Психология и методология образования
  • Главная
  • Тест для оценки семейной социализации

Тест для оценки семейной социализации

Описание методики
Тест для оценки семейной социализации
Обработка результатов тестирования
Предварительные результаты и интерпретация данных тестирования
Приложения

Инструкция по проведению тестирования для педагогов, классных руководителей, школьных психологов.

Тестирование проводится в групповой форме. Вначале каждому учащемуся раздаётся текст с заданиями и бланк для занесения ответов. Зачитывается инструкция для учащихся. Следует избегать разъяснения терминов и понятий, так как большинство заданий связано с определением уровня знаний учащихся в данной области.

Затраченное время 20 - 30 минут.

Инструкция для учащихся. Испокон веков люди стремятся жить в семье. Однако, представление о том, что такое семья и как жить в семье, складывается у всех по-разному.

Вопросы теста будут касаться вашего понимания семьи.

Подпишите бланк для ответов. На листах с заданиями никаких пометок делать не надо!

Внимательно прочитайте каждое задание и варианты ответов. Выберите из предложенных ответов, на ваш взгляд, наиболее правильный. Букву, соответствующую выбранному вами ответу занесите в бланк рядом с номером соответствующего задания.

 

1. Социальная роль - это:

  1. определенный образец поведения

  2. совокупность действий индивида в определенных ситуациях

  3. ценностная ориентация индивида

  4. ожидаемое от человека поведение, соответствующее его социальному статусу.

2. Семья с точки зрения типологии групп является:

  1. большой группой;

  2. формальной группой;

  3. малой группой;

  4. семья не является группой.

3. Что является наиболее характерным для семьи?

  1. общность целей;

  2. совместная деятельность;

  3. общность быта;

  4. единство интересов

  5. вместе все перечисленное

4. Права граждан в семье могут быть ограничены:

  1. языковой принадлежностью;

  2. социальной принадлежностью;

  3. религиозной принадлежностью;

  4. Федеральным законом.

5. Какую из предложенных групп людей нельзя назвать семьёй?

  1. бабушка живет со своим внуком;

  2. двое друзей в целях экономии снимают одну квартиру;

  3. супружеская пара усыновила ребёнка;

  4. юноша и девушка решили жить вместе, но не хотят регистрировать свой брак в органах ЗАГСа.

6. Что может стать препятствием к заключению брака?

  1. неумение будущих супругов вести домашнее хозяйство;

  2. наличие детей;

  3. наличие другого брака;

  4. несогласие на брак родителей будущих супругов.

7. Должны ли взрослые трудоспособные дети помогать престарелым нетрудоспособным родителям?

  1. Могут, конечно, но не обязаны

  2. Родителям должны помогать только те дети, которые хорошо материально обеспечены

  3. Помощь нужна только нуждающимся родителям и только, если они просят об этом

  4. Не только должны, но и обязаны по закону РФ

8. Одно из прав супругов состоит:

  1. в оказании материальной поддержки друг другу;

  2. в сохранении одним из супругов добрачной фамилии;

  3. в равной ответственности за воспитание детей;

  4. в сохранении семейных традиций.

9. Что, по-вашему, относится к нарушению норм семейного права?

  1. раздельное ведение домашнего хозяйства;

  2. супруг при вступлении в брак поменял свою фамилию на фамилию жены;

  3. супруги проживали в разных городах;

  4. супруги не хотят иметь детей.

10. Отец познакомил дочь с сыном своего партнера по бизнесу. Поддавшись настойчивости родителей, совершеннолетние молодые люди заключили брак. Через некоторое время новая семья распалась. Кто, по-вашему, поступил необдуманно?

  1. Родители;

  2. Молодые люди;

  3. Обе стороны;

  4. Никто;

11. Могут ли родители запретить своим детям общаться с другими родственниками (бабушка, дедушка, дядя, тётя и т.д.)?

  1. Родители;

  2. Молодые люди;

  3. Обе стороны;

  4. Никто;

11. Могут ли родители запретить своим детям общаться с другими родственниками (бабушка, дедушка, дядя, тётя и т.д.)?

  1. Могут, если родственники проживают в другом городе;

  2. Могут, если родственники говорят на другом языке;

  3. Не могут, если родственники материально помогают семье

  4. Не могут в любом случае;

 

12. Родители обязаны обеспечить получение детьми:

  1. Начального общего образования;

  2. Среднего технического образования;

  3. Основного общего образования;

  4. Высшего образования.

13. Кто, по-вашему, должен быть главой семьи?

  1. Тот из родителей, кто больше зарабатывает;

  2. Тот, кто уделяет больше времени семье;

  3. Тот из них, кто несёт ответственность за семью в целом.

  4. Оба в равной степени, по взаимной договорённости;

14. Если мама домохозяйка, то она должна:

  1. Единолично решать вопрос о хозяйственных расходах;

  2. Заботится о бытовых нуждах всех членов семьи;

  3. Заботиться о чистоте и порядке в доме;

d. Быть «судьёй» в семейных спорах и конфликтах.

15. Сын спрашивает отца: «Нужно ли всегда действовать по закону, если это не выгодно тебе?» Каков должен быть, по-вашему, ответ отца?

А. Извини, но я очень устал, спроси у мамы (дедушки, бабушки, либо у кого-то еще);

Б. Давай разберёмся с тобой вместе;

В. Ну, это вопрос сложный, подрастешь – сам разберешься;

Г. Закон это одно, а жизнь – это совсем другое.

16. Если родители отказали вам в чем-то, что вы очень хотели, например, в покупке модной одежды, оплате туристической поездки и т.д., ссылаясь на материальные затруднения. Как вы отреагируете на это?

А. Соглашусь с отказом, если родители пообещают исполнить моё желание позже;

Б. Попрошу исполнить мою просьбу других родственников;

В. Выслушаю доводы родителей, соглашусь;

Г. Постараюсь убедить родителей в важности моей просьбы.

17. Могут ли родители наказывать своих детей за проступки?

А. Да, если, по их мнению, это недостойный проступок;

Б. Да, если на этом настаивают окружающие (соседи, школа, другие родственники);

В. Да, человеку нужно испытать чувство вины за своё поведение;

Г. Да, если были нарушены какие-то общепринятые нормы поведения, установленные правила.

18. Родители всегда хотели, чтобы их сын стал врачом, как и они. Но сын поступил в технический ВУЗ, где учился и его дед. Это привело к конфликту в семье. Какой должен быть выход из этой ситуации?

А. Сын должен согласиться с родителями;

Б. Родители должны поговорить с сыном и объяснить, что дедушка плохо на него влияет;

В. Родители должны понять, что нельзя навязывать свою точку зрения;

Г. Дедушка должен объясниться с родителями подростка.

19. Какое из предложенных мнений родителей в отношении к подготовке к сдаче ЕГЭ вы считаете правильным?

А. Нужно создать условия для продуктивной подготовки, поддержать морально;

Б. Нужно целиком положиться на школу, учителей;

В. Нужно следить, чтобы подготовке к ЕГЭ уделялось достаточное время;

Г. Нужно усилить контроль, проверять выполненные задания.

20. На юбилей бабушки собирается вся семья. Но внучку в этот день пригласила её подруга пойти на концерт известного певца. Как поступить девушке?

А. Остаться всё-таки дома, вместе со всей семьёй;

Б. Помочь в подготовке праздника, но уйти, не оставаясь на само торжество;

В. Пойти с подругой, проведя с родными некоторое время, обговорив это заранее с бабушкой и получив её разрешение;

Г. Незаметно «улизнуть» в разгар торжества.

21. Родителям стало известно, что сын-подросток начал курить. Как должны поступить родители в этой ситуации?

А. Пусть курит, ведь родители тоже курят;

Б. Выяснить причины, прояснить ситуацию и помочь принять правильное решение;

В. Строго запретить курить;

Г. Побеседовать о вреде курения.

22. Дочь получила двойку. В присутствии дочери мама обвинила учителя в предвзятости к её ребенку. А как она должна была поступить, ведь она хотела защитить своего ребенка?

А. Она должна пожаловаться на учителя директору школы;

Б. Она должна наказать свою дочь и заставить её исправить оценку;

В. Она должна была побеседовать сначала с учителем один на один;

Г. Она должна была побеседовать сначала с дочкой один на один.

23. На семейное благополучие больше влияют внешние обстоятельства, чем отношения самих супругов. Согласны ли Вы с таким утверждением?

Г. Она должна была побеседовать сначала с дочкой один на один.

23. На семейное благополучие больше влияют внешние обстоятельства, чем отношения самих супругов. Согласны ли Вы с таким утверждением?

А. Семейное благополучие зависит от самих людей;

Б. Семейное благополучие зависит от хорошего отношения к детям;

В. Семейное благополучие зависит от выполнения всеми своих обязанностей;

Г. Это утверждение верное.

24. Находясь дома, я готов(а):

А. Выполнять те дела, которые соответствуют моим возможностям;

Б. Выполнять столько же домашних дел, сколько и другие члены семьи;

В. Выполнять минимальный объём работы;

Г. Не выполнять никакой работы по дому.

25. Как в семье должны, по-вашему, разрешаться конфликты?

А.Спустить все на «тормозах», полагаясь на то, что постепенно все успокоятся и забудут о причинах конфликта;

Б. Нужно успокоиться, всё обсудить и принять совместное решение;

В. Путем уступок старшим членам семьи;

Г. Большинством голосов членов семьи.

26. Примите ли вы участие в обсуждении и организации предстоящего совместного отдыха с родителями?

А. приму активное участие;

Б. если меня попросят родители;

В. если примут моё предложение;

Г. приму участие в обсуждении.

27. Чем старше мы становимся, тем больше появляется обязанностей у нас в семье. Как вы относитесь к этому?

А. Спокойно. Буду исполнять то, что от меня потребуется;

Б. Чем я старше, тем больше я могу заботиться о своей семье;

В. Не знаю. Обязанности в семье не должны мешать моим интересам;

Г. Предпочитаю сам регулировать свои обязанности в семье0.

28. Готовы ли вы взять на себя домашние обязанности заболевшего члена семьи?

А. Да, в любом случае;

Б. Да, если меня попросят;

В. Да, если эти обязанности (или часть из них) мне по силам;

Г. Да, если другие члены семьи тоже будут брать на себя часть обязанностей.