Тест-опросник критического мышления (КМ)
Тест-опросник критического мышления (КМ)
Обработка и интерпретация
Инструкция: Найди правильный ответ на поставленный в задаче вопрос и обоснуй свой ответ, то есть кратко поясни, почему свой ответ ты считаешь правильным. Обоснование ответа является обязательным.
Выполняя задание, сначала внимательно прочти задачу. Подумай, понятна ли она тебе и все ли в ней есть для решения. Ответ обведи кружочком (там, где есть варианты ответов) или впиши в строку рядом с вопросом. Ниже кратко поясни, почему ты считаешь свой ответ правильным. Если ты затрудняешься с ответом в какой-то из задач, то долго не задерживайся на ней, переходи к другой.
Задание 1. Денис купил три коробки карандашей. Что еще нужно знать, чтобы определить, сколько он купил карандашей? |
|
|
Ответ________________________________________________________ |
|
|
Задание 2. Даны два утверждения: 1. Все переводчики отлично владеют иностранным языком. 2. Некоторые писатели - переводчики. Какой вывод правильный? |
|
|
а) Некоторые писатели отлично владеют иностранным языком. | Да | Нет |
б) Все писатели отлично владеют иностранным языком | Да | Нет |
Обоснование ответа __________________________________________________ ____________________________________________________________________ |
|
|
|
|
|
Задание 3. Даны два утверждения и вывод. 1. Некоторые садовые растения имеют красивые цветы. 2. Некоторые деревья - садовые растения. Значит (вывод): некоторые деревья имеют красивые цветы. |
|
|
Правильно ли сделан этот вывод? | Да | Нет |
Обоснование ответа __________________________________________________ ____________________________________________________________________ |
|
|
|
|
|
Задание 4. Рассмотрим два утверждения и вывод: «Некоторые звери – зайцы. Некоторые обитатели леса – звери». Вывод: Некоторые обитатели леса - зайцы. |
|
|
Скажи, это единственно возможный вывод? | Да | Нет |
Обоснование ответа __________________________________________________ ____________________________________________________________________ |
|
|
|
|
|
Задание 5. Даны два суждения и вывод. 1. Грязную воду нельзя пить. 2. Эту жидкость нельзя пить. Значит (Вывод): Эта жидкость - грязная вода. |
|
|
Является ли этот вывод единственно возможным? | Да | Нет |
Обоснование ответа __________________________________________________ ____________________________________________________________________ |
|
|
|
|
|
Задание 6. Ответьте на вопрос в задаче. «Поезд состоял из цистерн, вагонов и платформ. Цистерн на 4 меньше, чем платформ, и на 8 меньше, чем вагонов». |
|
|
Что еще нужно знать, для того, чтобы определить, сколько в поезде цистерн, вагонов и платформ? _____________________________________________ |
|
|
|
|
|
Задание 7. Реши задачу. «Три девочки Аня, Катя, Света нарисовали два дома и один цветок». |
|
|
Что нарисовала каждая девочка, если Катя и Света, Аня и Катя нарисовали разные объекты? |
|
|
Ответ _______________________________________________________________ |
|
|
Обоснование ответа: __________________________________________________ _____________________________________________________________________ |
|
|
|
|
|
Задание 8. Задача «Гнездышко» «Дедушка и внук шли по лесу. Дул тихий ветерок. Вдруг из куста вспорхнула птичка и закружилась над их головами. Они осторожно раздвинули ветки и траву. В гнездышке лежали четыре яйца». Найди предложение, которое не относится к основной теме этого текста. Обоснуй свой ответ. |
|
|
твет _______________________________________________________________ |
|
|
Обоснование ответа __________________________________________________ ____________________________________________________________________ |
|
|
|
|
|
Задание 9. Задача «Белый медведь» Прочти текст и определи, есть ли в нем предложение, не связанное с основной темой, не относящееся к ней. Обоснуйте свой ответ. «Воет вьюга. Холодно. Лед. Во льду промоина. В промоине рыба ходит. Забрался мишка в промоину, шумит, лапищами воду толчет. Это он так рыбу ловит. Оглушит медведь рыбину, зацепит ее когтями и отправит в рот. Вкусно». |
|
|
Ответ _______________________________________________________________ |
|
|
Обоснование ответа __________________________________________________ ____________________________________________________________________ |
|
|
|
|
|
Задание 10. Задача «Пеликаны». «Пеликана узнаешь сразу по большому мешку под клювом. Во время ловли рыбы птица набивает ею мешок до отказа, а потом на берегу спокойно съедает добычу. Чайки тоже съедают рыбу на берегу. Пеликаны не могут нырять. Рыбу они ловят только на мелких местах». Прочти текст и найди предложение не соответствующее его основной теме. |
|
|
Ответ _______________________________________________________________ |
|
|
Обоснование ________________________________________________________ ____________________________________________________________________ |
|
|
|
|
|
Задание 11. Задача «Дятел» Дятел уселся на дерево. Он деловито передвигается вверх по стволу. Вот он откидывает назад голову и быстро начинает ударять клювом по дереву. А кругом стоит тишина. Подумай, нет ли в этом тексте предложения, противоположного по значению другим предложениям и, если есть, то каким? |
|
|
Ответ _______________________________________________________________ |
|
|
Обоснование ________________________________________________________ ____________________________________________________________________ |
|
|
|
|
|
Задание 12. Задача о водителе автобуса и пассажирах Предположим, ты являешься водителем автобуса. На первой остановке к вам в автобус вошли 6 мужчин и 2 женщины. На второй остановке 2 мужчин вышли из автобуса и 1 женщина вошла. На третьей остановке вышел 1 мужчина, а вошли 2 женщины. На четвертой — вошли 3 мужчин, а 3 женщины вышли из автобуса. На пятой остановке 2 мужчин вышли, 3 мужчин вошли, 1 женщина вышла и 2 женщины вошли. |
|
|
Как зовут водителя автобуса?___________________________________ |
|
|
Обоснование ________________________________________________________ ____________________________________________________________________ |
|
|
Задание 1. Денис купил три коробки карандашей. Что еще нужно знать, чтобы определить, сколько он купил карандашей? |
|
|
Ответ________________________________________________________ |
|
|
Задание 2. Даны два утверждения: 1. Все переводчики отлично владеют иностранным языком. 2. Некоторые писатели - переводчики. Какой вывод правильный? |
|
|
а) Некоторые писатели отлично владеют иностранным языком. | Да | Нет |
б) Все писатели отлично владеют иностранным языком | Да | Нет |
Обоснование ответа __________________________________________________ ____________________________________________________________________ |
|
|
|
|
|
Задание 3. Даны два утверждения и вывод. 1. Некоторые садовые растения имеют красивые цветы. 2. Некоторые деревья - садовые растения. Значит (вывод): некоторые деревья имеют красивые цветы. |
|
|
Правильно ли сделан этот вывод? | Да | Нет |
Обоснование ответа __________________________________________________ ____________________________________________________________________ |
|
|
|
|
|
Задание 4. Рассмотрим два утверждения и вывод: «Некоторые звери – зайцы. Некоторые обитатели леса – звери». Вывод: Некоторые обитатели леса - зайцы. |
|
|
Скажи, это единственно возможный вывод? | Да | Нет |
Обоснование ответа __________________________________________________ ____________________________________________________________________ |
|
|
|
|
|
Задание 5. Даны два суждения и вывод. 1. Грязную воду нельзя пить. 2. Эту жидкость нельзя пить. Значит (Вывод): Эта жидкость - грязная вода. |
|
|
Является ли этот вывод единственно возможным? | Да | Нет |
Обоснование ответа __________________________________________________ ____________________________________________________________________ |
|
|
|
|
|
Задание 6. Ответьте на вопрос в задаче. «Поезд состоял из цистерн, вагонов и платформ. Цистерн на 4 меньше, чем платформ, и на 8 меньше, чем вагонов». |
|
|
Что еще нужно знать, для того, чтобы определить, сколько в поезде цистерн, вагонов и платформ? _____________________________________________ |
|
|
|
|
|
Задание 7. Реши задачу. «Три девочки Аня, Катя, Света нарисовали два дома и один цветок». |
|
|
Что нарисовала каждая девочка, если Катя и Света, Аня и Катя нарисовали разные объекты? |
|
|
Ответ _______________________________________________________________ |
|
|
Обоснование ответа: __________________________________________________ _____________________________________________________________________ |
|
|
|
|
|
Задание 8. Задача «Гнездышко» «Дедушка и внук шли по лесу. Дул тихий ветерок. Вдруг из куста вспорхнула птичка и закружилась над их головами. Они осторожно раздвинули ветки и траву. В гнездышке лежали четыре яйца». Найди предложение, которое не относится к основной теме этого текста. Обоснуй свой ответ. |
|
|
твет _______________________________________________________________ |
|
|
Обоснование ответа __________________________________________________ ____________________________________________________________________ |
|
|
|
|
|
Задание 9. Задача «Белый медведь» Прочти текст и определи, есть ли в нем предложение, не связанное с основной темой, не относящееся к ней. Обоснуйте свой ответ. «Воет вьюга. Холодно. Лед. Во льду промоина. В промоине рыба ходит. Забрался мишка в промоину, шумит, лапищами воду толчет. Это он так рыбу ловит. Оглушит медведь рыбину, зацепит ее когтями и отправит в рот. Вкусно». |
|
|
Ответ _______________________________________________________________ |
|
|
Обоснование ответа __________________________________________________ ____________________________________________________________________ |
|
|
|
|
|
Задание 10. Задача «Пеликаны». «Пеликана узнаешь сразу по большому мешку под клювом. Во время ловли рыбы птица набивает ею мешок до отказа, а потом на берегу спокойно съедает добычу. Чайки тоже съедают рыбу на берегу. Пеликаны не могут нырять. Рыбу они ловят только на мелких местах». Прочти текст и найди предложение не соответствующее его основной теме. |
|
|
Ответ _______________________________________________________________ |
|
|
Обоснование ________________________________________________________ ____________________________________________________________________ |
|
|
|
|
|
Задание 11. Задача «Дятел» Дятел уселся на дерево. Он деловито передвигается вверх по стволу. Вот он откидывает назад голову и быстро начинает ударять клювом по дереву. А кругом стоит тишина. Подумай, нет ли в этом тексте предложения, противоположного по значению другим предложениям и, если есть, то каким? |
|
|
Ответ _______________________________________________________________ |
|
|
Обоснование ________________________________________________________ ____________________________________________________________________ |
|
|
|
|
|
Задание 12. Задача о водителе автобуса и пассажирах Предположим, ты являешься водителем автобуса. На первой остановке к вам в автобус вошли 6 мужчин и 2 женщины. На второй остановке 2 мужчин вышли из автобуса и 1 женщина вошла. На третьей остановке вышел 1 мужчина, а вошли 2 женщины. На четвертой — вошли 3 мужчин, а 3 женщины вышли из автобуса. На пятой остановке 2 мужчин вышли, 3 мужчин вошли, 1 женщина вышла и 2 женщины вошли. |
|
|
Как зовут водителя автобуса?___________________________________ |
|
|
Обоснование ________________________________________________________ ____________________________________________________________________ |
|
|