Опросник "Предпочтения"
Ю.Ф. Гущин
Инструкция для проводящего тестирование.
Классу нужно сообщить, что сейчас будет проведена деловая игра, при которой каждый участник сможет получить о себе массу интересной информации. Надо сказать, что каждый должен записать ответы на предложенные вопросы в соответствии с его личным мнением. Что на игру отводится 15 минут с момента выдачи задания. Каждый отвечает на задание самостоятельно, к соседям смотреть запрещено, показывать свои записи запрещено. После завершения работы все материалы сдаются организатору для обработки. Обработку будет проводить компьютер, и данные в распечатанном виде получит каждый участник через несколько дней.
Желательно, чтобы каждый сидел за отдельным столом. Каждому выдается бланк тестирования и опросник «Предпочтения».
При проведении опроса выдается этот текст и бланк тестирования.
При заполнении бланка тестирования заполняются: фамилия, имя, округ (крестиком), номер школы, номер и буква класса, свой номер по списку класса, дата (число и месяц) – цифры пишутся по одной в каждой клеточке, заполнение начинается слева (последние клеточки могут остаться пустыми). Свой пол следует указать цифрой (1 – женский, 2 – мужской) в клеточке справа от слова «Оценка».
Далее учащийся заполняет колонку «Ответ» в соответствии с описанием, данным в пункте «Предпочтительные потребности».
Предпочтительные потребности
Перед вами ряд утверждений, которые вы должны оценить с точки зрения предпочтения для себя. При этом вы для первых пяти утверждений в бланке тестирования в позициях 1 – 5 бланка тестирования записываете буквы, которые стоят слева от утверждений в порядке приоритета (рядом с цифрой 1 самое предпочтительное, менее предпочтительное у цифры 2 и т.д.).
Аналогично для следующей пятерки утверждений в бланке тестирования в позиции 11 – 15 записываете буквы, которые стоят слева от утверждений в порядке приоритета.
Для третьей пятерки утверждений тоже в порядке приоритета записываете буквы, но в позиции 21 – 25.
Аналогично и для четвертой пятерки утверждений тоже в порядке приоритета записываете буквы, но в позиции 31 – 35.
Если вы ошиблись, то можно в колонке «Испр.» записать другой ответ (буквы в другом порядке), не зачеркивая исходную запись.
Собрав материалы, организатор передает все бланки и список класса в ЛАТ.
Обработка данных
Опросник сделан на основе теста М.Рокича (Список А) путем группировки указанных там позиций.
Я предпочту это: | № по источ | Тип | |
А | Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) | 1 | деятельное |
Б | Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) | 6 | дух-личн |
Г | Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) | 7 | материаль |
Д | Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе) | 9 | социальное |
Е | Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) | 13 | эмоции |
А | Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом) | 2 | духовное |
Б | Здоровье (физическое и психическое) | 3 | саморазв |
Г | Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); | 10 | саморазв |
Д | Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) | 11 | материал |
Е | Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) | 12 | дух-личн |
А | Интересная работа | 4 | деятельное |
Б | Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) | 14 | социальное |
Г | Счастливая семейная жизнь | 15 | личное |
Д | Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве) | 5 | эмоции |
Е | Творчество (возможность творческой деятельности); | 17 | материал |
А | Наличие хороших и верных друзей | 8 | общение |
Б | Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) | 18 | соцальн |
Г | Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) | 16 | дух-личн |
Д | Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) | 7 | материаль |
Е | Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе) | 9 | социальное |
Я предпочту это: | № по источ | Тип | |
А | Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) | 1 | деятельное |
Б | Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) | 6 | дух-личн |
Г | Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) | 7 | материаль |
Д | Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе) | 9 | социальное |
Е | Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) | 13 | эмоции |
А | Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом) | 2 | духовное |
Б | Здоровье (физическое и психическое) | 3 | саморазв |
Г | Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); | 10 | саморазв |
Д | Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) | 11 | материал |
Е | Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) | 12 | дух-личн |
А | Интересная работа | 4 | деятельное |
Б | Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) | 14 | социальное |
Г | Счастливая семейная жизнь | 15 | личное |
Д | Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве) | 5 | эмоции |
Е | Творчество (возможность творческой деятельности); | 17 | материал |
А | Наличие хороших и верных друзей | 8 | общение |
Б | Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) | 18 | соцальн |
Г | Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) | 16 | дух-личн |
Д | Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) | 7 | материаль |
Е | Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе) | 9 | социальное |
После обработки определяются приоритетные потребности учащихся:
социальные, материальные, духовно-личностные, деятельностные, эмоциональные или ориентированные на развитие своих способностей.
Каждому выдается спектрограмма потребностей.