Психология и методология образования

Опросник "Предпочтения"

Ю.Ф. Гущин

Инструкция для проводящего тестирование.

Классу нужно сообщить, что сейчас будет проведена деловая игра, при которой каждый участник сможет получить о себе массу интересной информации. Надо сказать, что каждый должен записать ответы на предложенные вопросы в соответствии с его личным мнением. Что на игру отводится 15 минут с момента выдачи задания. Каждый отвечает на задание самостоятельно, к соседям смотреть запрещено, показывать свои записи запрещено. После завершения работы все материалы сдаются организатору для обработки. Обработку будет проводить компьютер, и данные в распечатанном виде получит каждый участник через несколько дней.

Желательно, чтобы каждый сидел за отдельным столом. Каждому выдается бланк тестирования и опросник «Предпочтения».

При проведении опроса выдается этот текст и бланк тестирования.

При заполнении бланка тестирования заполняются: фамилия, имя, округ (крестиком), номер школы, номер и буква класса, свой номер по списку класса, дата (число и месяц) – цифры пишутся по одной в каждой клеточке, заполнение начинается слева (последние клеточки могут остаться пустыми). Свой пол следует указать цифрой (1 – женский, 2 – мужской) в клеточке справа от слова «Оценка».

Далее учащийся заполняет колонку «Ответ» в соответствии с описанием, данным в пункте «Предпочтительные потребности».

Предпочтительные потребности

Перед вами ряд утверждений, которые вы должны оценить с точки зрения предпочтения для себя. При этом вы для первых пяти утверждений в бланке тестирования в позициях 1 – 5 бланка тестирования записываете буквы, которые стоят слева от утверждений в порядке приоритета (рядом с цифрой 1 самое предпочтительное, менее предпочтительное у цифры 2 и т.д.).

Аналогично для следующей пятерки утверждений в бланке тестирования в позиции 11 – 15 записываете буквы, которые стоят слева от утверждений в порядке приоритета.

Для третьей пятерки утверждений тоже в порядке приоритета записываете буквы, но в позиции 21 – 25.

Аналогично и для четвертой пятерки утверждений тоже в порядке приоритета записываете буквы, но в позиции 31 – 35.

Если вы ошиблись, то можно в колонке «Испр.» записать другой ответ (буквы в другом порядке), не зачеркивая исходную запись.

Собрав материалы, организатор передает все бланки и список класса в ЛАТ.

Обработка данных

Опросник сделан на основе теста М.Рокича (Список А) путем группировки указанных там позиций.

Я предпочту это:

№ по источ

Тип

А

Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)

1

деятельное

Б

Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

6

дух-личн

Г

Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)

7

материаль

Д

Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)

9

социальное

Е

Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)

13

эмоции

А

Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)

2

духовное

Б

Здоровье (физическое и психическое)

3

саморазв

Г

Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

10

саморазв

Д

Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)

11

материал

Е

Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)

12

дух-личн

А

Интересная работа

4

деятельное

Б

Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)

14

социальное

Г

Счастливая семейная жизнь

15

личное

Д

Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)

5

эмоции

Е

Творчество (возможность творческой деятельности);

17

материал

А

Наличие хороших и верных друзей

8

общение

Б

Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)

18

соцальн

Г

Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)

16

дух-личн

Д

Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)

7

материаль

Е

Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)

9

социальное

Я предпочту это:

№ по источ

Тип

А

Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)

1

деятельное

Б

Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

6

дух-личн

Г

Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)

7

материаль

Д

Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)

9

социальное

Е

Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)

13

эмоции

А

Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)

2

духовное

Б

Здоровье (физическое и психическое)

3

саморазв

Г

Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

10

саморазв

Д

Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)

11

материал

Е

Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)

12

дух-личн

А

Интересная работа

4

деятельное

Б

Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)

14

социальное

Г

Счастливая семейная жизнь

15

личное

Д

Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)

5

эмоции

Е

Творчество (возможность творческой деятельности);

17

материал

А

Наличие хороших и верных друзей

8

общение

Б

Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)

18

соцальн

Г

Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)

16

дух-личн

Д

Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)

7

материаль

Е

Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)

9

социальное

После обработки определяются приоритетные потребности учащихся:

социальные, материальные, духовно-личностные, деятельностные, эмоциональные или ориентированные на развитие своих способностей.

Каждому выдается спектрограмма потребностей.