Психология и методология образования

Описание методики

Описание методики
Тест для оценки социально-бытовых ролей учащегося
Обработка результатов тестирования

Введение. Данная методика была разработана в рамках работы секции «Создание банка методик для оценки социализации и нравственного развития учащихся» городской экспериментальной площадки (ГЭП) «Управление качеством образования в образовательном учреждении». Социально-бытовая сфера была выбрана нами в качестве предмета для анализа и разработки методики в связи с тем, что ежедневно учащиеся являются участниками самых разнообразных социально-бытовых ситуациях, выполняют роли пассажира городского транспорта, пешехода, покупателя, участника дорожного движения и т.д. Кажется, что правила поведения в данных ситуациях, установленные общественными нормами, знают все и действуют согласно им. Но это не так. Ряд исследований показывает, что многие школьники не знают правила поведения в общественных местах. В частности, многие не знают как правильно вести себя в магазине, как общаться с контролером в общественном транспорте, как заполнять бланки и формы и многое другое. Правила поведения в других областях социальной жизни (экологической, правовой, гражданской и др.) зачастую прописаны в различных документах, памятках, инструкциях, в то время как правила поведения в общественно-бытовых ситуациях не так четко регламентированы. К тому же нет отдельных учебных предметов, где учили бы всему этому. Зачастую ответственность за знание данных правил и норм перекладывается со стороны родителей на школу и наоборот. В связи с этим было решено разработать ряд тестов, позволяющих оценить знания и умения учащихся в данной области.

Описание методики.

В социально-бытовой сфере существует огромное множество разнообразных социальных ролей и ситуаций, в которых учащиеся ежедневно принимают участие. В процессе анализа был составлен примерный список наиболее важных из них. Но так как создание методики оценки достаточно трудоемкий процесс, было решено ограничиться в рамках данной работы рассмотрением роли пассажира и роли участника дорожного движения.

Основные задачи разработки методики оценки в данной области были следующие:

1) определение и обоснование содержания методики и теста, т.е. того объема знаний, умений, навыков и черт личности, которыми должен обладать успешно социализированный в данной области школьник;

2) выделение объектов оценки, т.е. тех ролей и ситуаций, в которых учащийся ежедневно принимает участие;

3) группировка заданий в смысловые блоки, в зависимости от выделенных нами критериев;

4) разработка модели оценки полученных результатов тестирования.

Объект оценки был представлен нами в виде следующих смысловых блоков:

 

Каждому из блоков этой схемы соответствуют определенные задания теста, которые, в свою очередь, организованы в соответствии с классификацией заданий. Таким образом, объектами оценки являются:

  • знания терминов и понятий, связанных с выполнением социально-бытовых ролей;

  • знания норм и моделей поведения;

  • умения, связанные с анализом, рефлексией и оценкой социальных ситуаций;

  • ценностные ориентации, определяющие выбор учащимся тех или иных моделей поведения при выполнении социально-бытовых ролей;

  • мотивы поведения, указывающие на отношение учащихся к оцениваемым объектам и ситуациям.

 

Описание норм оценки. Нами было проведено содержательное описание знаний и умений школьника, необходимых при выполнении социально-бытовых ролей. Ниже приведен пример описания норм оценки для роли пассажира общественного транспорта:

1). Термины и понятия:

- пассажир - лицо, которое не является членом экипажа и которые перевозится транспортным средством в соответствии с договором перевозки

- вежливость - термин, традиционно используемый для обозначения разнообразных средств языкового выражения социальных отношении между говорящим, слушающим и людьми, о которых идет речь. Эти социальные отношения могут быть многообразными и далеко не сводятся только к вежливости в обиходном смысле этого слова. В самом общем виде они могут быть разделены на два типа, которые Патриция Браун и Стивен Левинсон, развивая идеи Эрвинга Хофмана о «социальном лице», назвали положительной и отрицательной вежливостью. Положительная вежливость связана с языковым выражением солидарности, включением собеседника и других лиц в одну группу с говорящим, тогда как отрицательная — с самоограничениями говорящих, стремлением избежать конфликтов. Она сильно зависит от структуры иерархических отношений в обществе и социальной дистанции между говорящим и другими людьми.

1). Термины и понятия:

- пассажир - лицо, которое не является членом экипажа и которые перевозится транспортным средством в соответствии с договором перевозки

- вежливость - термин, традиционно используемый для обозначения разнообразных средств языкового выражения социальных отношении между говорящим, слушающим и людьми, о которых идет речь. Эти социальные отношения могут быть многообразными и далеко не сводятся только к вежливости в обиходном смысле этого слова. В самом общем виде они могут быть разделены на два типа, которые Патриция Браун и Стивен Левинсон, развивая идеи Эрвинга Хофмана о «социальном лице», назвали положительной и отрицательной вежливостью. Положительная вежливость связана с языковым выражением солидарности, включением собеседника и других лиц в одну группу с говорящим, тогда как отрицательная — с самоограничениями говорящих, стремлением избежать конфликтов. Она сильно зависит от структуры иерархических отношений в обществе и социальной дистанции между говорящим и другими людьми.

- благодарность – а)чувство признательности за оказанное добро; б) выражение этого чувства;

- уважение - чувство почтения, отношение, основанное на признании чьих-н. достоинств, заслуг, высоких качеств;

- галантный - изысканно вежливый, чрезвычайно учтивый по отношению к женщинам;

- такт - чувство меры, подсказывающее правильное отношение к кому-либо; соблюдение правил приличия;

- эмпатия - категория современной психологии, означающая способность человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого, на непроизвольном уровне, положительно относиться к ближнему, испытывать сходные с ним чувства, понимать и принимать его актуальное эмоциональное состояние. Проявить эмпатию по отношению к собеседнику — значит посмотреть на ситуацию с его точки зрения, уметь «вслушаться» в его эмоциональное состояние;

- манера поведения - внешняя форма поведения в обществе;

- этикет - совокупность норм и правил, отражающих представления о должном поведении и формализующих процесс коммуникации людей в обществе;

- эгоизм - ценностная ориентация, морально-этический принцип, характеризующий поведение человека:

  • стремящегося к удовлетворению лишь собственных потребностей и интересов;

  • пренебрегающего интересами других;

  • относящегося к другому человеку как к объекту и средству достижения своекорыстных целей.

- социальные нормы - стандарты деятельности и правила поведения, выполнение которых ожидается от члена группы или общества;

-социальная роль - нормативно одобренный, относительно устойчивый образец поведения, воспроизводимый индивидом в зависимости от социального статуса или позиции в обществе;

- социальные ценности - значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальной группы, личности;

- социальное взаимодействие - процесс воздействия индивидов, социальных групп или общностей друг на друга в ходе реализации их интересов;

- отклоняющееся поведение - поведение, противоречащее принятым в данном обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам и рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое.

 

Модели ролевого поведения:

  • В общественном транспорте не здороваются, входя в салон. Заходить в транспорт следует не спеша, придерживаясь очереди, не опережая всех. Заходя в транспорт, необходимо прокомпостировать проездной талон, если его нет, необходимо купить его у водителя или заранее на остановке.

  • При входе в городской транспорт первыми пропускают женщин, детей, пожилых людей. При этом можно помочь им зайти в салон, предварительно спросив на то разрешения. При выходе из транспорта первыми должны выходить мужчины и те, кто младше. Мужчины помогают выходить из салона автобуса или троллейбуса женщинам и тем, кто нуждается в такой помощи.

  • Стоя в транспорте, надо стараться по возможности не толкаться, не наступать людям на ноги, не облокачиваться на человека, которая стоит рядом, не толкать его в спину.

  • При наличии небольшого числа свободных мест на них должны садиться пожилые, женщины и инвалиды. Мужчины могут сесть лишь на свободные места только в том случае, если окружающие его попутчики выразили на то свое согласие. Женщины могут уступить место мужчине в том случае, если он инвалид или глубокий старик. Предлагая человеку сесть, следует вежливо указать ему на место и предложить сесть. Неучтиво будет просто молча встать.

  • В поездах дальнего следования входя в купе, надо поприветствовать попутчиков, независимо от намерения завязать с ними беседу. По прибытии поезда в место назначения, покидая купе, необходимо с ними попрощаться и пожелать тем, кто едет дальше, счастливого пути.

  • В поездах дальнего следования, где все места пронумерованы, случается, что кто-либо из пассажиров садится не на свое место. Если, таким образом, ваше место оказалось занятым и для вас важно сидеть именно на этом месте, укажите вежливо незадачливому пассажиру на его ошибку. А можно сесть на свободное место.

  • При чтении в транспорте газеты или книги (особенно при большом скоплении пассажиров) необходимо следить за тем, чтобы поменьше шелестеть страницами и не задевать рядом сидящего или стоящего пассажира.

  • Разговаривать в транспорте следует негромко, стремясь не беспокоить тех, кто занят чтением или решил вздремнуть. Вполне допустимо вступать в беседу с другими пассажирами - при условии, что речь не идет о чем-либо сугубо личном и вам есть что добавить.

  • Не следует мешать пассажирам при выходе и на входе. Перед выходом необходимо заранее спросить впереди стоящего, выходит ли он. Если обращаются к вам, необходимо либо пропустить пассажира к выходу, либо проинформировать его о том, что вы собираетесь выходить.

  • Не следует мешать пассажирам при выходе и на входе. Перед выходом необходимо заранее спросить впереди стоящего, выходит ли он. Если обращаются к вам, необходимо либо пропустить пассажира к выходу, либо проинформировать его о том, что вы собираетесь выходить.

  • При проверке билетов контроллерами необходимо показать им прокомпостированный талон.

  • В салоне автобуса, троллейбуса, трамвая, метро нельзя есть, пить газированные и алкогольные напитки, нельзя слушать громкую музыку.

  • В метро и наземном транспорте нельзя перепрыгивать турникет, проходить вдвоем, пролазить под турникетом.

  • Находясь на эскалаторе в метро нельзя по нему бегать, толкаться, пытаться пройти быстрее, ставить вещи на его ступеньки, садиться на них, стоять спиной по ходу движения. Необходимо занимать правую часть эскалатора, чтобы дать другим людям возможность пройти слева. Нельзя бросать на эскалатор всякий мусор, особенно монеты, которые могут сильно повредить внизу стоящих людей. Вести себя стоит спокойно, стараться не оборачиваться для разговора с другими людьми. Не задерживаться, сходя с эскалатора.

  • Нельзя подходить к краю платформы и к вагону поезда до его полной остановки. Не следует спешить, заходя в вагон, подталкивая при этом других пассажиров, пытаться вместиться в переполненное транспортное средство, не стоит пытаться разжать двери (только не при условии, что вы пытаетесь помочь другому человеку, которого защемило) или придержать их.

  • При входе в вагон необходимо подождать, когда пассажиры выйдут из вагона, а потом заходить самому. При этом нужно встать так, чтобы не мешать проходу пассажиров.

  • При обнаружении бесхозных вещей (сумок, коробок, пакетов, свертков и т. д.) следует немедленно сообщать об этом должностным лицам на транспорте (водителям транспортных средств, машинистам поездов, дежурным по станции) или сотрудникам милиции и действовать в соответствии с их указаниями.

 

Типичные ситуации:

1) ожидание транспортного средства (очередь), компостирование билета (турникет).

2) в салоне транспортного средства (в окружении других пассажиров), предоставление своего места другим пассажирам, подготовка к выходу, входу в транспортное средство, на эскалаторе и платформе метро.

3) взаимодействие с контролером и водителем.