Психология и методология образования

Опросник "Потребности"

Ю.Ф. Гущин

Инструкция для проводящего тестирование.

Классу нужно сообщить, что сейчас будет проведена деловая игра, при которой каждый участник сможет получить о себе массу интересной информации. Надо сказать, что каждый должен записать ответы на предложенные вопросы в соответствии с его личным мнением. Что на игру отводится 10 минут с момента выдачи задания. Каждый отвечает на задание самостоятельно, к соседям смотреть запрещено, показывать свои записи запрещено. После завершения работы все материалы сдаются организатору для обработки. Обработку будет проводить компьютер, и данные в распечатанном виде получит каждый участник через несколько дней.

Желательно, чтобы каждый сидел за отдельным столом. Каждому выдается бланк тестирования и опросник «Потребности».

При проведении опроса выдается этот текст и бланк тестирования.

При заполнении бланка тестирования заполняются: фамилия, имя, округ (крестиком), номер школы, номер и буква класса, свой номер по списку класса, дата (число и месяц) – цифры пишутся по одной в каждой клеточке, заполнение начинается слева (последние клеточки могут остаться пустыми). Свой пол следует указать цифрой (1 – женский, 2 – мужской) в клеточке справа от слова «Оценка».

Далее учащийся заполняет колонку «Ответ» в соответствии с описанием, данным в пункте «Предпочтительные потребности».

Предпочтительные потребности

Перед вами ряд утверждений, которые вы должны оценить с точки зрения предпочтения для себя. При этом вы для первых пяти утверждений в бланке тестирования в позициях 1 – 5 бланка тестирования записываете буквы, которые стоят слева от утверждений в порядке приоритета (рядом с цифрой 1 самое предпочтительное, менее предпочтительное у цифры 2 и т.д.).

Аналогично для следующей пятерки утверждений в бланке тестирования в позиции 11 – 15 записываете буквы, которые стоят слева от утверждений в порядке приоритета.

Для третьей пятерки утверждений тоже в порядке приоритета записываете буквы, но в позиции 21 – 25.

Аналогично и для четвертой пятерки утверждений тоже в порядке приоритета записываете буквы, но в позиции 31 – 35.

Если вы ошиблись, то можно в колонке «Испр.» записать другой ответ (буквы в другом порядке), не зачеркивая исходную запись.

Собрав материалы, организатор передает все бланки и список класса в ЛАТ.

Обработка данных

Опросник сделан на основе теста «Потребности» или «Парные сравнения» путем группировки указанных там позиций.

Я хочу

№ по источ

тип

А

Добиться признания и уважения

1

соцальн

Б

Иметь теплые отношения с людьми

2

дух-личн

Г

Развивать свои силы и способности

7

саморазв

Д

Стремиться к новому и неизведанному

11

познание

Е

Покупать хорошие вещи

13

материал

А

Обеспечить себе будущее

3

материал

Б

Зарабатывать на жизнь

4

материал

Г

Покупать хорошие вещи

13

материал

Д

Обеспечить себе материальный комфорт

8

материал

Е

Добиться признания и уважения

1

соцальн

А

Иметь хороших собеседников

5

дух-личн

Б

Избегать неприятностей

10

дух-личн

Г

Быть понятным другими

15

дух-личн

Д

Иметь теплые отношения с людьми

2

дух-личн

Е

Обеспечить себе материальный комфорт

8

материал

А

Упрочить свое материальное положение

6

соцальн

Б

Добиться влиятельного положения в обществе (ранее- Обеспечить себе положение влияния)

12

соцальн

Г

Повышать уровень мастерства и компетентности

9

соцальн

Д

Заниматься делом, требующим полной отдачи

14

соцальн

Е

Развивать свои силы и способности

7

саморазв

Я хочу

№ по источ

тип

А

Добиться признания и уважения

1

соцальн

Б

Иметь теплые отношения с людьми

2

дух-личн

Г

Развивать свои силы и способности

7

саморазв

Д

Стремиться к новому и неизведанному

11

познание

Е

Покупать хорошие вещи

13

материал

А

Обеспечить себе будущее

3

материал

Б

Зарабатывать на жизнь

4

материал

Г

Покупать хорошие вещи

13

материал

Д

Обеспечить себе материальный комфорт

8

материал

Е

Добиться признания и уважения

1

соцальн

А

Иметь хороших собеседников

5

дух-личн

Б

Избегать неприятностей

10

дух-личн

Г

Быть понятным другими

15

дух-личн

Д

Иметь теплые отношения с людьми

2

дух-личн

Е

Обеспечить себе материальный комфорт

8

материал

А

Упрочить свое материальное положение

6

соцальн

Б

Добиться влиятельного положения в обществе (ранее- Обеспечить себе положение влияния)

12

соцальн

Г

Повышать уровень мастерства и компетентности

9

соцальн

Д

Заниматься делом, требующим полной отдачи

14

соцальн

Е

Развивать свои силы и способности

7

саморазв

После обработки определяются приоритетные потребности учащихся:

социальные, материальные, духовно-личностные, познавательные или ориентированные на развитие своих способностей.

Каждому выдается спектрограмма потребностей.