Психология и методология образования
  • Главная
  • Обработка результатов тестирования

Обработка результатов тестирования

Описание методики
Тест для оценки социально-бытовых ролей учащегося
Обработка результатов тестирования

Обработка полученных данных зависит от типа тестового задания, а также от того, в какой смысловой блок входит данное задание. Результаты обрабатываются и анализируются сначала как отдельно по каждому блоку, а затем – в зависимости от задач оценки, данные, относящиеся к разным блокам, могут группироваться и анализироваться с целью получения более глубокой информации об уровне социализированности учащегося.. Отдельно анализируются задания, связанные с выявлением ценностей и мотивов поведения.

На основании общей суммы баллов можно судить об уровне общей социализированности школьника. Анализ баллов по каждому из блоков позволяет причислить учащихся к одному из выделенных типов социализированности. Содержательный анализ мотивов и ценностей позволяет делать дополнительные выводы (поиск тенденций конформного или девиантного поведения).

 

Обработка теста сводится к следующему:

Полученные ответы сравнивались с социальной нормой. В каждом из заданий предусматривались один или несколько вариантов ответа. Правильно выбранному варианту присваивался 1 балл (кроме вопросов 27, 28). В вопросе 27 варианту а) присваивается 4 балла, б) — 3 балла, в) — 2 балла, г) — 1 балл, д) 0 баллов. В вопросе 28, если учащийся выбрал варианты д) либо ж), либо з), либо к), то присваивается 1 балл. Также можно проводить качественный анализ вопросов 26, 27, демонстрирующих нравственные и социальные ценности, а также мотивы поведения школьников.

Максимальное количество набранных баллов равняется 73. Если респондент набрал от 0 до 24 баллов, то он обладает низким уровнем социализированности в социально-бытовой сфере, от 25 до 49 — средним, от 50 до 73 — высоким. (Ключи к тесту приведены ниже).

Бланк ответов:

1

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

2

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

3

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

4

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

5

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

6

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

7

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

8

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

9

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

10

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

11

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

12

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

13

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

14

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

15

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

16

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

17

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

18

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

19

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

20

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

21

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

22

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

23

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

24

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

25

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

26

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

27.1

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

27.2

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

27.3

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

27.4

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

27.5

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

27.6

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

27.7

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

27.8

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

28

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

1

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

2

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

3

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

4

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

5

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

6

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

7

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

8

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

9

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

10

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

11

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

12

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

13

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

14

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

15

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

16

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

17

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

18

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

19

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

20

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

21

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

22

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

23

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

24

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

25

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

26

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

27.1

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

27.2

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

27.3

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

27.4

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

27.5

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

27.6

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

27.7

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

27.8

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

28

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

 

Ключи к тесту.

1

а

б

в1

г

д

е

ж

з

и

к

2

а

б

в1

г

д

е

ж

з

и

к

3

а1

б

в

г1

д

е

ж

з

и

к

4

а

б1

в

г

д

е

ж

з

и

к

5

а

б

в

г1

д

е

ж

з

и

к

6

а

б1

в

г

д

е

ж

з

и

к

7

а

б

в

г1

д

е

ж

з

и

к

8

а

1

б1

в

г

д

е

ж

з

и

к

9

а1

б1

в

г

д1

е

ж1

з

и

к

10

а1

б

в

г1

д

е1

ж1

з

и

к

11

а1

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

12

а1

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

13

а

б

в1

г

д

е

ж

з

и

к

14

а

б

в

г

д

1

е

ж

з

и

к

15

а

б1

в

г

д

е

ж

з

и

к

16

а

б

в

г

д1

е

ж

з

и

к

17

а

б

в1

г1

д

е

ж

з

и

к

18

а

б

в

г

д1

е

ж

з

и

к

19

а1

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

20

а

б

в

г1

д

е

ж

з

и

к

21

а

б

в

г1

д

е

ж

з

и

к

22

а

б

в1

г

д

е

ж

з

и

к

23

а

б

1

в

г

д

е1

ж

з

и

к

24

а

1

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

25

а

б

в

1

г

д

е

ж

з

и

к

26

а

1

б

в

г

1

д

е

ж

з

и

к

27.1

а4

б3

в2

г1

д0

е

ж

з

и

к

26

7.2

а4

б3

в2

г1

д0

е

ж

з

и

к

27.3

а4

б3

в2

г1

д0

е

ж

з

и

к

27.4

а4

б3

в2

г1

д0

е

ж

з

и

к

27.5

а4

б3

в2

г1

д0

е

ж

з

и

к

27.6

а4

б3

в2

г1

д0

е

ж

з

и

к

27.7

а4

б3

в2

г1

д0

е

ж

з

и

к

27.8

а4

б3

в2

г1

д0

е

ж

з

и

к

28

а

б

в

г

д1

е

ж1

з1

и

к1

1

а

б

в1

г

д

е

ж

з

и

к

2

а

б

в1

г

д

е

ж

з

и

к

3

а1

б

в

г1

д

е

ж

з

и

к

4

а

б1

в

г

д

е

ж

з

и

к

5

а

б

в

г1

д

е

ж

з

и

к

6

а

б1

в

г

д

е

ж

з

и

к

7

а

б

в

г1

д

е

ж

з

и

к

8

а

1

б1

в

г

д

е

ж

з

и

к

9

а1

б1

в

г

д1

е

ж1

з

и

к

10

а1

б

в

г1

д

е1

ж1

з

и

к

11

а1

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

12

а1

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

13

а

б

в1

г

д

е

ж

з

и

к

14

а

б

в

г

д

1

е

ж

з

и

к

15

а

б1

в

г

д

е

ж

з

и

к

16

а

б

в

г

д1

е

ж

з

и

к

17

а

б

в1

г1

д

е

ж

з

и

к

18

а

б

в

г

д1

е

ж

з

и

к

19

а1

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

20

а

б

в

г1

д

е

ж

з

и

к

21

а

б

в

г1

д

е

ж

з

и

к

22

а

б

в1

г

д

е

ж

з

и

к

23

а

б

1

в

г

д

е1

ж

з

и

к

24

а

1

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

25

а

б

в

1

г

д

е

ж

з

и

к

26

а

1

б

в

г

1

д

е

ж

з

и

к

27.1

а4

б3

в2

г1

д0

е

ж

з

и

к

26

7.2

а4

б3

в2

г1

д0

е

ж

з

и

к

27.3

а4

б3

в2

г1

д0

е

ж

з

и

к

27.4

а4

б3

в2

г1

д0

е

ж

з

и

к

27.5

а4

б3

в2

г1

д0

е

ж

з

и

к

27.6

а4

б3

в2

г1

д0

е

ж

з

и

к

27.7

а4

б3

в2

г1

д0

е

ж

з

и

к

27.8

а4

б3

в2

г1

д0

е

ж

з

и

к

28

а

б

в

г

д1

е

ж1

з1

и

к1

 

Также можно проводить анализ отдельно по блокам:

  • Вопросы с 1 по 15 показывают уровень знаний базовых понятий (1-6), норм и правил поведения (7-15).

Если учащийся набрал по данному блоку от 0 до 7 баллов, то уровень его знаний низок, от 8 до 16 — средний, от 17 до 23 — высокий.

  • Вопросы с 16 по 20 показывают умения учащегося анализировать и оценивать ситуацию, делать осознанный выбор, ориентироваться в правилах и законах.

Если учащийся набрал по данному блоку от 0 до 2 баллов, то уровень его знаний низок, 3-4 балла — средний, от 5 до 6 — высокий.

  • Вопросы с 21 по 27 говорят о ценностных ориентациях и установках учащихся.

Если учащийся набрал по данному блоку от 0 до 13 баллов, то его ценностные ориентации далеки от нормы, поведение носит признаки антисоциального характера. Если учащийся набрал от 14 до 27 баллов, то респондент в целом обладает ценностями нормально социализированной личности, хотя присутствуют некоторые отклонения. Баллы от 28 до 40 указывают на нормальную социализированность, наличие ценностей гуманизма и нравственной личности.

  • Вопрос 28 демонстрирует мотивы поведения личности с точки зрения ориентации на себя, свои интересы и ориентации на других, общество. Выбор вариантов д, ж,з или к указывает на второй тип (личность, ориентированная на интересы других, служение Родине, помощь ближнему и т.д.), остальные варианты указывают на личность, ориентированную на себя, стремящуюся, зачастую, к удовлетворению материальных потребностей, эгоистичную. Если учащийся набрал от 0 до 1 балла, то он ориентирован в основном на себя, свои интересы, 2 — 3 балла, то он ориентирован как на себя, так и на других, 4 балла - он — личность, ориентированная на интересы других, служение Родине, помощь ближнему.

 

Нормы оценки заданий.

№ 1 - нормативно одобренный, относительно устойчивый образец поведения, воспроизводимый индивидом в зависимости от социального статуса или позиции в обществе.

№ 2 -процесс воздействия индивидов, социальных групп или общностей друг на друга в ходе реализации их интересов

№ 3 - социальные ценности - в широком смысле - значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальной группы, личности. Социальные ценности - в узком смысле - нравственные и эстетические требования, выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания.

№ 4 – социальная роль - нормативно одобренный, относительно устой- чивый образец поведения, воспроизводимый индивидом в зависимости от социального статуса или позиции в обществе.

№ 5 – стандарты деятельности и правила поведения, выполнение которых ожидается от члена группы или общества

№ 6 – податливость личности реальному или воображаемому давлению группы.

№ 7 - При входе в городской транспорт первыми пропускают женщин, детей, пожилых людей. При этом можно помочь им зайти в салон, предварительно спросив на то разрешения.

№ 8 - При входе в салон автобуса нужно прокомпостировать билет. Билеты приобретаются заранее либо у водителя. В метро и наземном транспорте нельзя перепрыгивать турникет, проходить вдвоем, пролазить под турникетом.

№ 9 - Стоя в транспорте, надо стараться по возможности не толкаться, не наступать людям на ноги, не облокачиваться на человека, которая стоит рядом, не толкать его в спину. В салоне автобуса, троллейбуса, трамвая, метро нельзя есть, пить газированные и алкогольные напитки, нельзя слушать громкую музыку.

№ 10 - При наличии небольшого числа свободных мест на них должны садиться пожилые, женщины и инвалиды. Мужчины могут сесть лишь на свободные места только в том случае, если окружающие его попутчики выразили на то свое согласие. Женщины могут уступить место мужчине в том случае, если он - инвалид или глубокий старик.

№ 11 – Предлагая человеку сесть, следует вежливо указать ему на место и предложить сесть. Неучтиво будет просто молча встать.

№ 12 Разговаривать в транспорте следует негромко, стремясь не беспокоить тех, кто занят чтением или решил вздремнуть.

№ 13 - Перед выходом необходимо заранее спросить впереди стоящего, выходит ли он. Если обращаются к вам, необходимо либо пропустить пассажира к выходу, либо проинформировать его о том, что вы собираетесь выходить.

№ 14 - При обнаружении бесхозных вещей (сумок, коробок, пакетов, свертков и т. д.) следует немедленно сообщать об этом должностным лицам на транспорте (водителям транспортных средств, машинистам поездов, дежурным по станции) или сотрудникам милиции и действовать в соответствии с их указаниями.

№ 14 - При обнаружении бесхозных вещей (сумок, коробок, пакетов, свертков и т. д.) следует немедленно сообщать об этом должностным лицам на транспорте (водителям транспортных средств, машинистам поездов, дежурным по станции) или сотрудникам милиции и действовать в соответствии с их указаниями.

№ 15 -Не следует мешать пассажирам при выходе и на входе. При входе в вагон необходимо подождать, когда все пассажиры выйдут из вагона, а потом заходить самому, при этом не толкаясь, но и не мешкая.

Норма для заданий 16 - 20: Наличие социально и нравственно одобряемого поведения, понимание причин следования тем или иным нормам. Умение взаимодействовать с представителями административных органов, знание своих прав и обязанностей как гражданина и как пассажира. Контролеры пассажирского транспорта имеют право: требовать предъявления проездных документов у всех пассажиров; после выявления пассажиров, нарушивших Правила пользования наземным городским пассажирским транспортом в городе Москве и не имеющих соответствующих документов, взыскивать штраф, выдать постановление-квитанцию, на которой указывают дату, время, вид транспорта, маршрут, номер машины, фамилию контролера пассажирского транспорта и его подпись. Если пассажир отказывается оплачивать штраф на месте, контроллер обязан доставить его в отделение милиции, где на пассажира составляют протокол и взыскивают штраф.

Нормы для заданий 21 — 27: Наличие у учащегося ценностей гуманизма, морали и общей воспитанности, наличие ценностей правового государства, наличие у учащегося правил хорошего тона, воспитанности, знание норм этикета.

Нормы для задания 28: Здесь производится содержательная оценка мотивов поведения, на основе которой учащегося приписывают к определенной категории личность, ориентированная на себя, и личность, ориентированная на других. Норма: ориентация в равной мере, как на материальные, так и на духовные ценности, готовность проявить милосердие, благотворительность, помочь ближнему, способность к состраданию и сочувствию. При этом они политически пассивны и материальные ценности для них важны. Желание приносить пользу людям, делать добрые дела.