохраняется у зах­валенных отличников, которые искренне считают себя идеальны­ми детьми, видят недостатки только у других, но не у себя, посто­янно делают всем замечания. От этого у них могут портиться от­ношения с одноклассниками, возникать ссоры с друзьями. За­вышенная самооценка может возникать и усиливаться из-за под­ростковой потребности в самоутверждении. Такой подросток не соглашается с критикой, замечаниями, считает их несправедли­выми. Защищаясь, склонен преувеличивать недостатки других ребят, доказывая, что другие еще хуже его.

 

Зона 2

Начальная стадия формирования самокритичнос­ти. Подросток уже иногда задумывается о себе, понимает, что не идеален, допускает наличие у себя недостатков, может адекват­но оценивать отдельные свои качества, которые считает не осо­бо важными, или действия. Однако отношение к себе пока сохра­няется целостное и несколько «улучшенное». О недостатках заду­мывается только тогда, когда ему на них указывают. Не сразу при­нимает критику, старается оправдаться тем, что он такой, как все.

 

Зона 3

Подросток уже может независимо от того, как его оценивают другие, анализировать собственные поступки и фор­мировать собственное мнение о себе. Оно в основном соответствует тому, что подросток собой представляет. Он видит свои недостатки, может критически к ним относиться. Признает, что среди людей, с которыми он общается, есть такие, которые явно лучше его по значимым для него качествам. Сравнивая себя с ними, он видит то, чего ему еще не хватает. Оптимум самокри­тичности позволяет подростку заниматься саморазвитием, са­мовоспитанием, преодолевать свои недостатки. Готов принять советы и помощь от других, чтобы преодолеть свои недостатки.

 

Зона 4

Подросток самокритичен, иногда склонен видеть у себя больше недостатков, чем есть на самом деле. Самооценка занижена, может расти тревожность, закрепляться неуверенность в себе. Часто так бывает, когда подростка больше ругают, чем хвалят, и в итоге он привыкает и принимает такую заниженную оценку. Бывает, что она его и не травмирует, а свою беспомощ­ность и неумелость он использует как психологическую защиту, чтобы окружающие не предъявляли к нему высоких требований.

 

Зона 4

Подросток самокритичен, иногда склонен видеть у себя больше недостатков, чем есть на самом деле. Самооценка занижена, может расти тревожность, закрепляться неуверенность в себе. Часто так бывает, когда подростка больше ругают, чем хвалят, и в итоге он привыкает и принимает такую заниженную оценку. Бывает, что она его и не травмирует, а свою беспомощ­ность и неумелость он использует как психологическую защиту, чтобы окружающие не предъявляли к нему высоких требований.

 

Доброжелательность (индекс МРС, дополнительно LPC, ASO)

Зона 1

Для подростка характерна негативная установка по отношению к людям, стремление принизить всех, с кем он обща­ется. Он убежден, что хороших людей нет вообще. Доверять ни­кому нельзя, надеяться ни на кого нельзя. В разговоре такой под­росток не скрывает неприязнь, может проявлять элементы агрессии. Он, в первую очередь, обращает внимание на недостат­ки людей, подчеркивает их, относится к окружающим хуже, чем они этого заслуживают. Такие подростки не понимают, что по­добным отношением обижают друзей и близких, что они сами провоцируют конфликты, портят отношения с одноклассниками. Если подросток самокритичен, то у него могут сохраняться при­емлемые отношения с одним-двумя одноклассниками. Если его самооценка явно выше того, как он оценивает других, то все ре­бята будут избегать общения с ним.

 

Зона 2

Для подростка характерна скептическая установка по отношению к людям. Он ни к кому плохо не относится, однако хорошие стороны людей недооценивает. Он считает, что все люди с недостатками, это неизбежно и, в общем, нормально. Честные, справедливые, умные, сильные - бывают только в книжках и филь­мах. Такие подростки никого не уважают, не испытывают ни к кому глубокой эмоциональной привязанности. Иногда - это некая бра­вада, показная позиция в период подросткового самоутвержде­ния, но она может закрепиться и как черта характера.

 

Зона 3

Для подростка характерны доброжелательная ус­тановка по отношению к людям, ощущение того, что в подавляю­щем большинстве люди хорошие. Подросток, в первую очередь, отмечает достоинства человека, уважает и ценит окружающих его людей. И окружающие ему платят тем же. Доброжелательная ус­тановка может быть полноценной и неполноценной. Основным для вывода о доброжелательности является соответствие значе­ния индекса МРС в 3 зоне. Если при этом индекс LPC попадает не в 3, а в 1-2 зону, то доброжелательность подростка не распрост­раняется на тех, кто ему не нравится. У него хорошие отношения с друзьями, приятелями, близкими людьми, они его считают хо­рошим, добрым, отзывчивым. Но у всех остальных о нем мнение другое, и с ними у него отношения не складываются. Если индекс ASO попадает в 1-2 зону, то подросток хотя и доброжелателен к людям, объективно отмечает их достоинства, но склонен преуве­личивать недостатки, иногда допускает излишне резкие выска­зывания.

 

Зона 4

Для подростка характерна установка всеприятия по отношению к людям. Он старается со всеми поддерживать хорошие отношения, не склонен о ком-либо высказываться кри­тически. Ребята такого человека считают приспособленцем, бес­принципным и обычно не поддерживают с ним глубоких, дружес­ких отношений, хотя в свои компании принимают.

 

Объективность в оценке людей (индекс ASO, дополнительно МРС)

Зона 1

Для подростка характерен субъективизм, катего­ричность в оценке людей, преувеличение их недостатков. Все воспринимается в черно-белом цвете: если нравится человек, то он весь хороший, если не нравится, то на нем светлого пятна нет. Такая позиция потенциально конфликтна. Переубедить такого подростка в том, что он неправ, обычно невозможно. Для стар­шеклассников часто характерен такой подростковый максимализм, который обычно несколько сглаживается по мере взросления.

 

Зона 2

Подросток уже способен в основном правильно судить о людях, но еще сохраняется субъективизм оценок по наи­более эмоционально значимым для него качествам (или сферам). Можно выделить сферы (или качества), к которым подросток наи­более чувствителен, склонен реагировать эмоционально. Они определяются по наибольшим количественным различиям в оцен­ке качеств у человека, который нравится, и у человека, который не нравится.

 

Зона 3

Подросток хорошо разбирается в людях, способен объективно оценивать их деловые и личные качества, видеть по­ложительные стороны, признавать достоинства даже у тех лю­дей, которые ему не нравятся. В то же время, он понимает, что и те люди, которых он любит, не идеальны, но это не мешает в це­лом хорошо к ним относиться. Если на основе индекса МРС сде­лан вывод о скептической установке, то вывод об объективности делается только в том случае, когда значение индекса ASO меньше 14 баллов. При негативной установке никогда не делается вы­вода об объективности в оценке людей.

 

Зона 4

Не видит различий между людьми, положительно отзывается обо всех, с кем общается, но при этом может испы­тывать неприязнь к хорошим людям. Такая позиция обычно не нравится одноклассникам.

 

Зона 4

Не видит различий между людьми, положительно отзывается обо всех, с кем общается, но при этом может испы­тывать неприязнь к хорошим людям. Такая позиция обычно не нравится одноклассникам.

 

Развитие личности в подростковом возрасте имеет ряд спе­цифичных моментов, и по данным методики можно получить до­полнительную информацию, важную для проведения индивиду­альных консультаций. Эта информация позволяет глубже разоб­раться в причинах негативного поведения подростков, оказать С им необходимую помощь, вывести их из кризисного состояния.

Сравнивая профиль самооценки с профилями оценок лю­дей, которые нравятся и не нравятся, или по результату корреля­ционного анализа (имеется в программе компьютерной обра­ботки результатов теста) можно определить тип самоидентифи­кации. Если профиль самооценки соответствует профилю оце­нок человека, который нравится (или выявлена положительная корреляция индексов МРС и СО), то это свидетельствует о поло­жительной самоидентификации. Подросток относит себя к та­ким людям, которые ему нравятся. У него имеется подсознатель­ная эмоциональная установка: «мы - хорошие». Такая установка поддерживает уверенность подростка в себе, позволяет сохра­нять оптимизм, хорошее настроение, свидетельствует об эмо­циональном благополучии.

Если профиль самооценки совпадает с профилем оценок человека, который не нравится (или выявлена положительная кор­реляция индексов LPC и СО), то это свидетельствует об отрица­тельной самоидентификации. Подросток неосознанно относит себя к категории людей, которые ему не нравятся. Он сам себе не нравится, считает себя плохим, глупым, никчемным и т.д. В этом случае подросток находится постоянно в плохом настроении, может замыкаться в себе, считать, что он не достоин дружбы ребят, из­бегать общения. Такое состояние может вести к суициду. Также он может считать, что его проблемы с учебой вполне закономер­ны, и бесполезно предпринимать какие-либо усилия по их пре­одолению, все равно ничего не получится.

Отрицательные корреляции индексов МРС и СО, а также ин­дексов LPC и СО встречаются редко. Они свидетельствуют о ги­пертрофированной позиции самоутверждения. В первом случае подросток старается отстаивать, доказывать свою индивидуаль­ность, отличие себя от своего же идеала, пытаясь выйти из-под его влияния. Он может обожать своего друга и постоянно ссо­риться с ним, поступать наперекор ему и очень страдать от это­го. Во втором случае подросток пытается доказать окружающим, что он хороший, а не такой, каким его считают, и совсем не похож на плохих ребят. Он хочет быть хорошим, но если встречает толь­ко негативное отношение, то скоро перестанет сопротивляться и согласится: да, я плохой.

Если индекс А отрицателен (т.е. подросток оценивает себя и человека, который ему нравится, значительно ниже, чем того, который не нравится), то у него сложилась психологическая за­щита. Он полностью согласился с тем, что ничего особенного собой не представляет, удовлетворен этим и ничего не собира­ется менять. Образно эту позицию можно охарактеризовать так: «Да, мы с приятелем такие: троечники, охламоны, оболтусы. И мы совершенно не собираемся быть похожими на этих хороших, воспитанных паинек-отличников. Нам нравится жить так, как мы живем». Такие подростки отвергают помощь в учебе, а на ругань не обращают внимания. Такая позиция может сложиться и у очень способных учащихся, если многое упущено в учебе, а педагоги и родители долго придерживались тактики укоров, требований, давления, но не пытались разобраться и помочь.

Если индекс А имеет значение больше единицы (т.е. подро­сток считает себя хуже всех, хуже даже того, кто ему не нравится), то у него сложилась установка самоуничижения. Ощущение соб­ственной беспомощности и никчемности подавляет его настоль­ко, что он не может предпринимать какие-либо усилия, чтобы изменить что-то, и пассивно отказывается от помощи, которую ему пытаются предоставить окружающие. Он послушно соглаша­ется, что надо больше времени уделять урокам, готов занимать­ся с репетиторами, но фактически он пассивен, ничего не выпол­няет. Положение не улучшается, несмотря на все старания окружа­ющих. Укоры, выговоры еще глубже загоняют подростка в состоя­ние самоуничижения. Оно также может приводить к суициду.