Психология и методология образования

Обработка и интерпретация

Тест-опросник критического мышления (КМ)
Обработка и интерпретация

Ключ (решения и обоснования) для оценки заданий

задания

Ответы и обоснования

Результат в баллах

1)

Правильный ответ: нужно знать, сколько карандашей было в каждой коробке

1 балл

 

2)

Правильный ответ - а) Да.

Обоснование: «Потому что не все писатели переводчики, есть и не переводчики и не владеющие иностранным языком».

1 балл

2 балла

3)

Правильный ответ: Нет.

Обоснование: В данном примере некоторые деревья могут иметь, а могут не иметь красивые цветы, потому что деревья могут быть и не садовые

1 балл

 

2 балла

4)

Правильный ответ – Нет.

Обоснование: В обоих утверждениях говорится про некоторые объекты, значит, вывод неопределенный. Зайцы могут быть в лесу, а могут и не быть.

1 балл

2 балла

5)

Ответ: Нет.

Обоснование: В данном примере жидкость может быть грязной водой, а может быть и другой жидкостью, которую нельзя пить

1 балл

2 балла

6)

Правильный ответ: Нужно знать общее число цистерн, вагонов и платформ

2 балла

7)

Правильный ответ:Света и Аня нарисовали дома, Катя – цветок.

Обоснование: По условию два одинаковых объекты - это дома. Если Катя нарисовала объект не такой, какой нарисовала Света, и не такой, какой нарисовала Аня, значит Света и Аня нарисовали одинаковые объекты.

1 балл

 

2 балла

8)

Правильный ответ: «Дул тихий ветерок».

Обоснование: Это предложение про ветерок, а название текста «гнездышко». Это основная тема. В предложении ничего не говорится о гнездышке.

1 балл

2 балла

9)

Правильный ответ: «Воет вьюга» (Холодно).

Обоснование: В тексте говорится о том, как белый медведь ловит рыбу в промоине. А то, что при этом воет вьюга не относится к основной теме.

1 балл

2 балла

10)

Правильный ответ: Предложение не по основной теме текста: «Чайки тоже съедают рыбу на берегу».

Обоснование ответа: Основная тема текста «Пеликаны». О них говорится во всех предложениях текста, кроме предложения про чайку.

1 балл

 

2 балла

11)

Правильный ответ: Есть. Последнее предложение имеет значение, противоположное значению предпоследнего предложения.

Обоснование ответа. В предпоследнем предложении говорится, что дятел ударяет клювом по дереву и это производит громкий стук, а в последнем предложении говорится, что кругом стоит тишина.

1 балл

 

2 балла

12)

Водителя, разумеется, зовут так же, как и тебя, поскольку задача начиналась со слов: «Предположим, ты являешься водителем автобуса». Вся другая информация о перемещениях пассажиров была нерелевантной (неважной для решения задачи

2 балл

Максимально возможная сумма набранных баллов по тесту =

32 балла

 

Обработка и интерпретация

За каждый правильный ответ в задании предлагается начислять 1 балл.

За правильное обоснование – 2 балла.

Следовательно: за все 12 ответов с обоснованием можно в принципе получить max = 32 балла.

Проверяемые категории умений КМ.

Категория 1: задания 1 и 6 – умение находить недостающую информацию.

Категория 2: задания 2-5 – умение делать и оценивать логичные умозаключения.

Категория 3: задания № 7 - умение оценивать последовательности умозаключений;

Категория 4: задания 8-11 – умение рефлексивно оценивать содержание текста.

Категория 3: задания № 7 - умение оценивать последовательности умозаключений;

Категория 4: задания 8-11 – умение рефлексивно оценивать содержание текста.

Категория 5: задание 12. - умение находить главную информацию на фоне избыточной.

 

Эти категории умений КМ оцениваются как сформированные, частично сформированные и не сформированные. Сформированными считаются: умения, если в заданиях, относящихся к соответствующей категории умений, учащийся дает правильный ответ и правильное (совпадающее к ключом) обоснование. К не сформированным относятся умения, если в задании (или группе заданий, связанных с данной категорией умений) нет ни правильного ответа, ни правильного обоснования (либо обоснование отсутствует).

Все другие варианты рассматриваются как частично сформированные. в том числе те, когда с какой-то категорией умений связаны несколько заданий, и правильное обоснование и ответ даны учащимся не для всех заданий, относящихся к этой группе (категории).

При оценке сформированности отдельных категорий умений нужно учитывать, что задания в тесте представлены неравномерно, т.е. отдельные категории умений представлены одним заданием, тогда как другие - двумя, тремя или четырьмя заданиями. Поэтому эти результаты нужно определенным образом уравнять, иначе их нельзя будет сравнивать. Для этого сумму полученных баллов, где на одну категорию приходится несколько заданий, нужно поделить на число заданий. Полученный результат будет соответствовать среднему показателю (числу баллов), для данной категории умений. Эти усредненные (и не усредненные) результаты затем могут сравниваться, во-первых, с максимально возможным числом баллов для каждой категории умений, а также со средне статистической величиной для класса и всей выборки.

Результаты относящиеся к отдельным категориям умений желательно представить графически, например, в виде гистограммы или еще каким-то наглядным образом

 

Другим результатом по данному тесту является показатель уровня сформированности умений КМ.

Предложение по поводу определения уровня сформированности умений

Максимальное число баллов, полученных за 12 заданий = 32 балла. Исходя из этой суммы, можно рассчитать показатель уровня сформированности умений следующим образом:

Высокий уровень: если учащийся набирает 25,6 балла по тесту (80% правильных ответов).

Средний уровень: Если учащийся набирает от 12 до 25,6 баллов; min =12 баллов.

Низкий уровень– если учащийся набирает меньше 12 баллов.

 

Дополнительный материал

1. Уровни проявления критичности

Чаще всего различают три уровня проявления критичности мышления (у младших школьников):

1) Уровень «зарождающейся» критичности: субъект подмечает, что в изображении объекта познания допущены ошибки, несоответствия, но он еще не в состоянии их осмыслить, объяснить.

2) Уровень «констатирующей» критичности: испытуемые находят допущенные в объекте познания несоответствия, ошибки, но не стремятся раскрыть источник их возникновения (характерно для учащихся первых и вторых классов).

3) Уровень «корригирующей» критичности: испытуемые не только отражают части, детали объекта познания во взаимосвязи взаимозависимости и обнаруживают допущенные в них ошибки, несуразности, но раскрывают причины их возникновения, а также указывают пути и средства их устранения

Источник. Байрамов А.С. Динамика развития самостоятельности и

критичности мышления у детей младшего школьного возраста. Докт. дисс. – Баку, 1968.